Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

М урманск как город на­ чинался с закладки храма Николая Мир- ликийского (21 сентября 1916 го­ да) на том месте, где ныне нахо­ дится Дворец культуры. После февральской революции планировщики наметили возвес­ ти собор на высокой горе, доми­ нирующей над городом. Но храм на избранном месте не был по­ строен. Временную приходскую церковь во имя покровителя мо­ ряков святого Николая сооруди­ ли вблизи Базы и Порта. На пла­ не города, утвержденном в апре­ ле 1919 года, означена улица Церковная (примерно там. где сейчас пролегает улица К. Са­ мойловой). Здесь в скромном де­ ревянном здании проходили бо­ гослужения и религиозные цере­ монии. В совдеповский период прово­ дились в жизнь закон о свободе совести, изданный еще Времен­ ным правительством 14 июля 1917 года, и постановления Со­ вета народных комисса­ ров от 19 февраля и 16 ап­ реля 1918 года. Каждый свободный гражданин мог исповедовать любую религию или никакую, считать себя неверую­ щим. Советское правительст­ во декретом 23 ноября 1918 года отделило цер­ ковь от государства и школу от церкви. Народ­ ный комиссар просвеще­ ния А. В. Луначарский разослал предписания об исключении Закона Божьего из программ учебных заведений. Ста­ ло проповедоваться без­ божие. начались притес­ нения духовенства. Кое- где закрывались храмы. Религиозность населения ослабела. В печати сооб­ щалось, что большевики в Москве, на Красной площади, близ часовни весьма чтимой иконы Иверской Божьей Матери крупными буквами на­ писали: "Вера для народа - то же самое, что опиум, одурманиваю­ щий людей”. Белые деятели, придя к власти в Северной области, провозгла­ сили свою верность "демократи­ ческим порядкам 1917 года". Северное правительство при­ няло закон об автономии школы, согласно которому педагогичес­ кие советы совместно с родителя­ ми учащихся сами решали - пре­ подавать ли Закон Божий. Отдел народного образования Верхов­ ного управления Северной облас­ ти рекомендовал школам в "отме­ ну большевистских распоряже­ ний" оставить Закон Божий "в числе обязательных предметов" обучения с двумя оговорками: учащиеся освобождаются от изу­ чения Закона Божия по письмен­ ным заявлениям их родителей или опекунов, несдача Закона Бо­ жия не препятствует переходу в следующий класс. Родители детей, обучавшихся в мурманских школах, высказа­ лись за преподавание Закона Божьего. В учебном плане на 1919/1920 год этому предмету в Высшем начальном училище во всех четырех классах отводилось по два часа учебного времени в неделю. В политике Временного правительства Северной области религиозная те­ ма далеко не первенствовала. В обращении "К населению" 18 февраля 1919 года при изложении целей борьбы содержалась фраза: "Будем строить государственную жизнь области на демократичес­ ких началах, охраняя права церк­ ви и религии". Начальник края В. В. Ермолов в публичных вы­ ступлениях порицал большеви­ ков за "осквернение святынь на­ шей эры", но в дела церкви не вмешивался. В лектории, рабо­ тавшем в Мурманске, не встреча­ ется религиозных тем. Х рамы на Кольском по­ луострове продолжали действовать как и преж­ де. Вера не иссякла. Но местный благочинный, протоиерей Нико­ лай Попов 14 февраля 1919 года писал своему приятелю в Умбу: "Народ к церкви не особенно усерден". 10 февраля 1919 года, в годов­ щину убийства К. Ф. Кетлинско­ го, в Николаевской церкви состо­ ялась многолюдная панихида по бывшему начальнику края. Радостно праздновалась Пасха (20 апреля 1919 года). В храме было "полно молящихся". Жизненные тяготы, военные опасности влекли к Богу, к за­ ступничеству святых и Богороди­ цы. В городской газете появились стихи о матери убитого солдата. Они завершались молитвой, об­ ращенной к Богу: Повей дыханием любви На заблуждения людские, Потоки слез останови В Твоей раскаянной России. В номере за 7 августа 1919 года помещено письмо воина с Мур­ манского фронта: во время ар­ тиллерийского обстрела красных у него "душа ушла в пятки... Я Бога и всех святых сейчас же вспомнил и стал внутренне мо­ литься". Создавая ополчение на защиту белого режима, Н. К. Случев- ский, вдохновитель воинства, на­ звал его "За святую Русь!". Этот призыв старых времен оказался непопулярным и офи­ циально не был признан. Но на своих шапках национальные ополченцы носили крест. Одна­ ко в тексте присяги, которую принимали добровольцы "Мур­ манской армии", никаких слов о святости и вере не содержалось. Поэт А. Форштеттер, вдохнов­ лявший ополченцев на борьбу с большевиками, писал: "Посту­ пью твердой идут крестоносцы вперед... Молитесь же, русские люди, чтоб счастье послал им Господь!". Присутствие союзников ни­ сколько не мешало обычной ра­ боте церкви. Шли богослужения, регистрировались рождения, бра­ ки и смерти людей. В 1919 году в Николаевском приходе родилось 110 мальчиков и 106 девочек, всех умерших было 71 человек. Среди бракосочетавшихся в церкви встречаются и иноземцы. 21 июля 1919 года - "североамериканский гражданин из г. Филадельфии Иоанн Иванович Гобай, право­ славный, первым браком, 27 лет, и мурманская гражданка Мария Иустиновна Вольштрем, люте­ ранка, первым браком, 17 лет". Поручителем за жениха являлся американский консул Маурец Пиерс. Убитых "во время революции" 21 февраля 1920 года (четыре че­ ловека) хоронили по христиан­ скому обряду, на что дали согла­ сие победившие большевики. З аметным событием в рели­ гиозной жизни Мурман­ ска явился приезд архан­ гельского епископа Павла. Се­ верный владыка при участии все­ го местного духовенства (шести священников и трех дьяконов) со­ вершил молебен, обратился с приветствием к собравшимся. С ответным словом выступил на­ чальник уезда С. Н. Баев, кото­ рый поблагодарил епископа Пав­ ла "за службу, доставившую ве­ ликое утешение мурманцам". За­ тем в помещении Офицерского Собрания состоялась трапеза, после чего "преосвященный посе­ тил место закладки Мурманского собора и семейство трагически погибшего в Мурманске в 1918 году Начальника края адмирала Кетлинского". Благословив при­ хожан, епископ отправился в го­ род Александровск. Н аселение охотнее шло на театральные пред­ ставления, музыкаль­ ные вечера, маскарады и танцы, чем в церковь. Мурманская ми­ лиция 23 марта 1919 года запре­ тила "всякие общенародные заба­ вы и общественные увеселения... в сочельник (Рождественский) и день праздника Рождества Хри­ стова, накануне двунадесятых праздников и дня усекновения главы Иоанна Предтечи); в пер­ вую, четвертую и страстную неде­ ли, а также в первый день (вос­ кресенье) второй недели (недели Православия) и субботу третьей недели Великого поста, в Верб­ ное воскресенье, в первый день Святой Пасхи и день Воздвиже­ ния Креста Господня". Дни цер­ ковных служб в праздники опове­ щались в газете. Помимо православных христи­ ан, в Мурманске пребывали като­ лики, лютеране, а также иновер-: ные китайцы, корейцы и др. От­ дел образования наряду с Зако­ ном Божьим рекомендовал пре­ подавание "Истории религий". Среди местных церковных дея­ телей выделялись священники Николай Азлов, переведенный в Мурманск из Китовского прихо­ да, Павел Воронов (служил до сентября 1919 года), церковный староста М. М. Кауль, александ­ ровский благочинный Василий Мартынов. Соблюдение религиозных об­ рядов, посещение церкви явля­ лись душевной потребностью ве­ рующих людей, составляли часть их духовной жизни. Но под влиянием революции, советской политики отказа от ре­ лигии церковь в рассматривае­ мый период утратила прежнее влияние на массы, не могла суще­ ственно помочь белой армии в ее | борьбе с большевизмом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz