Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

Остановись у креста! П о 'берегам Кольского по­ луострова кое-где сохрани­ лись обветшавшие деревян­ ные;.тресты — памятники жизни поморов. Когда, с ка­ кой целью, при каких обсто­ ятельствах они создавались, в большинстве случаев по­ крыто тайной. Путешествен­ ников, приезжавших на Му.р- "ман из Средней России, где KpectSf ставились почти ис­ ключительно на могилах, удивляло обилие памятных знаков в-местах промысла рыбы и зверя. Василин Ива­ нович Немирович-Данченко писал в 1873 году: в стано­ вищах «чернеют кучки вы­ сокий" деревянных крестов. Это могилы промышленни­ ков...'». • Однако писатель, считав­ ший все кресты надмогиль­ ными, заблуждался. Множе­ ство' из них имели другое назначение. На Теремом берегу часто ставили обетны е и благодар­ ственны е кр е сты . Делали это обы чно м онахи и работны е л ю ­ ди Соловецкого м онасты ри пе­ ред тем , к а к , за ко н чи в про­ мысел, вы йти s обратны й п у т ь через, откры тое море, или по с­ ле счастливого пр ибы тия из С оловков." Многие кресты служили навигационными знаками. В поморской лоции XVIII ве­ ка встречаем такие указания: «Святой-Нос. на коем многб крестов». «Могильный ост­ ров, на коем крест», «В ре­ ке Коле, на левой рітке, на наволоке, мреет». Археологическая экспеди­ ция АН ,СССР в 1985 году обнаружила на Шпицберге­ не^ возле старинного зимовья «два могучих креста», ко­ торые служили ориентирами для кормщиков. Еще одна категория крес­ тов — памятные. Они воз­ двигались промышленника­ ми на дальних становищах и в арктических зимовьях, чтобы подать весть о себе в случае гибели. Естествоис­ пытатель С. Григорьев, ра­ ботавший на Севере в нача­ ле XX века, отмечал обычай поморов ставить восьмико­ нечные (старообрядческие) кресты «с традиционной надписью «И. X. С. Б.» (Иисус Христос Сын Божий) на верхней доске». На глав­ ном перекрестии текст начи­ нался словами: «Сей крест воздвигнут», и далее указы­ вались имена людей, из ка­ кого они селения, год и чис­ ло установки знака. Такие кресты поведали миру не одну трагедию, по­ стигшую людей в ледяных просторах Севера. Иногда узнавали о гибели людей много лет спустя. В июле 1911 года В. Р усанов об наруж и л на Новой Земле «старинное руссное промы сло­ вое становищ е», возле ко то р о ­ го лежали черепа и д руги е че­ ловеческие ко сти . Поблизости находились три сильно на­ кл о н и вш и хся нреста, на -кото­ р ы х остались следы б ольш и х, гл уб о ко вы ре за нны х славян­ с к и х б укв , но надписи у ж е нельзя было пр очи тать:- по­ лярны е ветры и сн е ж н ы е вью ги иссекли дерево и стер­ ли имена по гибш и х. Кресты с надписями о пре­ бывании в том или ином месте ставили мореходы во время вынужденной останов­ ки. Причем чаще всего на острове Сосновце, лежащем на главном морском пути между Мурманом и Поморь­ ем. Не случайно голландцы в конце XVI века называли Сосновец Крестовым остро­ вам. Существовали также крес­ ты молитвенные, или поклон­ ные. Старообрядцы (около двух третей населения По­ морья) предпочитали прино­ сить- молитву не в офици­ альной церкви, а вне ее. В Коле особенно почитаемым был древний крест с над­ писью: «Лета 7143 июня в 16 день поставлен сии крест на поклонение православ­ ным христианам». При от­ правке на море и при бла­ гополучном возвращении с промыслов коляне и при­ шлые люди совершали пе­ ред святым крестом молитву- поклонение. Рыбаки Севера ставили кресты на тонях, веря в ИХ защитную силу. Считалось, что крест охраняет от проис­ ков дьявола и всяких на­ важдений. Крест напоминал о жертвенности Христа во имя спасения людей, поэто­ му были кресты просто «во славу божию». В настоящее время на­ земные кресты на Кольском Севере стали большой ред­ костью. Их рушат и сжига­ ют туристы, геологи, охот­ ники. военнослужащие, не представляющие историче­ ской ценности этих памятни­ ков народной жизни. Лишь немногие энтузиасты (В. Жданов, М. Орешета) дела­ ют отчаянные попытки вос­ становить и сохранить то, что еще уцелело. И. УШАКОВ. Краевед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz