Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
МНОГОЦВЕТЬЕ НАЗВАНИЙ Разнообразно культурное наследие наших предков. В предлагаемых заметках речь пойдет о географических названиях, чем-нибудь необычных. Одни овеяны легендами, другие связаны с историческими событиями, третьи напоминают нам о былых занятиях местного населения или интересны какими-то происшествиями. Таких названий на кольской земле многие десятки. Некоторые из них уже не бытуют в живой речи, но известны по описаниям прошлых времен, встречаются в сочинениях путешественников и исследователей Кольского Севера. В заметках рассматриваются названия, наиболее любопытные с точки зрения историка-кра- еведа. 1. ТОЧИЛЬНЫЙ РУЧЕЙ Восточнее селения Кашкаранцы течет Точильный ручей. Его название — одно из древнейших русских географических наименований на Терском берегу. Во вкладной грамоте 1469/70 года знаменитая "Марфа-посадница” (вдова новгородского боярина Исаака Борецкого) удостоверяет передачу Соловецкому монастырю своей вотчины на Терском берегу со всеми землями и водами, лесами и сенокосами, а также ’’рыбными ловищами” , среди которых указана "тоня Точильный ручей". В XVI веке Соловецкий монастырь значительно расширил свои владения на Терском берегу, завел семужьи промыслы на реке Варзуге в Чаваные, Чапоме: продолжался лов рыбы и на прежних тонях. В хозяйственной описи 1669 года читаем: "Промысл рыбной Точильной. Келья братская с сеньми с теплыми, в них два чюлана. Да келья столовая с сеньми с холодными, в них чюлан, 2 анбара, а под анбарами по погребу, а в тех двух анбарах 6 неводов тонных, 4 карбаса тонных, соли 50 пудов, и поварня, и квасоварня, и сушилд рыбное, под чем рыбу семгу коптят, да и сарай на столбах, под чем рыбу вялят” . 2, ДВЕРИ В Хибинах есть места, удивляющие путника обилием в беспорядке разбросанных крупных камней. Это поработал ледник, некогда отступавший на север. Скопления каменных глыб породили легенды о будто бы происходивших тут сражениях богатырей. Одно из таких урочищ получило название "Двери” . В 1880 году в Хибинах побывал географ Н. В. Кудрявцев. "На дне глубокой пропасти, — писал он, — гигантскими грудами нагромождены оторванные утесы гор. Пылкое воображение лопарей приписывает происхождение этого адского хаоса, памятника разрушений, ожесточенным побоищам титанических гигантов — мифических ’’шишей", тени которых будто бы и теперь бродят по логам и лесам. 3. ГОРОД ; "Городом” в древности называлось укрепление вокруг поселения для защиты его от нападения врагов. Название пройсходит от слова "городить” — ограждать селение стенами или частоколом. Покинутые укрепления, остатки былых крепостей археологи называют "городищами” . Близ села Варзуга сохранились следы двух городищ — "Прямого" и "Косого” . По-видимому, это были убежища на случай вторжения иноземных грабителей и убийц, нередко нападавших на поморские селения в XV—XVI веках. Предания лопарей повествуют о борьбе их предков с "чудью” , под которой чаще всего подразу меваются шведы или вообще скандинавские находники. Лопари укрывались от них за пределами селений, в хорошо замаскированных ямах. Нет никаких сведений о строительстве лопарских укреплений. Но помимо письменных источников есть еще "язык земли” — старинные названия урочищ. Летом 1887 года на Имандре работал зоолог А. Л. Ященко, который очень близко сошелся с местными лопарями. Ученый записал от них ряд преданий, сказок и песен. Одно из "сказаний” о нападении разбойничьей шайки на поселение близ Ёкострова заканчивалось подтверждением истинности происшедшего — находкой на месте борьбы заржавленного ножа. "Этот нож, — сооб щает А. Л. Ященко, — я взял себе на память от поселившегося здесь лопина Василия Бархатова, который и рассказал мне его историю. Место называется городом.:.” 4. СВЯТАЯ ГОРА Некоторые места на кольской земле назывались "святыми” : Святой Нос, река Паз (по-лопарски Пасс — "святая"); могила Трифона — основателя Печенгском монастыря, причисленного к лику святых в середине ХѴП века. По сообщению кольского лесничего К. А, Соловцова (1861 г.), "Святою горою” местное населе ние именовало конусообразную вараку (сопку) близ впадения реки Маны в Печенгу, в 8 верстах от Сретенской церкви, построенной над могилой Трифона. Здесь, по преданию, Трифон укрывался от лопарей-язычников, подстрекаемых жрецами, которые хотели убить христианского проповедника. В 1764 году Печенгский монастырь был упразднен и лишь спустя 122 года возобновлен. Пришельцы — монахи Соловецкого монастыря, усвоив предание, стали называть гору иначе. Церковный историк Н. Ф. Корольков (1908 г.) пишет: посетителям "указывают каменную пещеру у подошвы высокой каменной горы, в которой преподобный укрывался от гнева логіарей-языч- ников. В память этого гора называется "Спасительною” , самая же пещера едва заметна, камни осыпались” . Поморские патриоты высоко ценили заслуги Трифона, относились к нему с глубоким почтением. ” Отче Трифоне, — благоговейно обращался к святому известный промышленник М. К. Сидоров, — ты первый пришел в Варангерское поморье из Новгородския страны! Ты первый... построил собственными руками православные церкви и часовни... положил камень ко всей народной жизни и торговле... Ты первый во всей Северной стране, в Печенгском заливе, основал промыслы и торговлю, и мореплавание, и заводы, и верфи. Ты первый успехами своими в своем творении и чудесами удивил весь русский народ и русских царей Иоанна и Феодора!” Трифона чтили как первопоселенца Печенгского края. Журналист Е. Л. Кочетов, сопровожда вший в 1894 году министра финансов С. Ю. Витте в поездке по Мурману, писал: "Лопарский апостол Трифон закрепил Кольский полуостров за Россиею” и выражал уверенность в том, что "потомки воздвигнут памятник святителю Трифону” . 5. ПОЛЕ В 1826 году Колу описывал выдающийся гидрограф М. Ф. Рейнеке. "Позади строения города, — отмечал он, — находится ровная площадь, возвышение коей над основанием города 3 сажени. Площадь сия собственно называется Полем. В старину-было на оной кладбище и рос сосновый лес... ныне же нет там ни одного кустарника” . В XVII веке в Коле размещался гарнизон, состоявший из 500 стрельцов и команды пушкарей. Военнослужащие занимались промыслами и частично сельским хозяйством. Об этом свидетель ствует челобитная стрельца Льва Устинова, поданная правительству в 1683 году. "Коляне посацкие люди, — писал челобитчик, желавший поселиться на Поле, — владеют за своими дворами и меж их стрелецкой слободою огородными местами большими для репного севу, а те огородные места не тяглые (податью не обложены) и в писцовых книгах ни за кем не записаны” . Селиться на Поле стрельцам не разрешили. Коляне продолжали выращивать на нем овощи. Молодой ученый Н. Я. Озерецковский, описывавший Колу в 1771 году, сообщает: "Репу сеют позади города на вышесказанной площади. На нее всегда бывает урожай, и случаются репы весом до 10 фунтов (более четырех килограммов1). С нею ездят иногда коляне на лодках в Дацкия приморские селения и там ее продают. Капуста родится также хорошо, но... в вилки не завивается". На плане города, составленном в середине ХѴШ века, вдоль западной стороны Поля показаны заграждения из бревенчатых козел. Их южный конец упирается в гору Соловараку. Экспликация (пояснение к плану) гласит: "Рагатка для защищения прежде сего от шведов, которая и огнила” . Кольский гарнизон в XVIII веке постепенно сокращался. Население города в 1826 году равнялось 715 постоянным жителям, включая чиновников и 70 человек "внутренней стражи” . По отчету городничего Голубева, в 1825 году в Коле возделывалось 150 огородов, которые ’’засевались наиболее репою и частию картофелем, капустою и редькою". Это первое упоминание о выращива нии картофеля на Кольском полуострове. 6. РВЫ Не знаю, помнит ли кто сейчас название местности Рвы на востоке Кольского полуострова. В недавнее время исчезли некогда людные селения, такие, как "преизящный" (обильный благами) Поной, славившийся добычей семги и морского зверя. А в прошлом здесь кипела промысловая жизнь. В становище Рвы и в близлежащих местах стояли избушки зверобоев, сходившихся сюда из разных селений Поморья в конце зимы. Обратимся к документам. Писцовая книга 1608 года сообщает: "Понойского погоста жильцы и двиняна, и колмогорцы, и заонежаня, и сумляня и из ыных поморских волостей ходят в весне на море и зверь всякой бьют, и из них вынимают сало и продают в Коле и на Двине немцом на корабли, а иные отвозят на Русь...” Били тюленей баграми и пиками (’’спицами") на подвижных льдах ("торосах” ). С убитых животных снимали шкуру вместе с салом и вытаскивали ее на берег. Здесь сало обрезали, а очищенные кожи просушивали. Для хранения сала в удобных местах рыли в земле выемки ("рвы"). В описании промыслов, составленном в 1797 году, говорится: сало кладут ” в приготовлен- ныя ямы, покрывают их досками, а кожи распяливают на открытом воздухе, чтоб высохли, потом отъезжая в ближния селения, запасаются бочками, и поклав в оныя звериное сало, отвозят в Архангельск, а иногда и в самом том месте продают закупщикам” ; из Архангельска "сало морских зверей отправляется за море и частию отвозится в Москву и Петербург под имянем ворванного сала” . Врач И. Н. Шмаков, лично наблюдавший промысловую жизнь на Терском берегу, рассказывает: "Торосовый промысел длится с 10 февраля до 25 марта (по старому стилю); в 1896 году им занималось 678 человек, из них 575 хозяев и 103 наемных рабочих. Живут промышленники в избах, раскинутых в недалеком расстоянии одна от другой... Избы незначительных размеров, черные, без печек, имеют лишь очаг для варки пищи... С раннего утра промышленники, при благоприятных ("прижимных” ) ветрах, приносящих лед к берегу, отправляются на лед и весь день проводят за поисками зверей, которые носятся на льдинах вместе с детенышами... Набив зверей в достаточном количестве, промышленники при первой возможности стараются выбраться на твердый (не плава ющий) лед... Весьма нередко случается, особенно если задуют относные ветры, что промышлен ники проведут не одну ночь на льдах, прежде чем удастся выйти на сушу и питаются за это время сухарями, а при недостатке таковых и звериным салом. Промысел этот, бесспорно, рискованный и опасный, и редкий год обходится без человеческих жертв". В донесениях терских властей встречаются сообщения о гибели зверобоев. Вот одно из них, полученное кольским исправником в начале 1890 года: ” 2 марта 1889 года из местечка, называ емого "Рвы” , что в 22 верстах от селения Поноя, отнесло в море на льдине крестьянина Тетринс- кого селения Марка Дмитриевича Клишева, 40 лет от роду, который по тщательным розыскам до сих пор нигде не оказался". (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz