Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
9 И. Ф. Ушаков МАЛЫЕ ХРАМЫ НА КОЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ Жители Кузомени в 1887 году поставили в своем селе новую церковь во имя Дмитрия Солунского «в память мученической кончины» царя-освободителя Александра II. НаТерском берегу на тоне Большая Точильна (между Кашкаранцами и Кузоменью) стояла часовенка, в которой во время рыбных про мыслов неугасимо горела лампада. Согласно преданию, тут некогда море выкинуло мертвеца, который остался неопознанным. Жившему на тоне помору «приснилось, что покойник просит, чтоб его похоронили и построили над могилой часовню» [5, 6]. Кашкаранские крестьяне это желание исполнили и никогда не забывали несчастного. Точильненская часовня являлась как бы памятником всем утопшим, нечто вроде «могилы неизвестного солдата». Время ее создания неизвестно. Вописи церквей 1818 года о ней сказано: «Часовня маленькая, ветхая... построена над погребенным тут иноком» [1]\ в описи 1883 года: «Анбарчик близ тони Точильна, ветхий, над телом неизвестного имени, по пре данию принесенного морем». На Кольском Севере высоко чтили пре подобного Трифона и строили храмы в честь просветителя печенгских лопарей. Его имя носили часовни в становище Малонемецком, в погостах: Бабинском, Лумбовском, Кильдинском и Сонгельском. Над могилой Трифона и его учеников Ионы и Германа в 1708 году была поставлена церковь Сретения Господня; над гробницей Трифона стояла «сень резная под золотом», в храме хранились некоторые вещи, которыми пользовался при жизни Трифон («котел чугунной, весу 1 пуд 5 фунтов» и др.). В середине XIX века Сретенскую церковь обновили. Лесничий К. А. Соловцов в 1861 году писал о ней: «Церковь стоит на берегу озера, на косогоре, ...обнесена оградою и осенена ста рыми плакучими березами; несколько избушек, в которых в зимнее время живут священник с причетником и несколько бездомных кольских мещанок старух, питающихся добровольным подаянием прихожан и богомольцев. Церковь небольшая... сравнительно с другими помор скими церквами, несколько роскошная; ико ностас... с новенькою ярко позолоченною резьбою; некоторые иконы в посеребрен ных окладах; пелены, ризы, паникадилы, под свечники —все новенькое, посеребренные и из порядочной парчи; в трапезе, под спудом, почивают мощи святого Трифона и его спод вижников; гробницы их покрыты хорошими шел ковыми покровами...» [18]. Могила Трифона еще вXVII веке стала местом паломничества, по выражению Ф. П. Литке, «Меккой Кольского края». В 1913 году ее посетило 1436 богомольцев, в 1917 году—3650. ХРАМ НА РАСПУТЬЕ Каждый год, в марте, жители беломорских селений совершали свой мученический путь на Мурманский берег, чтобы заработать на рыбных промыслах хлеб насущный. Морозы и вьюги крайне затрудняли движение людей по за снеженным просторам Севера. Через две-три недели по выходе из селений поморы достигали северной оконечности озера Имандра. Здесь, посреди Лапландии, находилось становье Рас наволок, от которого путь раздваивался: одни шли на Колу и далее к полуострову Рыбачьему, другие поворачивали на восток, к Ловозеру, а из него — по разным маршрутам к Териберскому побережью. В 1869 году из Раснаволока на Колу прошло 904 промышленника, а на Ловозеро — 1450. В 80-х годах число «мурманщиков» почти удвоилось. Ко времени прихода поморов в Раснаволок съезжались торговцы с товарами из Колы и лопарских погостов. Дорожная станция состояла из трех казенных изб, мало приспособленных для отдыха и не вмещавших и пятой доли шедших на Мурман. Священник Георгий Терентиев, ратуя за устройство «обширного постоялого двора», писал: «Втаком бесприютном месте, среди тундр и болот, сотни поморцев-рыбопромышленников во время своего зимнего путешествия на Мур манский берег имеют свой притон на несколько дней, дабы запастись жизненными потреб ностями на предстоящую дорогу по пустынным тундрам и поправить свои изнуренные силы после многих сотен верст пешеходного путе шествия. Но насколько приятен и удобен роздых пешеходных ватаг под открытым небом, осо бенно при вьюгах ислякоти, и сколь благотворно они действуют и влияют на их физические силы, о том лучше знают сами поморцы, кои каждую весну испытывают разные болезни». В трудных обстоятельствах у многих появля лось желание помолиться Богу, подкрепиться духовно. Но при отсутствии храма и церковных служителей страждущие оставались «без всякой духовной помощи и утешения». Постройка храма в малолюдной и бездо рожной местности требовала значительных средств и хлопот. Долгое время никто не решался поставить на лапландском распутье хотя бы маленькую часовню. В 1891 году кольский благочинный Александр Попов обратился за помощью к протоирею Иоанну Кронштадтскому, который к этому времени приобрел авторитет всероссийского пастыря. Вмолодости, обучаясь вАрхангельской духовной семинарии, он мечтал о проповеднической деятельности среди отсталых народов Крайнего Севера. Но после окончания С.-Петербургской духовной академии Иоанн Ильич Сергиев получил назначение в Кронштадт. Праведной жизнью и заботой о бедствующих он снискал славу святого человека. На его имя поступали щедрые пожертвования (около миллиона рублей в год), которые он все тратил на благо творительность. Деньги шли на устройство хра мов, приютов, школ, домов трудолюбия, женских монастырей, на раздачу голодающим. Иоанн Кронштадтский выслал на строи тельство Раснаволокской церкви сначала 100 рублей, затем 150, 200 —всего 1098 рублей 29 копеек, столько, сколько фактически потре
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz