Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ 16 ДЕКАБРЯ 1989 Г. 14 ИСТОРИЯ Усилился интерес к личности основателя Печенгского монастыря Трифона. Это связано, во-первых, с тысячелетним юбилеем крещения Руси и духовными исканиями людей в обстановке упадка нравственности и, во-вторых, с 400-летием трагедии, разыгравшейся в обители Трифо­ на на Печенге. В «Полярной правде» 23 сентября сего года появилась статья журна­ листа В. П. Жданова «Лопарский апостол». Владимир Петрович проник­ новенно и доходчиво обрисовал «преподобного Трифона, печенгского чудотворца, просветителя лопарей», как его именовала церковь. Одна­ ко отдельные высказывания автора статьи могут породить неправиль­ ные представления, и потому, думается, необходимо сделать некото­ рые уточнения и добавления. Кроме тогд, чтобы лучше уяснить значе­ ние деятельности Трифона в нашем крае, следует рассмотреть наследие «святого старца». 1. Монастырь В названной статье В. П. Жданова сказано: «Сожжен­ ный дотла Печенгский монастырь был восстановлен в конце прошлого века». Это, пожалуй, наиболее суще­ ственная ошибка. После разорения обители Трифона на Печенге 30 но­ ября (10 декабря в переводе на новый стиль) 1589 го ­ да основанный им монастырь не исчез. Согласно «Жи­ тию» Трифона шведы убили в стенах монастыря 51 мо ­ наха и 65 «слуг и служебников работных». Более на­ дежный источник — писцовая книга 1608 года зафик­ сировала другое число, убитых в монастыре: 95 чело­ век, среди которых — 58 монахов. Уцелели те, кто по делам службы находились в отлучке (владения мона­ стыря простирались до Ковды). Собравшись в Коле, они построили себе кельи внутри острога, при Благо­ вещенской церкви, а немного спустя обосновались на острове в устье реки Колы. Монастырь сохранил все дарованные ему Иваном IV земли и крестьян (лопарей Мотовского и Печенгского погостов), а также право беспошлинной торговли, осво­ бождение от всех податей и платежей. В Коле находился Петровский (Петропавловский) мо­ настырь, который основал в начале 1580 года местный житель Семен Вянзин (в иночестве — Сергий). За во­ семь лет своего существования Петровский монастырь разросся и превратился в крупного земельного собст­ венника. Казалось бы, уцелевшим печенгским монахам следовало влиться в состав братии кольского монасты­ ря. Но этого не произошло. Трифонов монастырь имел широкую известность в торговом мире и высокий ав­ торитет в правящих кругах. В 1606 году, по челобитной печенгских монахов, им были переданы все владения, имущество и люди Петровского монастыря. Первое время после разгрома Трифоновой обители в источниках встречается новое название этого мона­ стыря — Колоспеченгский, то есть вселившийся в Колу с. Печенги, но очень скоро, возможно с 1606 года, он именуется Кольско-Печенгским, а часто, для кратко­ сти, по-прежнему Печенгском. 19 лет после разорения, прочно обосновавшись в Коле, монастырь имел 53 старца (полноправных мона­ ха), 61 трудника и 150 наемных работников («казаков»). Не была заброшена и обитель Трифона. При впадении рени Маны в Печенгу, свидетельствует писцовая кни га , находилось «место первоначальное Печенгсного мона­ стыря... т у т же и лежи т начальни к (зачинатель) Печен­ г с ко го монастыря строитель Трифон, а над ним зделана часовня». Вторая, древняя, часовня стояла на Усть-Пе- ченге — «поставлена для лопско го крещенья и веры православный , да две кельи, а в них ж и в у т старцы Пе- ченско го монастыря , переменялся по годом, прие зжая из монастырям, то есть несли служ бу при промыслах , к а к теперь говорят, вахтовым способом. Как видим, детище Трифона продолжало жить. Мо ­ нахи использовали семужьи угодья. Лопари же были лишены своих исконных земель. Писцовая книга бесст­ растно сообщает: мотовские и печенгские лопари «по речкам и по озеркам ловят белую рыбу (то есть не семгу), да на лесу зверь бьют и птицу ловят по мона­ стырской вотчине, тем гя и кормят. А угодей за ними никаких нет. А дань и оброк емлют с тех лопарей по государеве жаловальной грамоте Печенскопо монасты­ ря старцы»! Комментарии, как говорится, излишни. Для верного понимания роли Трифона об этом его насле­ дии тоже следует сказать. На про тяжении XVJI века все правители России под ­ тверждали привиле гии в торговле и -права землевладе­ ния Печенгского монастыря , дарованные Трифону Ива­ ном Грозным . Так, в мае 1613 года новый монарх Ми­ хаил Федорович Романов повелел печен гским монахам «с крестьян своих лопарей... дани имати... т а к к а к у них писано в п р еж н и х государей жало ван ны х грамотах» . Более того , после разорения обители монахи стали по ­ лучать дополнительную милость — правительственную РУгу, пособие на «монастырский обиход»: «Государево жалованье , — говорится в писцовой кн и ге 1608 года, — идет в тот монастырь в год за воск, и за ладон, и за темьян*, и за пшеницу , и за мед, и за горох , и за хлеб, и за милостыню ру ги по 50 рублев денег». Таким образом, помимо эксплуа тации лопарей, мона ­ стырь довольствовался еще из государственной ка зны . Кольско-Печенгский монастырь просуществовал 174 . года. Он был упразднен в 1764 году, когда правитель­ ство Екатерины II передало церковные земли в соб­ ственность государства, а значительную часть монасты­ рей ликвидировало. В 1886 году, в эпоху глухой реак­ ции, при поддержке мракобеса К. П. Победоносцева, соловецкие монахи возобновили монастырь, получивший название Трифоно-Печенгского. 2. Церковь Бориса и Глеба Память о Трифоне сохранилась и в срубленной им церкви на Паз-реке, которая на протяжении столетий являлась свидетельством принадлежности этой местно­ сти России, поскольку разгранйчения с Норвегией до 1826 года не существовало. О времени сооружения храма говорит надпись на кресте: «В лето 7073 (по эре от рождения Христа — 1565-го) года, месяца июня 4 дня, а святил церковь сию игумен Иларион при начальнике Трифоне». Церковь была построена для крещ ены х па зр е ц ки х ло ­ парей. При ней находились хозяйственные службы мо­ нахов. Писцовая к н и г а 1608 года сообщает: «Церковь страстотерпцов (мучеников ) Х ри с товы х Бориса и Глеба древняя , кле тс ки (то есть наподобие избы , не шатровая), стоит бес пения (не имея своего прич та — священни ка и дьякона ), а в церкве образы (иноны), и к н и г и , и р и ­ зы (облачения) монастырское строение (заведено все мо­ настырем): две кельи , да анбар с погребом, да сарай, да поварня*. В описи имущества Кольско-Печенгского монастыря 1658 года читаем: «На устье Паз-реки храм страстотерп­ ца Бориса и Глеба, поставление начальника Трифона». Старинная Борисоглебская церковь — памятник ар­ хитектуры. Имеющиеся описания его практически недо­ ступны современным читателям. Это или редкие изда­ ния, или газетные публикации. Поэтому приведу сведе­ ния о храме, оставленные в разное время очевидцами. Лесничий К. А. Соловцов (1862 год): Бревенчатая цер ­ ковь Бориса и Глеба по хож а на часовню ; сн а р уж и об­ шита тесом, четыреху гольная , продолговатая, с ко н и ч е ­ с ким куполом над алтарем и трапезою . Над входом не ­ большая колокольня . «Внутри голые стены и потолок местами сильно по гнили ; иконостас самый простой , с и конами , почерневшими от времени в та кой степени, что на них почти вовсе не видно ж ив о пи си ; самая бедная старинная утварь ; полуистлевшие хору гви , пелены, на ­ престольная одежда, нескольно с таринны х , р у к о п и с ны х и печа тны х к н и г — вот и вся бедная обстановка этой цер кви . Кр у гом ди кая и п у с ты нна я местность... Раз в год, и то не всегда, эта цер ковь оглашается пением бо­ жественной службы , когда заезжает сюда свящ енни к Печенгсного прихода» . После посещения устья Паз-реки эскадрой К. Н. Пось- ета в июле 1870 года по инициативе команды корвета «Варяг», собравшей деньги, была построена в 1873— 1874 годах новая, красивая Борисоглебская церковь, а старая сохранена как реликвия. Чиновник Министерства иностранных дел Д. Н. Ост­ ровский в 1880 году в своем отчете о посещении гра­ ницы писал: «В нескольких шагах от новой церкви пря­ чется в зелени домик, окрашенный желтой краской. Это чехол над старинной, ...построенной преподобным Трифоном». Далее следует описание древней церкви, как она предстала взору посетителя: «Притвор более напоминает избу: по стенам лавки, в окне тусклая слюда, и только ряд икон, висящих над другою, влево • от входа дверью / как будто указывает еще на истин­ ный характер здания. Отворив эту дверь, вступаем в самую церковь, маленькую и узкую. Старинный иконо­ стас, деревянные подсвечники и висящие (в таком же тесном алтаре) кадило и облачения Трифона представ­ ляют дорогую находку для археолога. Судя по поруч­ ням и облачению, преподобный Трифон был мужчина богатырского сложения. По преданию, он сам носил издалека бревна для постройки церкви». Предположе­ ние Д. Н. Островского вполне согласуется с обликом Трифона в зарисовке «самовидца»: «Возрастом (высо­ тою) святый немал, нагиб (согбенный), плотию (телом) крепок, малоплешив, брадою сед». В статье «Лопарский апостол» мимоходом сказано , что канонизация р у с с к и х святых «началась в середи­ не XVI века». Это не та к . Именно Борис и Глеб были первыми русс кими святыми , и причислены они к л и к у свя тых еще в XI веке. Напомню : Борис и Глеб — млад­ шие сыновья киевско го князя Владимира Святославича, крестителя Руси. В 1015 году, после смерти отца, они были убиты старшим братом Святополком Окаянным . К а к повествует сказание об их гибели, Борис и Глеб по ­ жертвовали собой, чтобы избавить Русь «от усобныя рати» — братоубийственной войны. Церковь объявила и х мучени ками , подавшими пример миролюбия. «Повесть временных лет» под 1072 годом именует братьев «свя­ тым и страстотерпцами» . Как знать, может быть, неспроста Трифон поставил храм Бориса и Глеба на самом краю Русской земли — во имя святых-миролюбцев. Не стремление ли это вы­ казать соседям желание жить в братстве и согласии? Ведь Трифон пришел сюда не захватывать чужие вла­ дения, а, как говорит его древний биограф, защищать русские пределы от поползновений протестантов, пра­ вителей Швеции и Дании (последней принадлежала то­ гда Норвегия): «от тамо близких стран, от люторския и калвинския ереси». При жизни Трифона монастырю пришлось триждьі отражать набеги шведов. По-види­ мому, и Трифону при этом пришлось обагрить себя чужой кровью. Иначе зачем же ему, «начальнику» оби­ тели, устраняться от должности игумена, поручать ее какому-то, не известному нам, Гурию? (Согласно пра­ вославному учению богослужение не мог совершать человек, проливший чужую кровь.) Как бы то ни было, на протяжении веков храм Бори­ са и Глеба взывал к миру, добрососедству и дружбе живших по обе стороны пограничной Паз-реки. Иван УШАКОВ, краевед. (Продолжение следует) * Ладан и темьян — две разновидности древесной бла­ гоуханной смолы, применяемой при бо гослужении .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz