Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ 23 ДЕКАБРЯ 1989 г . 6 ИСТОРИЯ ( П ач іі.ю (I Л? ) . 3. Могила Трифона С древнейших времен живущие поминали и так или иначе чтили умерших, достойных памяти (совершали тризны, клали на могилу приношения и т. п.). Счита­ лось: со смертью человек не исчез, а ушел в мир иной. Святые в таком случае продолжали общаться с людьми, влиять на их жизнь. Трифон провел на Печенгской земле более 50 лет своей жизни, крестил лопарей, создал разветвленное хозяйство и влиятельный монастырь. Местное населе­ ние не могло быстро забыть деятеля такого масштаба. Уже о 1608 году над его могилой стояла часовня, а в 1658 году — «церковь с трапезою невеликая». По-види­ мому, ее соорудили сразу после причисления Трифона к л и к у свя тых — в середине XVII столетия. Церковь, по­ ставленная возле устья реки Маны, носила название Сретенской (во имя Сретения Господня, которое празд ­ новалось 2 февраля по старому стилю). Объявление церковью Трифона святым вызвало на­ стоящее паломничество к его могиле. Ходили покло­ ниться Трифону не только простолюдины. В 1698 году ездил морем в Печенгу кольский воевода Иван Воро­ нецкий «по обещанию своему... к Трифону чудотвор­ цу»». В 1709 году над могилою срубили новую Сретенскую церковь. Согласно описи 1842 года в ней находились «три гробницы: преподобного Трифона, на оной сень резная под золотом... вторая — преподобного Ионы... третья — преподобного Германа... Церковь, трапеза и паперть в одной стопе с шатровою главою». Имелось три небольших колокола. Близ могилы Трифона сложился очень своеобразный торг. «Ежегодно 2 февраля, — рассказывает лесничий К. А. Соловцов, — ...здесь празднуется ПАМЯТЬ св. ТНИ- ФОНА. К этому пра здни ку п рие зж аю т богомольцы из Колы , Кеми и помор с ких селений; съезжаю тся окрест ­ ные лопари ; стечение народа бывает иногда до тысячи человек. День этот зовется ярмаркой , потому что п р и ­ е зж аю т и нескольно торгашей из Колы и д р у ги х мест с рыбою , солью, платками , тесемками, сереж ками и д р у ­ гим и крес тьян с ким и товарами... Лопари имеют обынновение делать преимущественно в этот день разные принош ения в пользу цер кви : оле­ ней, рыбу , оленье мясо, меха, разные хозяйственные вещи и прочее, одним словом — все, кроме денег. И все эти приношения принимаю тся церковным старостою , ко торый т у т ж е продает их за деньги богомольцам и лопарям . Торговля весьма ори гинальна : «Покупатель, выбрав н у ж н ую себе вещь, сам назначает ей произвольную це. ну». Ведающий продажею староста без всякого возраже ­ ния принимае т то, что даю т ему по купатели — обычно «самые нич тожные цены ; реднии, в припадке особенной набожной щедрости,-даст настоящ ую цену... Мне объяснили, — продолжает Соловцов, — что... все приношения, по усердию жертвователей, делаются святому Трифону, следовательно, ОН и продает их сам, а староста есть только исполнитель его воли». И при­ ношения, и платежи за приобретение их — абсолютно добровольные: каждый поступает «по своему состоя­ нию; если же кто, имея средства, с намерением даст малую цену, тот будет наказан святым Трифоном». Иными словами, бедняк, не боясь обидеть Трифона, мог почти задаром взять то, в чем он нуждался. Вот такой интересный порядокі Известный пу теш е с твенни к Фед^р Петрович Литке , посетив Печенгу в июле 1823 года, писал о куль туре Трифона: «Печенга есть Ме кка того края : каж ды й бла­ гочестивый лопарь считает обязанностью поклониться , хотя бы раз в ж и з н и , мощам святого у годни ка ; в за труд ­ нительных случаях даю т они обеты идти ■ Печенгу на богомолье; многие делают это для излечения от болез­ ней». . После возобновления Печенгского монастыря поток паломников к могиле Трифона увеличился. Пароходное сообщение облегчило и ускорило поездку к «святому чудотворцу». В 1913 году могилу Трифона посетило 1 436 палом­ ников, в 1917 году — 3 650. Богомольцам показывали реликвии: «слиток камня, кирпича и глины с вплавлен­ ною человеческою костью с места разорения древнего Печенгского монастыря и два ручных жернова, прине­ сенных по преданию преподобным Трифоном из Коль­ ского поселка за 150 верст». 4. «Житие» Трифона Большое' влияние на мир представлений жителей Кольского Севера имело литературное произведение «Житие преподобного Трифона». С ним знакомили учащихся в Школах, взрослых верующих — при посе­ щении церкви. - Полная редакция «Жития» Трифона появилась при­ мерно полтора века спустя после его кончины. Снача­ ла ученики и последователи подвижника написали вос­ поминания о Трифоне, которые бережно хранились в виде «малых книжиц и писаний кратких». Но где они находились, неизвестно. Скорее всего, в Соловецком монастыре, так как здесь впервые был составлен ка-- нон (песнопение) в честь основателя Печенгского мо ­ настыря. Об эхом сказано в описи рукописей соловец­ кого книгохранилища, составленной в 1657 году: «Два канона новым святым Трифону Печенгскому да Варла­ му Керетскому». В описи книг Кольско-Печенгского м о ­ настыря 1658 года «Жития» Трифона не числится. Нет его и в описях книг 1722 и 1727 годов. Вперзые оно указано в описи 1754 года. В это время Кольско-Пе- ченгский монастырь имел уже два экземпляра «Жи­ тия»: один обычный, а другой «писан уставом», то есть красивым, торжественным начерком, и включал «Служ­ бу» — текст в честь Трифона для специального бого­ служения. Типографски «Житие» Трифона было издано в 1859 году Казанской духовной академией во втором выпу­ ске «Православного собеседника» по рукописи Соло­ вецкого монастыря. «Житие» занимает 27 страниц и содержит, кроме введения и повествования о крещении лопарей, рас­ сказы о чудесах и деяниях святого: «О звери, сотво­ рившем преподобному пакость», «О ношении жерно­ вых каменев из Колы во обитель», «О хождении пре­ подобного в великий Новград милостыни ради», о кон­ чине Трифона и об избиении шведами иноков и слуг Печенгского монастыря, которых они секли и мучали «казны ради... — оружием язвяще и огнем жгуще». Прижизненные чудеса Трифона не так уж значимы. Может быть, поэтому неизвестный нам составитель «Жития» включает в свое сочинение рассказ «О спасе­ нии великого царя Феодора Иоанновича (правил в Рос­ сии с 1584 по 1598 г г ) от злого замышления свитских немец» (шведов): святой Трифон явился царю во сне и велел уйти из шатра, на который враги нацелили свои пушки. Возможно, «спасение» Федора Ивановича, а не кого- либо другого связано с пожалованием обители Трифо­ на обширной вотчины, сделанном Иваном Грозным, как сказано в грамоте, по «умолению царевича Феодора». В 1891 году А. Грековым было опубликовано «Житие» Трифона в дополненной редакции — с продолжением ч у ­ дес печенгско го святого. Действительные происшествия получили религиозно -мистическое толкование . Вот не­ которые рассказы . Сын польско го стрельца Игнатий Пастухов три года болел, оглох и ослаб. Родители дали обет потрудиться в монастыре один год, после чего отрок, помолившись у могилы Трифона, стал здоров. Колянин Иларион на промысле п р о т кн ул «вежды ока» рыболовным крю ч ком . Вернувшись в Колу, « стражду ­ щий с воплями» обратился за помощью к Трифону и получил исцеление. При этом на заливе появилось суд­ но, на котором видели «светоносных иноков» (сейчас та ко вы х объявили бы инопланетянами). Есть и сюже т спасения ги б н ущ и х на море. Отзываясь на молитву, в виде «светолепного инока» являлся Трифон, и буря у т и ­ хала. . В 1658 году патриарх Никон приписал Печенгский монастырь к основанному им в устье реки Онеги Кре­ стному монастырю. Игумен последнего Иоанн, прибыв на Печенгу, забрал иконы, денежную казну и «даже дерзнул копать над гробом преподобного Трифона», видимо, искал скрытых сокровищ, за что был наказан богом: вскоре заболел и скончался. Жития — своеобразный жанр биографической лите­ ратуры. В них всегда наряду с фактическими сведения­ ми присутствуют вымысел, трафарет, лакировка лич­ ности. Святость доказывается тюрймыми чудесами, необычностью поведения, подвижничеством. Цель жи ­ тия — показать благочестивую жизнь человека, при­ численного к лику святых. «Житие» Трифона имело множество списков. На од­ ном из них — характерная надпись: «Сию книгу при- емши, подражай жительству его, таковым бо нравом путь праведный своего спасения соделаещи». Главное для христианина — спасение души. Земная жизнь — только приуготовление к вечной, потусторон­ ней. В зависимости от поведения человек может по­ пасть и в рай, и в ад, обеспечить себе или вечное бла­ женство, или нескончаемые муки. Следуй правилам церкви, живи праведно, как Трифон, и обретешь «спа­ сение». «Житие» рисует Трифона человеком безгрешным : «от юности своея изряден п о с тн и к , милостив... возлюби... п ус ты ню » . В действительности появлению на Печенге предшествовал период боевой молодости. В личной бесе­ де с Салингеном Трифон поведал любознательному гол ­ ландцу, что «он был гро зным для врагов воином , много народу ограбил и разорил он на границе , и много к р о ­ ви пролил, в чем раскаялся и о чем гор ь ко сожалел». «Житие» Трифона, несмотря на изрядную долю фан­ тастики и тенденциозность, дает нам ценные сведения о начальном периоде освоен«7&-. Мурмана русскими людьми и приобщении коренного населения к христи­ анству. . . . . . . . . . 5. Географические названия Главную роль в крещении лопарей Кольского полу­ острова сыграл соловецкий монах Феодорит, личность куда более крупная по сравнению с Трифоном (см.: «Полярная правда» за 4 июня 1988 г.). Однако преда­ ний о нем почти не сохранилось. Не запечатлелось его имя и в топонимах (названиях мест). Объясняется это просто: Феодориту не удалось создать своего мона­ стыря в землях крещенной им лопи, а описание его Деятельности в Лапландии не стало отдельным «Жити­ ем» — оно сохранилось в составе сочинений А. М. Курбского. На Печенге, где подвизался (совершал подвиг) Три­ фон, его память хранят несколько географических на­ званий. Прежде всего это Трифонов ручей, который в писцовой книге 1608 года значится как «Трифонова речка». Подвижничество Трифона обросло легендами (о не ко ­ то ры х из них речь шла в статье «Топонимы и легенды Кольско го Севера», опубликованной в «Комсомольце За­ полярья» 25 февраля и 4 марта 1989 г.), которые за кре ­ пили в народной памяти места его пребывания , трудо ­ вой и проповеднической деятельности . Это — Трифоно­ ва п устынь , где была построена Сретенская церковь на могиле убитых шведами в 1539 году иноков и слу г Пе- ченгеного монастыря . Население трепетно откосилось к этой святыне . В середине XIX века в п ус ты ни постави ­ ли новую , кра си вую церковь. По свидетельству К. А. Соловцова, в ней стоял иконостас суздальской живо пи си с роскошной резьбой и позолотой, и коны — в серебря­ ных окладах. «В трапезе, под спудом, — отмечал лес­ ничий , — почиваю т мощи святого Трифона и его спод­ в иж н и ко в ; гробницы их п о кры ты хорошими шелковыми покровами» . Находившаяся в восьми верстах от Сретен­ ской церкви конусообразная варака (сопка) именовалась Святою горою . «Здесь, — пиш ет Соловцов, — по преда­ нию Трифон скрывался , когда лопарн -язычнини , под­ стрекаемые жрецами , хотели убить св. Трифона». Само у кры ти е носило название Трифоновой пещеры. Близ древней обители печен гско го отшельни ка нахо­ дилось Трифонове поле, нередко именуемое та кж е Свя­ тым местом. По словам С. П. Гоппена, управляющего государственными имуществами А рхан гельской губернии , «Трифонове поле — место возвышенное , обширное, ров­ ное и г р у н т отличный ... Тут, к а к гласит предание, пре ­ подобный Трифон трудился нан сельский хозяин». По­ селившиеся т у т колонисты в 1880 году построили Три ­ фоновскую церковь, однако поело возобновления Пе­ чен гс ко го монастыря игумен Ионафан перенес ее «на Барнинский нр яж при Печенгской губе». Тан во зни к еще один п ам я тн и к Трифону. Монастырский поселок на месте дрезнего Печенгско- го монастыря получил название Трифоново. В 1900 году в нем стояло 11 домов (один из них — двухэтажный) и 14 нежилых строений. Имя Трифона прочно вписалось в географическую номенклатуру Печенгской земли. Иван УШАКОВ, краевед. (Око нчание следует). + ПЕРВЫЙ ОТКЛИК Вишу газету теперь приходится читать лот корки до корки». Ну и больше всего я вам благодарна ли статьи И. Ф. Ушакова. Тема Печенгского монастыри п преподобного Трифона очень ипгерер іа для жителей Печенгского района. Но привлекательно л и изучение истории Кольского края для подростков? Здесь одними статьями не обой­ тись, нужен непосредственный контакт детей с у в л е ­ ченными людьми. Весной этого года , например, м и — родители и ученики 4.-й школы Заполярного — ездили на встречу с И. Ф, Ушаковым н краеведческий музей. Думаю, что встреча была полезной и для нас, и для Ивана Федоровичи. Очень жаль, что в свободной про­ даже не увидеть его книг, а они должны быть в каж­ дой семье. Предлагаю «ИЗ* провеет викторииу-конкурс (зто можно сделать вместе с обществом книголюбов) по истории Кольского края. Может быть, тогда■ оцепим, насколько дети и подростки увлечены этим интерес­ ным делом? Людмила ФУРЫГА, геофизик. г. Заполярный. ОТ РЕДАКЦИИ. Думаем, что в следующем году Крае­ ведческая викторина непременно появится в нашей га­ зете.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz