Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

1 И. Ф. Ушаков МАЛЫЕ ХРАМЫ НА КОЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ иконостас с пятью иконами. Надзирал за ча­ совней местный лопарь Иван Андреевич Летов. Вслучае необходимости церковнослужители посещали зарубежных прихожан не только в предусмотренные дни. Священник Борисо­ глебской церкви Константин Щеколдин и его причетник Василий Ивановский 10 апреля 1899 года писали: «в летнее время мы ездим в Нявдемский погост один или два раза, смотря по обстоятельствам». НА ВОСТОЧНОМ МУРМАНЕ В 70-х годах XIX века началось заселение Мурманского берега постоянными жителями — колонистами. В местах наибольшего развития рыбного промысла стали ставить новые часовни и церкви по плану, присланному Святейшим Синодом. Наиболее людным становищем лет­ него промысла являлось Гаврилово. Здесь в конце XIXвека стояло более ста рыбацких станов, три фактории и три салотопенных завода. На южной стороне бухты возникла колония из 15 домов; число пришлых поморов иногда пре­ вышало 3000 человек. Церковь во имя чудотворца и святителя Нико­ лая Мирликийского в Гаврилове была освящена в 1888 году. Ее построили на деньги, пожерт­ вованные кронштадтским дворянином А. Пас- ским, в городе Архангельске, в разобранном виде на пароходе доставили к месту установки. Цер- ковьсостояла изтрех отделений: храма, притвора и паперти, разделенных капитальными стенами, имела крышу на четыре ската с куполом и «водруженным в яблоке деревянным восьми­ конечным крестом, выкрашенным белилами». В 1893 году эта церковь стала приходской. В Териберке беспричтовая церковь во имя пророка Ильи была сооружена в 1875 году на «доброхотные пожертвования рыбопромыш­ ленников этого становища». Через десять лет колежемский крестьянин Иван Кочин при со­ действии других промышленников поставил вторую церковь — «в честь иконы Грузинской Божьей Матери». Архангельская консистория открыла в Териберке приход, в который вошли храмы в Зарубихе и Мало-Оленьем. Ильинская церковь действовала в зимнее время, а Гру- зинско-Богородицкая — летом, когда в Тери­ берке кипела промысловая жизнь. Беспричтовые церкви возникли в становищах Рынде в честь Преображения Господня (1878) иХарловке во имя святого пророка Ильи (1891), приписанные к Ловозерскому приходу. В Восточной Лице стояла часовня Успения Божьей Матери, в Семи Островах — часовня Всеми- лостливого Спаса (в 1900 году построена церковь), в Варзино—часовня святых апостолов Петра и Павла; часовни посещались лово- зерским причтом «для богослужения и требо- исправлений». В праздничные дни к часовням приезжали лопари и «зажигали свечи в оконцах». Накануне революции 1917 года на Мур­ манском берегу, от норвежской границы до Святого Носа, в 11 приходах действовало 17 часовен и 23 церкви, из которых 7 являлись приписными, не имевшими собственного штата служителей. БЕЗ ХРАМА СЕЛЕНИЕ - СИРОТА К концу XIX века на Кольском полуострове почти не осталось постоянных селений без молитвенных зданий. Жить без храма, хотя бы маленькой часовни, верующие уже не мыслили. Каждая деревня стремилась иметь красивую, отличавшуюся от других, церковь. Варзужский священник Михаил Истомин отмечал: «До сего столетия по Терскому берегу были только ча­ совни, вместо коих ныне во всех селениях находятся приличные церкви». Если церковь сгорала, жители без промедления строили новую, ибо, по народному изречению, селение без храма—сирота. Так, 31 мая 1881 года, «в самый Троицын день», в деревне Тетрино сгорела от упавшего из кадила в подполье уголька церковь во имя Троицы. Крестьяне в тот же год присту­ пили к возобновлению храма, «построили на свой счет небольших размеров церковь во имя свя­ того Василия Великого» (по названию придела в сгоревшей церкви), которая в 1883 году была освящена и стала использоваться для бого­ служения. Зажиточный промышленник или торговец считал за бесчестье и грех не иметь встановище возле своего заведения часовни или церквушки. Если менялось место промысловой деятель­ ности, перевозился ихрам. Например, кольский мещанин Павел Васильевич Хипагин в 1871 году поставил небольшую церковь во имя Алексея, митрополита Московского, встановище Еретики, которую в 1890 году перевез на Китовский остров, к своему новому промысловому заведению. Так же поступали и лопари, которые через 10—15 лет, в связи с истощением в окрестностях поселения оленьего корма (ягеля) и дровяного леса, избирали новое место для жилья. «При переносе погоста с одного места на другое, — писал Василий Немирович-Данченко в книге “Лапландия и лапландцы” , — лопари прежде всего сносят часовню, служится молебен с водосвятием и окропляют святою водою оленей и окрестности»; потом уже они перевозят свои тупы (жилые постройки) и амбары. Лопари верили в защитную силу храма. Если лопаря кто-либо обижал и он хотел наказать обидчика, то, по словам Немировича-Данченко, отпра­ влялся в часовню и просил Бога «разобрать их дело» [13]. Лопари и русские поморы любовно украшали свои храмы, снабжали их разными по ­ требностями. Лопарь Петр Матвеевич Кле­ ментьев, например, купил для Териберской Грузинско-Богородицкой церкви колокола и серебряную ризу на икону Тайной Вечери, за что в 1898 году был «награжден серебряной медалью на Станиславской ленте». Малоимущие прихожане обычно опускали монеты в цер­ ковную кружку. «Часто священники,—сообщает

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz