Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
• Страницы истории ЗЯГЛДКА ДНИКИЕВЛ ОСТРОВЛ у СЕВЕРО - ВОСТОЧНО ГО побережья полуост рова Рыбачий лежат два не больших островка. Их мож но найти только на специ альной, крупномасштабно]! карте. Один из них, Аники- ев, был в свое время хоро шо известен всем мореходам и промышленникам рус ского Севера. О нем на Мур мане и в Поморье ходили легенды и поверья. Достопримечательно с т ь ю острова являлась скала, ис писанная иностранцами и русскими. Кроме имен, н е которые надписи имели да ты и представляли собой сообщения о случігвшемся. Неподалеку, на этом ж е ост рове, находилась каменная кладка — так называемая «Аникиева могила». Оба памятника старины — скала с надписями XVI — XVII веков и загадочная «могила» — давно привле кали внимание исследовате лей. Невольно возникали вопросы: почему именно здесь моряки оставляли свои автографы, а не у Киль- дина, Териберки или Свято го Носа, где пролегали пути кораблей, плававших вдоль Мурманского побережья? И к о такой Аника или Дни- s . ій, по имени которого по лучил название остров? Финский ученый М. А, Каетрен во время плавания ік> Белому морю слышал от старика-помора следующую легенду. Аника был англий ским викингом, которыіі, обосновавшись на острове, брал с рыбаков дань, а кто не хотел платить, того вы зывал на единоборство. Ино земец отличался необыкно венной силой и могучим те лосложением. Долго не н а ходилось смельчака поме риться с ним силою. Нако нец, вышел на поединок не казистый на вид, но креп кий и ловкий работник, ис полнявший на промыслах роль стряпухи, который и убил в схватке притеснителя рыбаков Анику. Свою побе ду над викингом русский богатырь увенчал записью на скале Аникиева острова. Историк Лапландии Г. Ф. Гёбель версию об Анике счи тал вполне достоверной, так как есть «круг, в котором произошло единоборство, а такж е могила». Г. Ф. Гё бель сообщает, что промыш ленник Зандеберг в 1880 го ду выкопал из могилы «ске лет мужчины громадного роста». Загадка Аникиева острова волновала и советских ис следователей. Составитель Географического словаря Кольского полуострова про фессор В. П. Вощинин вы сказал в 1939 году мнение, что «название возникло в XVI веке, вероятно, по име ни Аникия Строганова». На первый взгляд, -что предположение выглядит очень правдоподобно. Ани- кий Федорович Строганов — личность довольно известная в русской истории. Иван Грозный в 1558 году пожало вал ему в потомственное владение земли по рекам Каме и Чусовой, где возник ло своеобразное «государст во в государстве» — частная территория с крепостями, войском и административ ным аппаратом. Аникий Строганов первым из круп ных русских купцов облю бовал Колу для торговых сношений с иностранцами. К концу жизни Анике принадлежало здесь 10 в ар ниц с годовой производи тельностью в 400 ООО пудов соли. Одна из них находи лась на берегу Кольского з а лива, близ устья ручья, по лучившего название Вар- кичьего. Это — почти центр современного Мурманска. В Коле Строгановым при надлежало обширное под ворье. В 1579 году Семен Аникиевич Строганов «с пле мянники» передал на «по мин души» своего родителя Печентскому монастырю все солеваренные заведения и земельные угодья на Коль ском заливе вместе с под ворьем в городе. Но в доку ментах нет ни прямых, ни косвенных указаний на то, что Строгановы занимались рыболовным промыслом. Царский писец Алай Ми халков в 1609 году подроб но описал все промысловые заведения н а Мурмане. Ани- ісяев остров носил название «Цыпнаволоцкой», то есть именовался по названию з а лива. На нем находились од на изба и две скии (погреба для посола рыбы), принад лежавшие колянам, и еще одна изба и ския двинских промышленников. Строений Печевтского монастыря на острове нет (если бы тако вые имелись, то можно бы ло бы предположить, что они получены от Строгано вых). Итак, все говорит о той, что нельзя связывать название острова с именем Аники Строганова. Вопрос — кто такой Ани ка? — остается открытым. Что касается его «могилы» и «круга», где происходило единоборство, то этому (ес ли отбросить вымыслы о громадном скелете) можно дать следующее объяснение. На полуострове Рыбачий первобытные люди посели лись около 8 тысяч лет назад. В местах наиболее добычливого промысла они выкладывали круги и спи рали из камней, так н азы ваемые «вавилоны», а позд нее сооружали сейды — ку чи камней, в которых, по их представлениям, обитали ду хи-покровители. Рыбацкие становища нередко распо лагались вовле каменных кладок. Некоторые ив таких «ориентиров» отмечены в писцовой книге Алая Ми халкова: «становище под сейдою у Типунова», «стано вище у каменя на Килдине». Легче решается вопрос, по чему мореходы оставляли свои надписи в а скале Ани киева острова. Район Цьш-Наволока яв лялся центром весенних промыслов Мурмана. Сюда являлись рыбаки из разных мест. Писцовая книга сооб щает: «приходят на удьбу двиняне и кареляне и по морских волостей люди, да ловят на Мурманском море рыбу треску и палтус и ах- кулы, и меняют ту рыбу с немцы н а товар.-». Русское правительство взимало с промысловых су дов и добычи пошлину, для сбора которой из Колы по сылались таможенные цело вальники. Платили пошлину и иностранцы, скупавшие продукты промысла. Как по казывают документы, мес том сбора пошлин был Ани- киев остров. В Центральном Государст венном архиве древних а к тов «ВЕрваяяяеь два огром ных дела, связанных со зло употреблениями К О Л Ь С К И Х воевод И. Воронецкого и Д. У н к о івск о го . Из следст венных материалов ясно, что н а АниКиевом острове в ХѴП веке находилась тамо женная застава. Посадские жители города Колы жало вались н а воеводу Д. Унхов- ского, что он в июне 1703 го да отправил н а Аникиев ост ров стрельцов и схватил их целовальника, которого они поставили «у кораблей на заставы, чтоб промышлен- ньж люди тайно не продава ли иноэемцам на корабли рыбьг трески и сала...». Воеводу И. Воронецкого коляне обвинили в том, что он отнимал у них «треску и сало... и от его, Иванова, гра бежу они разорились вко нец», а ездил на промыслы со стрельцами «на лодье и с собою имал из Колы госу дарево ружье, пушки и зелье (порох), и свинец, и знаме на, и барабаны». В июне 1698 года ездил он в Печен- гу «к Трифону чудотворцу помолитца» и тогда «пять пушек малых да два знамя ветхих, да один барабан с собою брал для чести госу даревы, потому что к Три фону чудотворцу морем путь мимо острова, у которого бывает приезжим иностран цам к арательная пристань...» Реформы XVIII века внес ли существенные изменения в ж и зн ь Мурмана. Под вли янием Крестьянской войны Екатерина П отменила по всей стране всякие сборы с рыбных промыслов. Торгов ля морскими продуктами стала вольной. Таможенная заістава у Аникиева острова исчезла. Шли годы и десятилетия. Менялись поколения рыба ков, ходивших н а «вёшну» к Аникиеву острову. Предания о взимании «десятого» с тор гов и промыслов воплоти лись в легенду о разбойнике Анике. Гибель Аники от рук простого тружен ик а -помо- ра символизировала падение системы насилия и произво ла, некогда царивших на промыслах, отражала веру народа в победу над притес нителями. Как нет дыма без огня, так и легенды обычно име ют реальную основу. И. УШАКОВ. Доцент Мурманского пед института. * * * НА СНИМКЕ: иностран ные корабли у берегов Мур мана. (С голландской гравюры конца XVI века).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz