Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ 16 ДЕКАБРЯ 1989 Г. 14 ИСТОРИЯ Усилился интерес к личности основателя Печенгского монастыря Трифона. Это связано, во-первых, с тысячелетним юбилеем крещения Руси и духовными исканиями людей в обстановке упадка нравственности и, во-вторых, с 400-летием трагедии, разыгравшейся в обители Трифо на на Печенге. В «Полярной правде» 23 сентября сего года появилась статья журна листа В. П. Жданова «Лопарский апостол». Владимир Петрович проник новенно и доходчиво обрисовал «преподобного Трифона, печенгского чудотворца, просветителя лопарей», как его именовала церковь. Одна ко отдельные высказывания автора статьи могут породить неправиль ные представления, и потому, думается, необходимо сделать некото рые уточнения и добавления. Кроме тогд, чтобы лучше уяснить значе ние деятельности Трифона в нашем крае, следует рассмотреть наследие «святого старца». 1. Монастырь В названной статье В. П. Жданова сказано: «Сожжен ный дотла Печенгский монастырь был восстановлен в конце прошлого века». Это, пожалуй, наиболее суще ственная ошибка. После разорения обители Трифона на Печенге 30 но ября (10 декабря в переводе на новый стиль) 1589 го да основанный им монастырь не исчез. Согласно «Жи тию» Трифона шведы убили в стенах монастыря 51 мо наха и 65 «слуг и служебников работных». Более на дежный источник — писцовая книга 1608 года зафик сировала другое число, убитых в монастыре: 95 чело век, среди которых — 58 монахов. Уцелели те, кто по делам службы находились в отлучке (владения мона стыря простирались до Ковды). Собравшись в Коле, они построили себе кельи внутри острога, при Благо вещенской церкви, а немного спустя обосновались на острове в устье реки Колы. Монастырь сохранил все дарованные ему Иваном IV земли и крестьян (лопарей Мотовского и Печенгского погостов), а также право беспошлинной торговли, осво бождение от всех податей и платежей. В Коле находился Петровский (Петропавловский) мо настырь, который основал в начале 1580 года местный житель Семен Вянзин (в иночестве — Сергий). За во семь лет своего существования Петровский монастырь разросся и превратился в крупного земельного собст венника. Казалось бы, уцелевшим печенгским монахам следовало влиться в состав братии кольского монасты ря. Но этого не произошло. Трифонов монастырь имел широкую известность в торговом мире и высокий ав торитет в правящих кругах. В 1606 году, по челобитной печенгских монахов, им были переданы все владения, имущество и люди Петровского монастыря. Первое время после разгрома Трифоновой обители в источниках встречается новое название этого мона стыря — Колоспеченгский, то есть вселившийся в Колу с. Печенги, но очень скоро, возможно с 1606 года, он именуется Кольско-Печенгским, а часто, для кратко сти, по-прежнему Печенгском. 19 лет после разорения, прочно обосновавшись в Коле, монастырь имел 53 старца (полноправных мона ха), 61 трудника и 150 наемных работников («казаков»). Не была заброшена и обитель Трифона. При впадении рени Маны в Печенгу, свидетельствует писцовая кни га , находилось «место первоначальное Печенгсного мона стыря... т у т же и лежи т начальни к (зачинатель) Печен г с ко го монастыря строитель Трифон, а над ним зделана часовня». Вторая, древняя, часовня стояла на Усть-Пе- ченге — «поставлена для лопско го крещенья и веры православный , да две кельи, а в них ж и в у т старцы Пе- ченско го монастыря , переменялся по годом, прие зжая из монастырям, то есть несли служ бу при промыслах , к а к теперь говорят, вахтовым способом. Как видим, детище Трифона продолжало жить. Мо нахи использовали семужьи угодья. Лопари же были лишены своих исконных земель. Писцовая книга бесст растно сообщает: мотовские и печенгские лопари «по речкам и по озеркам ловят белую рыбу (то есть не семгу), да на лесу зверь бьют и птицу ловят по мона стырской вотчине, тем гя и кормят. А угодей за ними никаких нет. А дань и оброк емлют с тех лопарей по государеве жаловальной грамоте Печенскопо монасты ря старцы»! Комментарии, как говорится, излишни. Для верного понимания роли Трифона об этом его насле дии тоже следует сказать. На про тяжении XVJI века все правители России под тверждали привиле гии в торговле и -права землевладе ния Печенгского монастыря , дарованные Трифону Ива ном Грозным . Так, в мае 1613 года новый монарх Ми хаил Федорович Романов повелел печен гским монахам «с крестьян своих лопарей... дани имати... т а к к а к у них писано в п р еж н и х государей жало ван ны х грамотах» . Более того , после разорения обители монахи стали по лучать дополнительную милость — правительственную РУгу, пособие на «монастырский обиход»: «Государево жалованье , — говорится в писцовой кн и ге 1608 года, — идет в тот монастырь в год за воск, и за ладон, и за темьян*, и за пшеницу , и за мед, и за горох , и за хлеб, и за милостыню ру ги по 50 рублев денег». Таким образом, помимо эксплуа тации лопарей, мона стырь довольствовался еще из государственной ка зны . Кольско-Печенгский монастырь просуществовал 174 . года. Он был упразднен в 1764 году, когда правитель ство Екатерины II передало церковные земли в соб ственность государства, а значительную часть монасты рей ликвидировало. В 1886 году, в эпоху глухой реак ции, при поддержке мракобеса К. П. Победоносцева, соловецкие монахи возобновили монастырь, получивший название Трифоно-Печенгского. 2. Церковь Бориса и Глеба Память о Трифоне сохранилась и в срубленной им церкви на Паз-реке, которая на протяжении столетий являлась свидетельством принадлежности этой местно сти России, поскольку разгранйчения с Норвегией до 1826 года не существовало. О времени сооружения храма говорит надпись на кресте: «В лето 7073 (по эре от рождения Христа — 1565-го) года, месяца июня 4 дня, а святил церковь сию игумен Иларион при начальнике Трифоне». Церковь была построена для крещ ены х па зр е ц ки х ло парей. При ней находились хозяйственные службы мо нахов. Писцовая к н и г а 1608 года сообщает: «Церковь страстотерпцов (мучеников ) Х ри с товы х Бориса и Глеба древняя , кле тс ки (то есть наподобие избы , не шатровая), стоит бес пения (не имея своего прич та — священни ка и дьякона ), а в церкве образы (иноны), и к н и г и , и р и зы (облачения) монастырское строение (заведено все мо настырем): две кельи , да анбар с погребом, да сарай, да поварня*. В описи имущества Кольско-Печенгского монастыря 1658 года читаем: «На устье Паз-реки храм страстотерп ца Бориса и Глеба, поставление начальника Трифона». Старинная Борисоглебская церковь — памятник ар хитектуры. Имеющиеся описания его практически недо ступны современным читателям. Это или редкие изда ния, или газетные публикации. Поэтому приведу сведе ния о храме, оставленные в разное время очевидцами. Лесничий К. А. Соловцов (1862 год): Бревенчатая цер ковь Бориса и Глеба по хож а на часовню ; сн а р уж и об шита тесом, четыреху гольная , продолговатая, с ко н и ч е с ким куполом над алтарем и трапезою . Над входом не большая колокольня . «Внутри голые стены и потолок местами сильно по гнили ; иконостас самый простой , с и конами , почерневшими от времени в та кой степени, что на них почти вовсе не видно ж ив о пи си ; самая бедная старинная утварь ; полуистлевшие хору гви , пелены, на престольная одежда, нескольно с таринны х , р у к о п и с ны х и печа тны х к н и г — вот и вся бедная обстановка этой цер кви . Кр у гом ди кая и п у с ты нна я местность... Раз в год, и то не всегда, эта цер ковь оглашается пением бо жественной службы , когда заезжает сюда свящ енни к Печенгсного прихода» . После посещения устья Паз-реки эскадрой К. Н. Пось- ета в июле 1870 года по инициативе команды корвета «Варяг», собравшей деньги, была построена в 1873— 1874 годах новая, красивая Борисоглебская церковь, а старая сохранена как реликвия. Чиновник Министерства иностранных дел Д. Н. Ост ровский в 1880 году в своем отчете о посещении гра ницы писал: «В нескольких шагах от новой церкви пря чется в зелени домик, окрашенный желтой краской. Это чехол над старинной, ...построенной преподобным Трифоном». Далее следует описание древней церкви, как она предстала взору посетителя: «Притвор более напоминает избу: по стенам лавки, в окне тусклая слюда, и только ряд икон, висящих над другою, влево • от входа дверью / как будто указывает еще на истин ный характер здания. Отворив эту дверь, вступаем в самую церковь, маленькую и узкую. Старинный иконо стас, деревянные подсвечники и висящие (в таком же тесном алтаре) кадило и облачения Трифона представ ляют дорогую находку для археолога. Судя по поруч ням и облачению, преподобный Трифон был мужчина богатырского сложения. По преданию, он сам носил издалека бревна для постройки церкви». Предположе ние Д. Н. Островского вполне согласуется с обликом Трифона в зарисовке «самовидца»: «Возрастом (высо тою) святый немал, нагиб (согбенный), плотию (телом) крепок, малоплешив, брадою сед». В статье «Лопарский апостол» мимоходом сказано , что канонизация р у с с к и х святых «началась в середи не XVI века». Это не та к . Именно Борис и Глеб были первыми русс кими святыми , и причислены они к л и к у свя тых еще в XI веке. Напомню : Борис и Глеб — млад шие сыновья киевско го князя Владимира Святославича, крестителя Руси. В 1015 году, после смерти отца, они были убиты старшим братом Святополком Окаянным . К а к повествует сказание об их гибели, Борис и Глеб по жертвовали собой, чтобы избавить Русь «от усобныя рати» — братоубийственной войны. Церковь объявила и х мучени ками , подавшими пример миролюбия. «Повесть временных лет» под 1072 годом именует братьев «свя тым и страстотерпцами» . Как знать, может быть, неспроста Трифон поставил храм Бориса и Глеба на самом краю Русской земли — во имя святых-миролюбцев. Не стремление ли это вы казать соседям желание жить в братстве и согласии? Ведь Трифон пришел сюда не захватывать чужие вла дения, а, как говорит его древний биограф, защищать русские пределы от поползновений протестантов, пра вителей Швеции и Дании (последней принадлежала то гда Норвегия): «от тамо близких стран, от люторския и калвинския ереси». При жизни Трифона монастырю пришлось триждьі отражать набеги шведов. По-види мому, и Трифону при этом пришлось обагрить себя чужой кровью. Иначе зачем же ему, «начальнику» оби тели, устраняться от должности игумена, поручать ее какому-то, не известному нам, Гурию? (Согласно пра вославному учению богослужение не мог совершать человек, проливший чужую кровь.) Как бы то ни было, на протяжении веков храм Бори са и Глеба взывал к миру, добрососедству и дружбе живших по обе стороны пограничной Паз-реки. Иван УШАКОВ, краевед. (Продолжение следует) * Ладан и темьян — две разновидности древесной бла гоуханной смолы, применяемой при бо гослужении .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz