Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

НАУКА И БИЗНЕС на МУРМАНЕ 60 На Терском берегу обетные и благодар­ ственные кресты по традиции ставили монахи и работные люди Соловецкого монастыря перед тем, как выйти, закончив промысел, в обратный путь через «голомя» (открытое море, в отличие от сравнительно безопасного прибрежного плавания) или после счастливого прибытия из Соловков. В дневниковой записи соловецкого приказчика от 14 сентября 1761 года, сделанной в деревне Пялице, читаем: «По утру крест ставили и пошли»; 15 сентября: «Шли через голомя»; 16 сентября: «Дошли ло Заецкого острова» (южный в Соловецком архи­ пелаге). Запись варзужского старца, отправ­ лявшего семгу на Соловки: «Крест ставили в Кошу (устье реки Варзуги)... Иерономонах Флавий пел молебен у креста». Многие кресты служили навигационными знаками. Сведения о них содержатся в лоциях, которыми пользовались мореходы. В помор­ ской лоции XVIII века встречаешь такие указания: «Святой Нос, на коем много крестов», «Могильный остров, на коем крест», «В реке Коле, на левой руке, на наволоке, крест». В 1826 году Кольский залив описывал лейтенант флота М. Ф . Рейнеке. Им отмечены «крест на горе Соловараке», «городская мельница и высокий крест Долгий на корге» (каменистой отмели) к северо-западу от Кладбищенского острова. Распространенность крестов на Мурмане Рейнеке объясняет так: «Наши промышленники ставят у своих ста­ новищ кресты и каменные груды (кеккуры или гурии), служащие им приметами для входов» [2]. Археологическая экспедиция АН СССР в 1825 году обнаружила на Шпицбергене возле старинного зимовья «два могучих креста», ко­ торые являлись ориентирами для кормщиков. Еще одна категория крестов — памятные. Они воздвигались промышленниками на дальних становищах и в арктических зимовьях с целью подать весть о себе в случае гибели. Естествоиспытатель С. Григорьев, работавший на Севере в начале XX века, отмечал обычай поморов ставить восьмиконечные (старооб­ рядческие) кресты «с традиционной надписью “І.Х .С .Б .” (Иисус Христос сын Божий) на верхней доске»; на главном перекрестии текст начинался словами: «Сей крест воздвигнут...» и далее указывались имена людей, из какого они селения, год и число (по календарю) установки креста. Такие кресты поведали миру не одну трагедию, постигшую людей в ледяных просторах Севера. Иногда узнавали о гибели страдальцев много лет спустя. В июле 1911 года В. А. Русанов обнаружил на Новой Земле «старинное русское промысловое становище», возле которого лежали черепа и другие человеческие останки. Поблизости находились три сильно наклонившихся креста, на которых остались следы больших, глубоко вырезанных славянских букв, но надписи уже нельзя было прочитать: полярные ветры и снежные вьюги иссекли дерево и стерли имена погибших. Кресты с надписями о пребывании в том или ином месте ставили мореходы во время вынужденной остановки (иногда длительной) из-за непогоды, в ожидании попутного ветра или из-за поломки судна. Чаще всего кресты такого рода ставили на острове Сосновце, лежащем на главном мор­ ском пути между Мурманом и Поморьем. Голландцы в конце XVI века называли Сосновец Крестовым островом. «Беломорские жители, — писал в 1793 году архангельский историк- краевед А. И. Фомин, — имеют древнее обыкновение везде на морских берегах и в становищах, где им долго стоять случится, ставить деревянные брусовые кресты с подписанием, ежели случится в них грамотной, времени того приключения. Таким образом, на многих местах множество видно крестов, кои иностранные почитают за диво, но наши за благочестие. Ибо простота их, вместо святости невещественного креста, то есть терпения христианского, находит в вещественном изображении силу, прогоняющую демонские приближения». В пустынных местах молитвенные кресты заменяли промышленникам часовню. В 1833 году штурман П. К. Пахтусов видел на юго­ восточном побережье Новой Земли лист­ венничный крест 1742 года, на котором сохранилась надпись: «Поставлен сей животворящий крест на поклонение право­ славным християнам. Зимовщики 12 человек. Кормщик Савва Фофанов». Рыбаки Севера ставили кресты на тонях, веря в их защитную силу. Считалось, что крест охраняет от происков дьявола и всяких наваждений. Крестами обставляли дохри­ стианские каменные кладки, так называемые «вавилоны» — сооружения II—I тысячелетий до нашей эры. Из угрюмых скал Мурманского берега поморы изгоняли крестами «нечистую силу». Многие, бывая в Коле, видели стоявший у дороги, под навесом, восьмиконечный деревянный крест1. От времени он потемнел, покрылся трещинами, отдельные участки поверхности разрушились, но все еще на большой перекладине можно прочесть: ЛЕТА ЗРМГ ИЮНЯ ВЪ SI ДНЬ ПОСТАВЛЕНЪ СИИ КРЕСТЪ НА ПОКЛОНЕНИЕ ПРАВОСЛ[А]ВНЫМЪ ХРИСТИАНОМЪ Ниже этой надписи — по столбу — продолжение: ПРИ ПР ЦАРЕ И ВЕЛИКОМЪ ГОСУДАРЕ МИХАИЛЕ ФЕДОРОВИЧЕ 1 После реставрации крест был установлен в правом боковом приделе Благовещенской церкви в городе Коле.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz