Ушаков И. Ф. Города, районы, населенные пункты : подборка статей из периодических изданий, 1965 - 2002 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (364 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 04.03.2022).

В рубрике «Архив» мы публикуем главу из книги профессора И. Ф. Ушакова «Кольская старина» (Мурманск. — 1986), дополненную автором новыми материалами, и статью Н. П. Барсова, посвященную истории возникновения и видоизменения креста (Энциклопедический с л оварь/ Изд. Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон. — СПб, 1895. — Т. ХѴІа). КОЛЬСКИЙ КРЕСТ И. Ф . Ушаков По берегам Кольского полуострова кое-где сохранились обветшавшие деревянные кресты —памятники прошлой жизни поморов. Когда, с какой целью, при каких обстоятельствах они создавались, в большинстве случаев покрыто тайной. Путешественников, приезжавших на Мурман из средней России, где кресты ставились почти исключительно на могилах, удивляло обилие крестов в местах промысла рыбы и зверя. Василий Немирович-Данченко (брат известного режиссера и драматурга), посетивший Мурман в 1873 году, писал: «В ста­ новищах чернеют кучки высоких деревянных крестов. Это могилы промышленников... Мно­ гочисленность этих кладбищ свидетельствует, как тяжелы условия местного рабочего труда, с какими лишениями сталкиваются на окраине сурового океана даже привычные к непри­ хотливой жизни, на диво скованные, обитые всеми непогодами, нищетою и морозами, труженики наших морей». Действительно, положение рыбаков и зве­ робоев Крайнего Севера было нелегким. Не­ мало крестов поставлено на могилах. Однако писатель, считавший все кресты надмогиль­ ными, заблуждался. Многие кресты имели другое значение. Поморы часто ставили обетные и поклонные кресты. Чтобы понять побуждения создателей подобных крестов, необходимо вникнуть в духовный мир и психологию людей прошлого, с детства воспитанных верующими во всесилие Бога. Им приходилось трудиться и плавать по бурному морю, постоянно испытывать опасность гибели во время шторма. И когда могучая, неподвластная стихия брала в плен утлые суда, они искали помощи у высших сил, прибегали к молитве, давали обет воздвигнуть крест за свое спасение. На Севере бытовала поговорка: «Кто на море не бывал, горя не видал, — Богу не маливался». Описания мор­ ского пути (лоции поморов) начинались молитвой к Всевышнему: «... Всю надежду на Тебя, Господи, уповаем... Пошли Господи, своего святителя и скорого помощника Николая чудотворца на избавление нас, грешных. Аминь».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz