Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

9 И. Ф. Ушаков МАЛЫЕ ХРАМЫ НА КОЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ Жители Кузомени в 1887 году поставили в своем селе новую церковь во имя Дмитрия Солунского «в память мученической кончины» царя-освободителя Александра II. НаТерском берегу на тоне Большая Точильна (между Кашкаранцами и Кузоменью) стояла часовенка, в которой во время рыбных про­ мыслов неугасимо горела лампада. Согласно преданию, тут некогда море выкинуло мертвеца, который остался неопознанным. Жившему на тоне помору «приснилось, что покойник просит, чтоб его похоронили и построили над могилой часовню» [5, 6]. Кашкаранские крестьяне это желание исполнили и никогда не забывали несчастного. Точильненская часовня являлась как бы памятником всем утопшим, нечто вроде «могилы неизвестного солдата». Время ее создания неизвестно. Вописи церквей 1818 года о ней сказано: «Часовня маленькая, ветхая... построена над погребенным тут иноком» [1]\ в описи 1883 года: «Анбарчик близ тони Точильна, ветхий, над телом неизвестного имени, по пре­ данию принесенного морем». На Кольском Севере высоко чтили пре­ подобного Трифона и строили храмы в честь просветителя печенгских лопарей. Его имя носили часовни в становище Малонемецком, в погостах: Бабинском, Лумбовском, Кильдинском и Сонгельском. Над могилой Трифона и его учеников Ионы и Германа в 1708 году была поставлена церковь Сретения Господня; над гробницей Трифона стояла «сень резная под золотом», в храме хранились некоторые вещи, которыми пользовался при жизни Трифон («котел чугунной, весу 1 пуд 5 фунтов» и др.). В середине XIX века Сретенскую церковь обновили. Лесничий К. А. Соловцов в 1861 году писал о ней: «Церковь стоит на берегу озера, на косогоре, ...обнесена оградою и осенена ста­ рыми плакучими березами; несколько избушек, в которых в зимнее время живут священник с причетником и несколько бездомных кольских мещанок старух, питающихся добровольным подаянием прихожан и богомольцев. Церковь небольшая... сравнительно с другими помор­ скими церквами, несколько роскошная; ико­ ностас... с новенькою ярко позолоченною резьбою; некоторые иконы в посеребрен­ ных окладах; пелены, ризы, паникадилы, под­ свечники —все новенькое, посеребренные и из порядочной парчи; в трапезе, под спудом, почивают мощи святого Трифона и его спод­ вижников; гробницы их покрыты хорошими шел­ ковыми покровами...» [18]. Могила Трифона еще вXVII веке стала местом паломничества, по выражению Ф. П. Литке, «Меккой Кольского края». В 1913 году ее посетило 1436 богомольцев, в 1917 году—3650. ХРАМ НА РАСПУТЬЕ Каждый год, в марте, жители беломорских селений совершали свой мученический путь на Мурманский берег, чтобы заработать на рыбных промыслах хлеб насущный. Морозы и вьюги крайне затрудняли движение людей по за­ снеженным просторам Севера. Через две-три недели по выходе из селений поморы достигали северной оконечности озера Имандра. Здесь, посреди Лапландии, находилось становье Рас­ наволок, от которого путь раздваивался: одни шли на Колу и далее к полуострову Рыбачьему, другие поворачивали на восток, к Ловозеру, а из него — по разным маршрутам к Териберскому побережью. В 1869 году из Раснаволока на Колу прошло 904 промышленника, а на Ловозеро — 1450. В 80-х годах число «мурманщиков» почти удвоилось. Ко времени прихода поморов в Раснаволок съезжались торговцы с товарами из Колы и лопарских погостов. Дорожная станция состояла из трех казенных изб, мало приспособленных для отдыха и не вмещавших и пятой доли шедших на Мурман. Священник Георгий Терентиев, ратуя за устройство «обширного постоялого двора», писал: «Втаком бесприютном месте, среди тундр и болот, сотни поморцев-рыбопромышленников во время своего зимнего путешествия на Мур­ манский берег имеют свой притон на несколько дней, дабы запастись жизненными потреб­ ностями на предстоящую дорогу по пустынным тундрам и поправить свои изнуренные силы после многих сотен верст пешеходного путе­ шествия. Но насколько приятен и удобен роздых пешеходных ватаг под открытым небом, осо­ бенно при вьюгах ислякоти, и сколь благотворно они действуют и влияют на их физические силы, о том лучше знают сами поморцы, кои каждую весну испытывают разные болезни». В трудных обстоятельствах у многих появля­ лось желание помолиться Богу, подкрепиться духовно. Но при отсутствии храма и церковных служителей страждущие оставались «без всякой духовной помощи и утешения». Постройка храма в малолюдной и бездо­ рожной местности требовала значительных средств и хлопот. Долгое время никто не решался поставить на лапландском распутье хотя бы маленькую часовню. В 1891 году кольский благочинный Александр Попов обратился за помощью к протоирею Иоанну Кронштадтскому, который к этому времени приобрел авторитет всероссийского пастыря. Вмолодости, обучаясь вАрхангельской духовной семинарии, он мечтал о проповеднической деятельности среди отсталых народов Крайнего Севера. Но после окончания С.-Петербургской духовной академии Иоанн Ильич Сергиев получил назначение в Кронштадт. Праведной жизнью и заботой о бедствующих он снискал славу святого человека. На его имя поступали щедрые пожертвования (около миллиона рублей в год), которые он все тратил на благо­ творительность. Деньги шли на устройство хра­ мов, приютов, школ, домов трудолюбия, женских монастырей, на раздачу голодающим. Иоанн Кронштадтский выслал на строи­ тельство Раснаволокской церкви сначала 100 рублей, затем 150, 200 —всего 1098 рублей 29 копеек, столько, сколько фактически потре­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz