Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КОЛЬСКОГО КАРЯ Иван УШАКОВ, краевед 3. Басаргин правеж Иван Грозный, борясь с политическими противниками, взял Двинскую землю с Холмогорами в учрежденную им "оприч нину" - в свой личный удел, а Терский берег остался под управлением Боярской Думы, в составе "земщины". Пользуясь покровительством царя, бога тые двинские промышленники Бачурины, бравшие на откуп взимание десятины с ж и телей Беломорья, предъявили варзужанам иск на 450 рублей будто бы накопившегося долга. Варзужане отвергли наглое требо вание. Тогда Бачурины пожаловались Ива ну Грозному. Царь "разгневался" и в 1568 году послал в Варзугу карательный отряд опричников во главе с Басаргой Леонтье вым. Лютые опричники и их двинские пособ ники учинили в селе страшный погром. У варзужан забирали все ценное, ломали до ма, грузили награбленное на суда, везли крестьянское имущество на Двину и рас продавали на торгу. Люди рабегались кто куда, одни на Мурман - в Колу и Печенгский монастырь, другие - в Карелию. Вслед за Варзугой опричники разграбили Умбу, Порью Губу, Кандалакшу и селения Кем ского побережья. В памяти жителей этот чудовищный по гром остался под названием "Басаргина правежа" (правеж - взыскание долгов или податей посредством мучений). Именем Басарги пугали непослушных детей. Донесения о правеже не сохранилось, но результаты и последствия этого злодеяния отчетливо видны в описи села, проведен ной в мае 1575 года. Спустя семь лет после Басаргина правежа в Варзуге было 79 пус тых дворов и 33 поросших бурьяном места, на которых до погрома стояли крестьян ские дома; никем не использовались 11 семужьих тонь. Вместе с новыми поселен цами, которым разрешили "дворы свои по- ставити" на покинутых местах, в селе насчи тывалось лишь 138 семей. Разорением варзужан воспользовались севернорусские монастыри. Они по де шевке скупали у крестьян луки, брали к себе на содержание престарелых и немощ ных людей с условием, что после смерти их доля угодий перейдет монастырю; монахи давали нуждающимся под залог луков ссу ды на обзаведение хозяйством, предостав ляли в долг под проценты муку и разные вещи. В большинстве случаев обнищавшие поморы не могли своевременно погасить долги и теряли право на заложенные ими луки. До Басаргина правежа только 26 луков (три процента волостных угодий) принад лежало монастырям; в 1575 году - 128 лу ков (14,8 процента угодий) находились в собственности монастырей, в том числе: Соловецкого - 105, Николо-Корельского - 16,5 и Антониево-Сийского - 6,5 лука. В начале восьмидесятых годов XVI века 56 с половиной луков приобрел Троице-Серги- ев монастырь. В селе появились новые мо настырские подворья и хозяйственные службы. Но сами варзужане еще не стали вотчинными крестьянами, по-прежнему являлись государевыми черносошными людьми, 4. Культурный облик терчан Русские поселенцы принесли с собой на Терский берег довольно высокую матери альную и духовную культуру - "нравы свои отческие, законы и обычаи новгородские". В речи варзужан слышалось новгородское "цоканье” : говорили "целовек" вместо "человек", "ноцка" вместо "ночка"; упот ребляли слово "ручей" вместо "ключ" в говоре Северо-Восточной Руси. В избах - по-новгородски с подклетом, печь откры той стороной была обращена не к фасаду, а к боковой стене дома, полатей не делали. Юго-западный ветер варзужане называли "шелоником" - так, как в Новгороде, где он дул от реки Шелони. Вплоть до XX века у терских поморов сохранялся обширный цикл новгородских былин. Длинными зим ними вечерами варзужане собирались на посиделки, слушали сказителей "старин", хором пели любимые песни. На тонях, в ожидании подхода рыбы и в непогоду, па мятливые рассказчики развлекали слуша телей сказками, бывальщинами, потешка ми. Поморы уважали грамотных людей. Торгово-промышленная жизнь требовала умения считать и писать. У по'моров суще ствовал обычай: у грамотного отца должен быть хотя бы один грамотный сын. Дело вые документы XVI века (купчие, данные, челобитные) свидетельствуют о грамотно сти многих варзужан. Рукописные книги проникали в Варзугу через монастырские подворья из Солов ков и Троицы. Богатые поморы соответст венно своим интересам заказывали книги профессиональным писцам или покупали на Двине. Как правило, это были "соборни- ки" - книги, состоявшие из ряда произве дений религиозного и светского содержа ния,- своего рода библиотека в миниатю ре. Из книг XVI века, обращавшихся в Вар зуге, сохранился Соборник, принадлежав ший некоему Кириллу. Писал книгу монах Андроний, когда он пребывал в какой-то горести ("егда убо уных от печали и напи сал сие"). Книга имела 285 бумажных лис тов большого формата, заключена в кожа ный переплет. В ней более 60 произведе ний, часть которых была составлена пис цом. В обращении к Кириллу Андроний уничижительно называет себя многогреш ным и непотребным, отмечает, что книгу "злоукорным моим языком слагал и вда- хом твоей боголюбивой душе". Соборник состоит из трех частей. В пер вой преобладают каноны (церковные пес нопения). Интересно и разнообразно со держание второй части: сочинения о ка лендаре, рассказы о чудесах, притчи и по учения, жития святых, ''О кончине века и антихристе", "О исходе души", "Изложе ние о вере Максима исповедника", "Слово о видении апостола Павла", обличительные сочинения ("О мятущихся чернцах", "О не- чуствии душ"), похвальные слова святым на определенные календарные дни. В по следней части книги - повесть о приходе Стефана Батория с войсками под Псков в начале восьмидесятых годов XVI века (с пометкой: "Сице поведа нам святогорский старец"). Завершает книгу пасхалия - рос пись календарных дат пасхи за ряд лет. В варзужском Соборнике отражен ши рокий круг вопросов, волновавших средне векового человека. В селе имелись и дру гие книги (на Соборнике Кирилла стоит библиотечный номер 13-й), но они не до шли до нашего времени. Книги читались и в церкви, и в домашней обстановке, где можно было обменяться мнениями, обсу дить непонятные места, лучше уяснить со держание сочинений. О том, что Соборник предназначался не для одного только Ки рилла, свидетельствует надпись Андрония: "Да прочтется сия книга и иным нашей бра тии, у вас пребывающих” . Можно безоши бочно заключить, что варзужане, живя бук вально на краю Русской земли, не были оторваны от общего культурного развития своей страны. (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz