Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

7 И. Ф. Ушаков МАЛЫЕ ХРАМЫ НА КОЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ С конца XIX века часовни на Мурмане стали строиться по типовому проекту — по образцу часовни вдеревне Федотовской (в Шенкурском уезде Архангельской губернии). Размеры часовни соответствовали числу ее посетителей. В Княжой Губе стояли две часовни, Георгиевская имела в основании 4 x 2 сажени и высоту — 3 сажени, Ильинская — в основа­ нии 3 x 2 сажени и высоту 2 сажени (сажень = 213 см); обе были «обиты тесом и окрашены белилами на масле, обнесены деревянными оградами». В Умбском приходе насчитывалось к концу XIX столетия шесть часовен, из них две—Петропавловская иТроицкая—находились в самом селе, Никольская—при усть реки Умбы, в полутора верстах от села, Фоминская — на Погосте, в 10 верстах от приходской церкви, Зосимосавватиевская — на морском берегу, в 25 верстах от села, и Вялозерская—в40 верстах от Умбы. «Размер часовен, — говорится в описании прихода, —одинаков и может каждая вместить человек 20 молящихся. Часовни имеют вид: две шатрообразные, остальные же имеют вид ковчега; наверху кресты» [10]. БОГОСЛУЖЕНИЕ В ЧАСОВНЯХ Христианское учение рекомендует верующим в седьмой день недели прекращать основную работу, дающую «хлеб насущный», и посвящать этот день Богу—проводить время в молитвах, в чтении или слушании текстов священного пи­ сания. Общаться с Богом считалось пред­ почтительнее в храме. Жители селений, уда­ ленных от приходской церкви, собирались на совместную молитву и поклонение Богу в местную часовню, где перед иконами пели духовные стихи и молитвы, осеняя себя крестным знамением, возлагали дары (украшения) к свя­ тым иконам. Так создавалось светлое настро­ ение, единение исогласиелюдей, выражавшееся формулой «семья Божия». В определенные дни года в отдаленные се­ ления приезжал приходский священник с при­ четником, вел в часовне церковную службу, исполнял религиозные требы—крестил детей, отпевал умерших, совершал заказные молебны. «В Нотозерской Воскресенской часовне, — отмечается в отчете Кольского собора, —бого­ служение совершается два раза в год: первый раз на второй день Богоявления Господня (7 ян­ варя по старому стилю — И. У.)... второй раз—на второй день Святой Пасхи, отправляются пасхальные часы и молебен»; в дни Великого поста лопари исполняли «христианский долг исповеди и святого причастия». В Понойском приходе действовало пять часовен: в Иокангском, Лумбовском, Каменском и Сосновском погостах и при Орловском маяке. В них богослужение шло «на праздничных неделях» Пасхи и Рождества Христова. «При посещении причтом погостов, —доносил свя- щенникНиколай Шмаков в 1900 году,—вчасовнях обязательно служатся утреня и часы, а затем общий молебен с водосвятием, после того молебны желающим, а по окончании бого­ служения причт обязательно ходит со крестом и святой водой по всем тупам и избам» [2]. Регулярное богослужение в часовне делало ее очень похожей на церковь. С разрастанием селений часовни нередко превращались в церкви: устраивался алтарь, ставили иконостас, надстраивали верх, подвешивали колокола, освящали здание и присваивали ему наиме­ нование «церкви». Так из часовен возникли церкви в Кильдине (1898), в Стрельне (1899), в Кашкаранцах (1866). Село Поной С гравюры второй половины прошлого столетия

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz