Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ 23 ДЕКАБРЯ 1989 г . 6 ИСТОРИЯ ( П ач іі.ю (I Л? ) . 3. Могила Трифона С древнейших времен живущие поминали и так или иначе чтили умерших, достойных памяти (совершали тризны, клали на могилу приношения и т. п.). Счита лось: со смертью человек не исчез, а ушел в мир иной. Святые в таком случае продолжали общаться с людьми, влиять на их жизнь. Трифон провел на Печенгской земле более 50 лет своей жизни, крестил лопарей, создал разветвленное хозяйство и влиятельный монастырь. Местное населе ние не могло быстро забыть деятеля такого масштаба. Уже о 1608 году над его могилой стояла часовня, а в 1658 году — «церковь с трапезою невеликая». По-види мому, ее соорудили сразу после причисления Трифона к л и к у свя тых — в середине XVII столетия. Церковь, по ставленная возле устья реки Маны, носила название Сретенской (во имя Сретения Господня, которое празд новалось 2 февраля по старому стилю). Объявление церковью Трифона святым вызвало на стоящее паломничество к его могиле. Ходили покло ниться Трифону не только простолюдины. В 1698 году ездил морем в Печенгу кольский воевода Иван Воро нецкий «по обещанию своему... к Трифону чудотвор цу»». В 1709 году над могилою срубили новую Сретенскую церковь. Согласно описи 1842 года в ней находились «три гробницы: преподобного Трифона, на оной сень резная под золотом... вторая — преподобного Ионы... третья — преподобного Германа... Церковь, трапеза и паперть в одной стопе с шатровою главою». Имелось три небольших колокола. Близ могилы Трифона сложился очень своеобразный торг. «Ежегодно 2 февраля, — рассказывает лесничий К. А. Соловцов, — ...здесь празднуется ПАМЯТЬ св. ТНИ- ФОНА. К этому пра здни ку п рие зж аю т богомольцы из Колы , Кеми и помор с ких селений; съезжаю тся окрест ные лопари ; стечение народа бывает иногда до тысячи человек. День этот зовется ярмаркой , потому что п р и е зж аю т и нескольно торгашей из Колы и д р у ги х мест с рыбою , солью, платками , тесемками, сереж ками и д р у гим и крес тьян с ким и товарами... Лопари имеют обынновение делать преимущественно в этот день разные принош ения в пользу цер кви : оле ней, рыбу , оленье мясо, меха, разные хозяйственные вещи и прочее, одним словом — все, кроме денег. И все эти приношения принимаю тся церковным старостою , ко торый т у т ж е продает их за деньги богомольцам и лопарям . Торговля весьма ори гинальна : «Покупатель, выбрав н у ж н ую себе вещь, сам назначает ей произвольную це. ну». Ведающий продажею староста без всякого возраже ния принимае т то, что даю т ему по купатели — обычно «самые нич тожные цены ; реднии, в припадке особенной набожной щедрости,-даст настоящ ую цену... Мне объяснили, — продолжает Соловцов, — что... все приношения, по усердию жертвователей, делаются святому Трифону, следовательно, ОН и продает их сам, а староста есть только исполнитель его воли». И при ношения, и платежи за приобретение их — абсолютно добровольные: каждый поступает «по своему состоя нию; если же кто, имея средства, с намерением даст малую цену, тот будет наказан святым Трифоном». Иными словами, бедняк, не боясь обидеть Трифона, мог почти задаром взять то, в чем он нуждался. Вот такой интересный порядокі Известный пу теш е с твенни к Фед^р Петрович Литке , посетив Печенгу в июле 1823 года, писал о куль туре Трифона: «Печенга есть Ме кка того края : каж ды й бла гочестивый лопарь считает обязанностью поклониться , хотя бы раз в ж и з н и , мощам святого у годни ка ; в за труд нительных случаях даю т они обеты идти ■ Печенгу на богомолье; многие делают это для излечения от болез ней». . После возобновления Печенгского монастыря поток паломников к могиле Трифона увеличился. Пароходное сообщение облегчило и ускорило поездку к «святому чудотворцу». В 1913 году могилу Трифона посетило 1 436 палом ников, в 1917 году — 3 650. Богомольцам показывали реликвии: «слиток камня, кирпича и глины с вплавлен ною человеческою костью с места разорения древнего Печенгского монастыря и два ручных жернова, прине сенных по преданию преподобным Трифоном из Коль ского поселка за 150 верст». 4. «Житие» Трифона Большое' влияние на мир представлений жителей Кольского Севера имело литературное произведение «Житие преподобного Трифона». С ним знакомили учащихся в Школах, взрослых верующих — при посе щении церкви. - Полная редакция «Жития» Трифона появилась при мерно полтора века спустя после его кончины. Снача ла ученики и последователи подвижника написали вос поминания о Трифоне, которые бережно хранились в виде «малых книжиц и писаний кратких». Но где они находились, неизвестно. Скорее всего, в Соловецком монастыре, так как здесь впервые был составлен ка-- нон (песнопение) в честь основателя Печенгского мо настыря. Об эхом сказано в описи рукописей соловец кого книгохранилища, составленной в 1657 году: «Два канона новым святым Трифону Печенгскому да Варла му Керетскому». В описи книг Кольско-Печенгского м о настыря 1658 года «Жития» Трифона не числится. Нет его и в описях книг 1722 и 1727 годов. Вперзые оно указано в описи 1754 года. В это время Кольско-Пе- ченгский монастырь имел уже два экземпляра «Жи тия»: один обычный, а другой «писан уставом», то есть красивым, торжественным начерком, и включал «Служ бу» — текст в честь Трифона для специального бого служения. Типографски «Житие» Трифона было издано в 1859 году Казанской духовной академией во втором выпу ске «Православного собеседника» по рукописи Соло вецкого монастыря. «Житие» занимает 27 страниц и содержит, кроме введения и повествования о крещении лопарей, рас сказы о чудесах и деяниях святого: «О звери, сотво рившем преподобному пакость», «О ношении жерно вых каменев из Колы во обитель», «О хождении пре подобного в великий Новград милостыни ради», о кон чине Трифона и об избиении шведами иноков и слуг Печенгского монастыря, которых они секли и мучали «казны ради... — оружием язвяще и огнем жгуще». Прижизненные чудеса Трифона не так уж значимы. Может быть, поэтому неизвестный нам составитель «Жития» включает в свое сочинение рассказ «О спасе нии великого царя Феодора Иоанновича (правил в Рос сии с 1584 по 1598 г г ) от злого замышления свитских немец» (шведов): святой Трифон явился царю во сне и велел уйти из шатра, на который враги нацелили свои пушки. Возможно, «спасение» Федора Ивановича, а не кого- либо другого связано с пожалованием обители Трифо на обширной вотчины, сделанном Иваном Грозным, как сказано в грамоте, по «умолению царевича Феодора». В 1891 году А. Грековым было опубликовано «Житие» Трифона в дополненной редакции — с продолжением ч у дес печенгско го святого. Действительные происшествия получили религиозно -мистическое толкование . Вот не которые рассказы . Сын польско го стрельца Игнатий Пастухов три года болел, оглох и ослаб. Родители дали обет потрудиться в монастыре один год, после чего отрок, помолившись у могилы Трифона, стал здоров. Колянин Иларион на промысле п р о т кн ул «вежды ока» рыболовным крю ч ком . Вернувшись в Колу, « стражду щий с воплями» обратился за помощью к Трифону и получил исцеление. При этом на заливе появилось суд но, на котором видели «светоносных иноков» (сейчас та ко вы х объявили бы инопланетянами). Есть и сюже т спасения ги б н ущ и х на море. Отзываясь на молитву, в виде «светолепного инока» являлся Трифон, и буря у т и хала. . В 1658 году патриарх Никон приписал Печенгский монастырь к основанному им в устье реки Онеги Кре стному монастырю. Игумен последнего Иоанн, прибыв на Печенгу, забрал иконы, денежную казну и «даже дерзнул копать над гробом преподобного Трифона», видимо, искал скрытых сокровищ, за что был наказан богом: вскоре заболел и скончался. Жития — своеобразный жанр биографической лите ратуры. В них всегда наряду с фактическими сведения ми присутствуют вымысел, трафарет, лакировка лич ности. Святость доказывается тюрймыми чудесами, необычностью поведения, подвижничеством. Цель жи тия — показать благочестивую жизнь человека, при численного к лику святых. «Житие» Трифона имело множество списков. На од ном из них — характерная надпись: «Сию книгу при- емши, подражай жительству его, таковым бо нравом путь праведный своего спасения соделаещи». Главное для христианина — спасение души. Земная жизнь — только приуготовление к вечной, потусторон ней. В зависимости от поведения человек может по пасть и в рай, и в ад, обеспечить себе или вечное бла женство, или нескончаемые муки. Следуй правилам церкви, живи праведно, как Трифон, и обретешь «спа сение». «Житие» рисует Трифона человеком безгрешным : «от юности своея изряден п о с тн и к , милостив... возлюби... п ус ты ню » . В действительности появлению на Печенге предшествовал период боевой молодости. В личной бесе де с Салингеном Трифон поведал любознательному гол ландцу, что «он был гро зным для врагов воином , много народу ограбил и разорил он на границе , и много к р о ви пролил, в чем раскаялся и о чем гор ь ко сожалел». «Житие» Трифона, несмотря на изрядную долю фан тастики и тенденциозность, дает нам ценные сведения о начальном периоде освоен«7&-. Мурмана русскими людьми и приобщении коренного населения к христи анству. . . . . . . . . . 5. Географические названия Главную роль в крещении лопарей Кольского полу острова сыграл соловецкий монах Феодорит, личность куда более крупная по сравнению с Трифоном (см.: «Полярная правда» за 4 июня 1988 г.). Однако преда ний о нем почти не сохранилось. Не запечатлелось его имя и в топонимах (названиях мест). Объясняется это просто: Феодориту не удалось создать своего мона стыря в землях крещенной им лопи, а описание его Деятельности в Лапландии не стало отдельным «Жити ем» — оно сохранилось в составе сочинений А. М. Курбского. На Печенге, где подвизался (совершал подвиг) Три фон, его память хранят несколько географических на званий. Прежде всего это Трифонов ручей, который в писцовой книге 1608 года значится как «Трифонова речка». Подвижничество Трифона обросло легендами (о не ко то ры х из них речь шла в статье «Топонимы и легенды Кольско го Севера», опубликованной в «Комсомольце За полярья» 25 февраля и 4 марта 1989 г.), которые за кре пили в народной памяти места его пребывания , трудо вой и проповеднической деятельности . Это — Трифоно ва п устынь , где была построена Сретенская церковь на могиле убитых шведами в 1539 году иноков и слу г Пе- ченгеного монастыря . Население трепетно откосилось к этой святыне . В середине XIX века в п ус ты ни постави ли новую , кра си вую церковь. По свидетельству К. А. Соловцова, в ней стоял иконостас суздальской живо пи си с роскошной резьбой и позолотой, и коны — в серебря ных окладах. «В трапезе, под спудом, — отмечал лес ничий , — почиваю т мощи святого Трифона и его спод в иж н и ко в ; гробницы их п о кры ты хорошими шелковыми покровами» . Находившаяся в восьми верстах от Сретен ской церкви конусообразная варака (сопка) именовалась Святою горою . «Здесь, — пиш ет Соловцов, — по преда нию Трифон скрывался , когда лопарн -язычнини , под стрекаемые жрецами , хотели убить св. Трифона». Само у кры ти е носило название Трифоновой пещеры. Близ древней обители печен гско го отшельни ка нахо дилось Трифонове поле, нередко именуемое та кж е Свя тым местом. По словам С. П. Гоппена, управляющего государственными имуществами А рхан гельской губернии , «Трифонове поле — место возвышенное , обширное, ров ное и г р у н т отличный ... Тут, к а к гласит предание, пре подобный Трифон трудился нан сельский хозяин». По селившиеся т у т колонисты в 1880 году построили Три фоновскую церковь, однако поело возобновления Пе чен гс ко го монастыря игумен Ионафан перенес ее «на Барнинский нр яж при Печенгской губе». Тан во зни к еще один п ам я тн и к Трифону. Монастырский поселок на месте дрезнего Печенгско- го монастыря получил название Трифоново. В 1900 году в нем стояло 11 домов (один из них — двухэтажный) и 14 нежилых строений. Имя Трифона прочно вписалось в географическую номенклатуру Печенгской земли. Иван УШАКОВ, краевед. (Око нчание следует). + ПЕРВЫЙ ОТКЛИК Вишу газету теперь приходится читать лот корки до корки». Ну и больше всего я вам благодарна ли статьи И. Ф. Ушакова. Тема Печенгского монастыри п преподобного Трифона очень ипгерер іа для жителей Печенгского района. Но привлекательно л и изучение истории Кольского края для подростков? Здесь одними статьями не обой тись, нужен непосредственный контакт детей с у в л е ченными людьми. Весной этого года , например, м и — родители и ученики 4.-й школы Заполярного — ездили на встречу с И. Ф, Ушаковым н краеведческий музей. Думаю, что встреча была полезной и для нас, и для Ивана Федоровичи. Очень жаль, что в свободной про даже не увидеть его книг, а они должны быть в каж дой семье. Предлагаю «ИЗ* провеет викторииу-конкурс (зто можно сделать вместе с обществом книголюбов) по истории Кольского края. Может быть, тогда■ оцепим, насколько дети и подростки увлечены этим интерес ным делом? Людмила ФУРЫГА, геофизик. г. Заполярный. ОТ РЕДАКЦИИ. Думаем, что в следующем году Крае ведческая викторина непременно появится в нашей га зете.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz