Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
ХРАМЫ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА 10 бовалось на сооружение храма и снабжение его всем необходимым. Строительство церкви началось в 1894 году. Раснаволокские лопари на сходе избрали «строителем ее крестьянина-лапландца Васи лия Захаровича Кобелева как более всех способного к этой должности». Проект здания составил губернский архитектор Э. Краус. В основании церковь имела размер 6,4 х 6,4 м, внутренняя высота помещения —4 м, крыша на два ската крылась тесом, над нею главка с крестом. Над крыльцом — звонница с тремя колоколами весом 25, 17 с половиной и 9 килограммов. Небольшая, но довольно красивая церковь во имя Алексея человека Божия в 1895 году была освящена о приписана к Киль- динскому приходу [8]. Через десять лет, когда прекратилось дви жение поморов по «мурманской дороге» на весенние промыслы, Алексеевскую церковь из Раснаволока перевезли в Пулозеро. «ЖЕЛАЕМ ПОСТРОИТЬ...» Все, близко наблюдавшие жизнь российских лопарей, отмечали их глубокую религиозность. Исследователь Мурмана Н. Я. Озерецковский в 1772 году писал: «Многие из них по большим праздникам приходят в Колу единственно для того, чтоб слушать Божью службу. Усердие их к вере очень видно из того, что как 1числа августа исполнено было на устье реки Колы водосвя- щение, то бывшие при том лопари в одежде бросались в воду и окунывались в ней из уважения к освященной сей стихии». Неудивительно, что инициатива сооружения храмов в лопарских селениях обычно исходила от самих верующих. 5 февраля 1902 года жители Мотовского погоста — «крестьяне-лопари» подали коль скому благочинному прошение следующего содержания: «Мотовский зимний погост наш отстоит от приходской Печенгской церкви за 90 верст, а от обители Печенгской за 70 верст, в коем находится древняя часовня во имя печенг ского чудотворца, настолько обветшавшая, что во время ветров и бурь гасятся пред иконами поставленные свечи во время наших молений в воскресные и праздничные дни, в кои мы собираемся в часовню нашу. Дальность от церкви и Печенгской обители, куда нам неудобно и далеко выезжать для посещения церкви Божией на каждый воскресный день и оставаться в такой день нежелательно без молитвы. При такой духовной нужды мы, с общего согласия, желаем поставить в своем погосте новую часовню... длиною 8 аршин с сеньми и шириною в 6 аршин, с чугунною печкою, чтоб в ней можно было исповедоваться и святые тайны приобщать живущих в погосте, и приготовлять к исповеди и совершать богослужение. Новую часовню мыжелаем построить на свои средства и заготовим весь потребный материал, как бревна для постройки, таки полы, и потолки и тес для крыши...» [4]. Прошение подписано клеймами девяти домо хозяев во главе со старостой Пименом Ча- пуровым. Вскоре просители получили архиерейское благословение и приступили к делу —добыли проект часовни,заготовили 115 бревен,наняли двух мастеров-плотников. 23 января 1905 года часовня во имя Николая Чудотворца была принята от строителей по акту и освящена. Она обошлась лопарям с установкой чугунной печи 208 рублей 62 копейки. Донося Архангельской консистории о начале богослужения в часовне, кольский благочинный отец Алексей Шилов отметил заслуги Пимена Чапурова: «за свой счет содержал рабочих-строителей, доставлял их за сто верст к месту постройки и обратно, привез чугунную печь к месту, наблюдал за ходом строительства» [4]. НЯВДЕМСКАЯ ЧАСОВНЯ Долгое время четкой границы между Россией и Норвегией не существовало. Считалось, что земли, населенные православными лопарями, принадлежат России, а Финнмаркен —крайний Север Скандинавии, населенный лютерана ми,—является частью Норвегии. Самым северо-западным лопарским по гостом «русской веры» являлся Нявдемский. В описании 1785 года говорится: «Оный погост межами соседен Датской и Шведской границам, длиною считается 100 верст, а шириною 75 верст. Всем погосте имеется 6 озер: Чеветь, Кудозеро, Железное, Никольское, Иозеро и Кушкозеро... и три реки: Нявдема, Утенга и Вея-река... Подать подушную они, лопари, платят в казну ходячею российской монетою, сверх Российского государства платят они дань Датской короне с могущих работать датцкими деньгами и сухою рыбою трескою, и ту дань они платят с вод и рыбных промыслов исстари, как отцы и деды их платили». По разграничению 1826 года Нявдемский погост целиком отошел Норвегии (ныне—город Нейден). Оказавшиеся за рубежом нявдемские лопари продолжали исповедовать православную веру. Норвежцы не чинили им в этом никаких пре пятствий. Бережно сохранялась часовня во имя святого великомученика Георгия [7]. Из Паз- рецкой приходской церкви, за60 верст, вНявдему регулярно приезжал священник с причетником и вели богослужение: 27 августа бывала «утреня, часы с изобразительными и молебствия Спа сителю и святому Георгию, а вечером всенощное бдение», надругой день происходило освящение воды, продолжение службы в часовне, совер шались молебны в домах по желанию жителей и панихид на кладбище; 29 августа, помимо литургии, шли молебствия пресвятой Бого родице и святому Иоанну Предтече. В 1895 году на средства частных благотворителей часовню покрыли новым тесом. В 1900 году соловецкий архимандрит Иоанникий и печенгский игумен Ионафан поставили в часовне новый красивый
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz