Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

61 ИСТОРИЯ И ПРАВО Из пяти последних строк только вторая — четкая, остальные едва видны’ . Как показывает надпись, это поклонный, молитвенный крест. Дата —7143 от сотворения мира — соответствует 1635 году по современ­ ному летоисчислению. Следовательно, крест этот стоит три с половиной столетия! Это самый древний деревянный памятник на Кольской земле. Размеры креста: высота —240 см (без скры­ той в земле части), ширина столба — 28 см, толщина — 20 см ; длина большой перекладины — 174 см, в торце 27 х 20 см; длина верхней перекладины — 53 см, нижней, косой — 97 см. Высота букв — около 8 см. Кем и зачем был поставлен у дороги, рядом с церковью, поклонный крест? По рассказу помора П. В. Буторина, запи­ санному в 1664 году, крест с «сенью» (покры­ тием) ставил кольский воевода Гурий Иванович Волынцев в честь Варлаама Керетского за «исцеление» от тяжкого недуга. Неизвестно, об этом ли кресте идет речь в рассказе П. В. Бу­ торина, но Г. И. Волынцев действительно в се­ редине 30-х годов XVII века воеводствовал в Коле. Варлаам, согласно житийной повести, происходил из села Керети и во времена Ивана Грозного служил в Коле священником. Из ревности он убил свою жену. Желая искупить грех, Варлаам сложил сан священника и с трупом жены плавал по морю на карбасе до тех пор, пока не получил прощение от Бога. По народному поверью, обретя чудодейственную силу, возле Святого Носа Варлаам «заклял» червей, которые прогрызали днища судов, и тем навсегда избавил мореходов от величайшей опасности. Поморы считали Варлаама святым, приходящим на помощь во время несчастий на море. К нему обращались с молитвой, когда терпели бедствие на воде. Писателя С. В. Максимова в 1856 году поморы, провожая в плавание, напутствовали словами: «Смотри — неладное что выйдет тебе: поветерья что ли долго не будет, в бурю ли страх обуяет тебя... — молитву свою Варлаамию Керетскому посылай... Пособляет». Церковь не канонизировала Варлаама как святого, но обращаться в молитвах к нему не запрещала. Варлаам не похож на божьих угодников. Ис­ следователь «Жития Варлаама Керетского» доктор филологических наук Л. А. Дмитриев отмечал, что он не подвижник во славу веры, а «человек, совершивший тяжкое преступление, человек с несчастной судьбой. Подвиг его — это не отшельничество, не деяния, укрепляющие могущество церкви, а тяжкий повседневный труд на море». «Чудеса» Варлаама заключаются в том, что он вселяет силы, подбадривает терпящих бедствие на море: «Не плошитеся, Бог вас вынесет!» И 1 В слове «православным» вторая буква А пропущена. Идеограмма на верхней перекладине и надпись в верхней части столба не расшифрованы. впавшие в отчаяние рыбаки благополучно добираются до берега. [1 ] Наши предки верили в Бога, надеялись на его милость, и на морских берегах стояло немало крестов — благодарственных (за спа­ сение от смерти по обету), навигационных (путевые ориентиры), надмогильных (в память о погибших). Около десятка крестов находи­ лось близ Колы. Крест, воздвигнутый в 1635 году, по-ви­ димому, в честь Варлаама Керетского, ориен­ тиром не служил. По церковным сведениям, первоначально он стоял возле судовой пристани. Но после того как в последней четверти XVIII века река Кола изменила течение и устремилась вправо от Кладбищенского острова, крест перенесли в так называемое Верховье, к часовне Все­ милостивого Спаса. В «Описании города Колы», вышедшем в 1830 году, М. Ф. Рейнеке сообщает: «Большой деревянный крест», поставленный на берегу старого устья реки Колы, жители «тщательно сохраняют под крышею» [3 ]. В XIX веке уже никто из колян не мог точно сказать, по какому поводу и кем был сооружен этот поклонный крест. В. Н. Харузина, посе­ тившая Колу в 1887 году, отметила две местные святыни: очень древнюю, «всеми почитаемую икону св. Троицы» и «старинный крест под навесом», стоящий возле «часовенки во имя Спаса Милостивого». «По кольскому преданию, — писала исследовательница, — он был поставлен собственноручно Варлаамием Ке­ ретским, святым, очень почитаемым на всем Севере». [4 ] Кола являлась сборным пунктом для рыбаков, занимавшихся весенними промыс­ лами на Мурмане. Сюда ежегодно в марте сходилось со всего непашенного Поморья до 2—3 тысяч человек. Около трети из них «придерживались старой веры», не посещали церковь, предпочитали молиться у древнего, дониконианского креста, сооруженного, как они думали, их земляком — святым Варлаамом Керетским. Для лова трески на Мурмане применялась очень длинная снасть — ярус, протяженностью в несколько километров. Рыбацкие лодки (шняки, карбасы, тройники) стояли «на ярусах» вдали от берега по 6—12 часов. Иногда погода быстро менялась, почти внезапно налетал штормовой ветер, и рыбаки гибли в морской пучине. В годовых «обзорах» о состоянии Архангель­ ской губернии постоянно фиксировались случаи невозвращения людей с промыслов. Так, в 1841 году погибло на море 13 судов и утонуло 63 человека. [8 ] И по другим обзорам — примерно столько же. В отчете кольского исправника за 1887 год говорится: «Крушений судов у берегов Кольского уезда было 12, из них шняк — 4, карбасов разных размеров — 7 и одна яхта. Убытка от сих крушений последовало 5325 рублей. Утонуло 20 человек». [9 ]

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz