Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
М урманск как город на чинался с закладки храма Николая Мир- ликийского (21 сентября 1916 го да) на том месте, где ныне нахо дится Дворец культуры. После февральской революции планировщики наметили возвес ти собор на высокой горе, доми нирующей над городом. Но храм на избранном месте не был по строен. Временную приходскую церковь во имя покровителя мо ряков святого Николая сооруди ли вблизи Базы и Порта. На пла не города, утвержденном в апре ле 1919 года, означена улица Церковная (примерно там. где сейчас пролегает улица К. Са мойловой). Здесь в скромном де ревянном здании проходили бо гослужения и религиозные цере монии. В совдеповский период прово дились в жизнь закон о свободе совести, изданный еще Времен ным правительством 14 июля 1917 года, и постановления Со вета народных комисса ров от 19 февраля и 16 ап реля 1918 года. Каждый свободный гражданин мог исповедовать любую религию или никакую, считать себя неверую щим. Советское правительст во декретом 23 ноября 1918 года отделило цер ковь от государства и школу от церкви. Народ ный комиссар просвеще ния А. В. Луначарский разослал предписания об исключении Закона Божьего из программ учебных заведений. Ста ло проповедоваться без божие. начались притес нения духовенства. Кое- где закрывались храмы. Религиозность населения ослабела. В печати сооб щалось, что большевики в Москве, на Красной площади, близ часовни весьма чтимой иконы Иверской Божьей Матери крупными буквами на писали: "Вера для народа - то же самое, что опиум, одурманиваю щий людей”. Белые деятели, придя к власти в Северной области, провозгла сили свою верность "демократи ческим порядкам 1917 года". Северное правительство при няло закон об автономии школы, согласно которому педагогичес кие советы совместно с родителя ми учащихся сами решали - пре подавать ли Закон Божий. Отдел народного образования Верхов ного управления Северной облас ти рекомендовал школам в "отме ну большевистских распоряже ний" оставить Закон Божий "в числе обязательных предметов" обучения с двумя оговорками: учащиеся освобождаются от изу чения Закона Божия по письмен ным заявлениям их родителей или опекунов, несдача Закона Бо жия не препятствует переходу в следующий класс. Родители детей, обучавшихся в мурманских школах, высказа лись за преподавание Закона Божьего. В учебном плане на 1919/1920 год этому предмету в Высшем начальном училище во всех четырех классах отводилось по два часа учебного времени в неделю. В политике Временного правительства Северной области религиозная те ма далеко не первенствовала. В обращении "К населению" 18 февраля 1919 года при изложении целей борьбы содержалась фраза: "Будем строить государственную жизнь области на демократичес ких началах, охраняя права церк ви и религии". Начальник края В. В. Ермолов в публичных вы ступлениях порицал большеви ков за "осквернение святынь на шей эры", но в дела церкви не вмешивался. В лектории, рабо тавшем в Мурманске, не встреча ется религиозных тем. Х рамы на Кольском по луострове продолжали действовать как и преж де. Вера не иссякла. Но местный благочинный, протоиерей Нико лай Попов 14 февраля 1919 года писал своему приятелю в Умбу: "Народ к церкви не особенно усерден". 10 февраля 1919 года, в годов щину убийства К. Ф. Кетлинско го, в Николаевской церкви состо ялась многолюдная панихида по бывшему начальнику края. Радостно праздновалась Пасха (20 апреля 1919 года). В храме было "полно молящихся". Жизненные тяготы, военные опасности влекли к Богу, к за ступничеству святых и Богороди цы. В городской газете появились стихи о матери убитого солдата. Они завершались молитвой, об ращенной к Богу: Повей дыханием любви На заблуждения людские, Потоки слез останови В Твоей раскаянной России. В номере за 7 августа 1919 года помещено письмо воина с Мур манского фронта: во время ар тиллерийского обстрела красных у него "душа ушла в пятки... Я Бога и всех святых сейчас же вспомнил и стал внутренне мо литься". Создавая ополчение на защиту белого режима, Н. К. Случев- ский, вдохновитель воинства, на звал его "За святую Русь!". Этот призыв старых времен оказался непопулярным и офи циально не был признан. Но на своих шапках национальные ополченцы носили крест. Одна ко в тексте присяги, которую принимали добровольцы "Мур манской армии", никаких слов о святости и вере не содержалось. Поэт А. Форштеттер, вдохнов лявший ополченцев на борьбу с большевиками, писал: "Посту пью твердой идут крестоносцы вперед... Молитесь же, русские люди, чтоб счастье послал им Господь!". Присутствие союзников ни сколько не мешало обычной ра боте церкви. Шли богослужения, регистрировались рождения, бра ки и смерти людей. В 1919 году в Николаевском приходе родилось 110 мальчиков и 106 девочек, всех умерших было 71 человек. Среди бракосочетавшихся в церкви встречаются и иноземцы. 21 июля 1919 года - "североамериканский гражданин из г. Филадельфии Иоанн Иванович Гобай, право славный, первым браком, 27 лет, и мурманская гражданка Мария Иустиновна Вольштрем, люте ранка, первым браком, 17 лет". Поручителем за жениха являлся американский консул Маурец Пиерс. Убитых "во время революции" 21 февраля 1920 года (четыре че ловека) хоронили по христиан скому обряду, на что дали согла сие победившие большевики. З аметным событием в рели гиозной жизни Мурман ска явился приезд архан гельского епископа Павла. Се верный владыка при участии все го местного духовенства (шести священников и трех дьяконов) со вершил молебен, обратился с приветствием к собравшимся. С ответным словом выступил на чальник уезда С. Н. Баев, кото рый поблагодарил епископа Пав ла "за службу, доставившую ве ликое утешение мурманцам". За тем в помещении Офицерского Собрания состоялась трапеза, после чего "преосвященный посе тил место закладки Мурманского собора и семейство трагически погибшего в Мурманске в 1918 году Начальника края адмирала Кетлинского". Благословив при хожан, епископ отправился в го род Александровск. Н аселение охотнее шло на театральные пред ставления, музыкаль ные вечера, маскарады и танцы, чем в церковь. Мурманская ми лиция 23 марта 1919 года запре тила "всякие общенародные заба вы и общественные увеселения... в сочельник (Рождественский) и день праздника Рождества Хри стова, накануне двунадесятых праздников и дня усекновения главы Иоанна Предтечи); в пер вую, четвертую и страстную неде ли, а также в первый день (вос кресенье) второй недели (недели Православия) и субботу третьей недели Великого поста, в Верб ное воскресенье, в первый день Святой Пасхи и день Воздвиже ния Креста Господня". Дни цер ковных служб в праздники опове щались в газете. Помимо православных христи ан, в Мурманске пребывали като лики, лютеране, а также иновер-: ные китайцы, корейцы и др. От дел образования наряду с Зако ном Божьим рекомендовал пре подавание "Истории религий". Среди местных церковных дея телей выделялись священники Николай Азлов, переведенный в Мурманск из Китовского прихо да, Павел Воронов (служил до сентября 1919 года), церковный староста М. М. Кауль, александ ровский благочинный Василий Мартынов. Соблюдение религиозных об рядов, посещение церкви явля лись душевной потребностью ве рующих людей, составляли часть их духовной жизни. Но под влиянием революции, советской политики отказа от ре лигии церковь в рассматривае мый период утратила прежнее влияние на массы, не могла суще ственно помочь белой армии в ее | борьбе с большевизмом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz