Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

ХРАМЫ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА 8 ЦЕРКОВЬ БОРИСА И ГЛЕБА Едва ли не самым примечательным из малых храмов Кольского Севера является церковка во имя Бориса и Глеба на реке Паз, по которой проходит ныне наша граница с Норвегией. Ее построил основатель Печенгского монастыря Трифон. Надпись на храмозданном кресте, поставленном в церкви, гласит: «Крест сей сооружен... влето 7073 года месяца июня 4 дня, а святил церковь сию игумен Илларион при начальнике Трифоне». В переводе с мировой на христианскую эру летосчисления это про­ исходило в июне 1565 года. Борис и Глеб —младшие сыновья киевского князя Владимира Святославича, крестителя Руси. В 1015 году, после смерти отца, они были убиты старшим братом Святополком Окаянным. Как повествует сказание об их гибели, Борис и Глеб пожертвовали собой, чтобы избавить Русь от «усобные рати» (братоубийственной войны). Борис и Глеб—первые русские святые (кано­ низированы в 1072 году). В народе их чтили как правозвестников миролюбия и единства русских людей. Возле Борисоглебской церкви жили право­ славные лопари Пазрецкого погоста, которые заботились о ее сохранности. В 1858 году эти места посетил кольский лес­ ничий К. А. Соловцов. «В необитаемой тундре, в 20 верстах от погоста, на берегу реки Паз, у быстрого и кипучего порога, — писал он, — одиноко стоит этот бедный храм... По наружному виду эта церковь похожа на старинную дере­ вянную часовню: бревенчатая, снаружи обшитая тесом, четырехугольная, продолговатая, с коническим куполом над алтарем и трапезою и небольшою колокольнею над входом. Внут­ ренность церкви соответствует ее наружному виду: голые стены и потолок местами сильно погнили; иконостас самый простой с иконами, почерневшими от времени в такой степени, что на них почти вовсе не видно живописи; самая бедная старинная утварь; полуистлевшие хо­ ругви, пелены и напрестольная одежда, несколько старинных рукописных и печатных служебных книг — вот и вся бедная обстановка этой церкви... Раз в год, и то не всегда, она огла­ шается пением божественной службы, когда заезжает сюда священник Печенгского прихода, к которому приписана эта церковь» [18]. Летом 1870 года Мурман посетила русская эскадра в составе корвета «Варяг», клипера «Жемчуг» и шхуны «Секстан» во главе с великим князем Алексеем, сыном императора Алексан­ дра II. На Паз-реке взору прибывших предстала ветхая, «жалкая снаружи и до невозможности бедная внутри» церковь святых Бориса и Глеба. Между тем поблизости норвежцы построили две хорошие каменные кирхи — как бы в посрамление России. «После молебна, который мы служили в этой церкви, — писал командир эскадры вице-адмирал К. Н. Посьет, — между господами офицерами составилась подписка для основания небольшого капитала на построение каменной церкви». Она дала 605 рублей. В 1874 году началось богослужение в новой красивой Пазрецкой церкви, а старинная церковь стала реликвией — памятью о ее создателе Трифоне. В 1896 году храм Бориса и Глеба описал исследователь промысловой жизни Мурмана А. Г. Слезскинский. «Древняя церковь Бориса и Глеба, — сообщает он, — представляет собой развалившуюся деревянную избу. Половина избы отводилась для молящихся, а в другой помещался иконостас и алтарь. В алтаре вся церковная утварь ветхая: ...деревянный под­ свечник... священническое облачение, на котором изображены одноглавые и двуглавые орлы, по преданию подаренное в храм Иваном Грозным». В иконостасе стояли очень древние и оригинальные по живописи образа Иоанна Богослова и Богородицы, прядущей нити. Скромный храм Бориса и Глеба, построенный руками преподобного Трифона Печенгского, являлся святыней Кольской земли. ХРАМЫ-ПАМЯТНИКИ Некоторые храмы воздвигались в память трагических событий, военных побед или других важных происшествий. Так, Покровский храм в Москве на Красной площади (больше известный как собор Василия Блаженного) — памятник взятию Казани русскими воинами в 1552 году; «Храм на крови» в С.-Петербурге — памятник царю Александру II, убитому народовольцами в 1881 году. Существовали памятные храмы и на Кольской земле. 30 ноября 1589 года шведы напали наТроице- Печенгский монастырь и перебили в нем 116 монахов и слуг. Всех их похоронили после ухода захватчиков в братской могиле близ впадения речки Маны в Печенгу. В 1880 году местные колонисты — поморы и карелы — построили на этом «святом месте» церковь, названную вчесть печенгского подвижника Трифоновской. Летом 1900 года ее перенесли на Баркинский кряж при Печенгской губе, а на могиле 116 стра­ дальцев заложили основание монастырского храма Рождества Христова, который, подобно «Храму на крови», хранил «память о избиенных мучениках древнего Печенгского монастыря». 8 июня 1872 года в бурную погоду у Орлова мыса разбилась военная шхуна «Самоед», пытавшаяся выгрузить на берег строительные материалы. Погиб командир—лейтенант Гаврил Сафонов, а также инженер-прапорщик, квар­ тирмейстер, 16 матросов итрое вольнонаемных мастеровых. В том же году в память утонувших начальник Архангельского порта князь Леонид Алексеевич Ухтомский, при содействии родственников погибших офицеров, построил на берегу Песчаной губы, где произошла трагедия, часовню во имя святых мучеников Бориса и Глеба. В описании церквей, составленном в 1900 году, отмечается: «По украшению утварью и иконами часовня на Орловом маяке лучше прочих» [2].

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz