Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
Остановись у креста! П о 'берегам Кольского по луострова кое-где сохрани лись обветшавшие деревян ные;.тресты — памятники жизни поморов. Когда, с ка кой целью, при каких обсто ятельствах они создавались, в большинстве случаев по крыто тайной. Путешествен ников, приезжавших на Му.р- "ман из Средней России, где KpectSf ставились почти ис ключительно на могилах, удивляло обилие памятных знаков в-местах промысла рыбы и зверя. Василин Ива нович Немирович-Данченко писал в 1873 году: в стано вищах «чернеют кучки вы сокий" деревянных крестов. Это могилы промышленни ков...'». • Однако писатель, считав ший все кресты надмогиль ными, заблуждался. Множе ство' из них имели другое назначение. На Теремом берегу часто ставили обетны е и благодар ственны е кр е сты . Делали это обы чно м онахи и работны е л ю ди Соловецкого м онасты ри пе ред тем , к а к , за ко н чи в про мысел, вы йти s обратны й п у т ь через, откры тое море, или по с ле счастливого пр ибы тия из С оловков." Многие кресты служили навигационными знаками. В поморской лоции XVIII ве ка встречаем такие указания: «Святой-Нос. на коем многб крестов». «Могильный ост ров, на коем крест», «В ре ке Коле, на левой рітке, на наволоке, мреет». Археологическая экспеди ция АН ,СССР в 1985 году обнаружила на Шпицберге не^ возле старинного зимовья «два могучих креста», ко торые служили ориентирами для кормщиков. Еще одна категория крес тов — памятные. Они воз двигались промышленника ми на дальних становищах и в арктических зимовьях, чтобы подать весть о себе в случае гибели. Естествоис пытатель С. Григорьев, ра ботавший на Севере в нача ле XX века, отмечал обычай поморов ставить восьмико нечные (старообрядческие) кресты «с традиционной надписью «И. X. С. Б.» (Иисус Христос Сын Божий) на верхней доске». На глав ном перекрестии текст начи нался словами: «Сей крест воздвигнут», и далее указы вались имена людей, из ка кого они селения, год и чис ло установки знака. Такие кресты поведали миру не одну трагедию, по стигшую людей в ледяных просторах Севера. Иногда узнавали о гибели людей много лет спустя. В июле 1911 года В. Р усанов об наруж и л на Новой Земле «старинное руссное промы сло вое становищ е», возле ко то р о го лежали черепа и д руги е че ловеческие ко сти . Поблизости находились три сильно на кл о н и вш и хся нреста, на -кото р ы х остались следы б ольш и х, гл уб о ко вы ре за нны х славян с к и х б укв , но надписи у ж е нельзя было пр очи тать:- по лярны е ветры и сн е ж н ы е вью ги иссекли дерево и стер ли имена по гибш и х. Кресты с надписями о пре бывании в том или ином месте ставили мореходы во время вынужденной останов ки. Причем чаще всего на острове Сосновце, лежащем на главном морском пути между Мурманом и Поморь ем. Не случайно голландцы в конце XVI века называли Сосновец Крестовым остро вам. Существовали также крес ты молитвенные, или поклон ные. Старообрядцы (около двух третей населения По морья) предпочитали прино сить- молитву не в офици альной церкви, а вне ее. В Коле особенно почитаемым был древний крест с над писью: «Лета 7143 июня в 16 день поставлен сии крест на поклонение православ ным христианам». При от правке на море и при бла гополучном возвращении с промыслов коляне и при шлые люди совершали пе ред святым крестом молитву- поклонение. Рыбаки Севера ставили кресты на тонях, веря в ИХ защитную силу. Считалось, что крест охраняет от проис ков дьявола и всяких на важдений. Крест напоминал о жертвенности Христа во имя спасения людей, поэто му были кресты просто «во славу божию». В настоящее время на земные кресты на Кольском Севере стали большой ред костью. Их рушат и сжига ют туристы, геологи, охот ники. военнослужащие, не представляющие историче ской ценности этих памятни ков народной жизни. Лишь немногие энтузиасты (В. Жданов, М. Орешета) дела ют отчаянные попытки вос становить и сохранить то, что еще уцелело. И. УШАКОВ. Краевед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz