Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

ХРАМЫ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА 6 разграбили и выжгли Кандалакшу, уничтожили всех ее жителей. Новые поселенцы поставили на месте бывшей сельской церкви часовню во имя Николая Чудотворца (сгорела в 1733 году). Близ устья реки Варзуги, где находились обильные семужьи ловли, Соловецкий мо­ настырь в XVI веке построил часовню во имя великомученика Дмитрия [11]. В середине XVII века поблизости возникла деревня Кузомень. Когда она разрослась за счет выходцев из села Варзуги, в 1782 году крестьяне на собственные средства срубили церковь, присвоив ей имя святого Дмитрия, которое носила разобранная «за ветхостью» часовня Соловецкого монастыря. В писцовой книге 1608 года отмечены две часовни на Печенге: одна на устье реки — «поставлена для лопского крещения и веры православныя», другая на месте разоренного шведами Троице-Печенгского монастыря—«на усть реки Маны», где похоронен «строительТри- фан, а над ним зделана часовня» [ 15]. Исследователь церковной жизни на Русском Севере вХѴІІ веке В. М. Верюжский отмечал, что крестьяне в малых селениях часто обходились без священников — «церковь им заменяла местная часовня, где миряне сами отправляли для себя богослужение» [ 12]. ВИД И ВНУТРЕННЯЯ ОБСТАНОВКА Архитектура часовен не отличалась ориги­ нальностью и изяществом, отвечала молитвен­ ному назначению здания. Над бревенчатым домиком возвышалась главка с крестом, над входом укреплялась иконка, иногда еще висел маленький колокол. Внутри помещения непре­ менными предметами являлись иконы и лам­ пады. Опись заведений Соловецкого монастыря на Терском берегу, составленная в январе 1669 года, сообщает: «Промысел рыбной Кашка- ранцы. Часовня новая, покрыта тесом на скат, двери на крюках, окно на колодах, а в окне окончина, а в ней Божия милосердия образ “Воскресение Христово” ,да образ “Богородица Одигитрие” (с младенцем, сидящим на коленях матери. — И. У.)». Часовни ставились всюду, где време­ нами кипела промысловая жизнь. Гидрограф М. Ф. Рейнеке, изучавший Мурманское побе­ режье, в 1830 году писал: «При всяком почти становище есть часовня, в коей промышленники по праздникам совершают молитву» [ 16]. Часовни становятся также неотъемлемой при­ надлежностью почти каждого зимнего лопар­ ского погоста. В 1873 году Нотозерский погост на Туломе посетил писатель Василий Неми­ рович-Данченко. «Околотуп (жилыхдомиков.— И. У.), — сообщает он, — стоит часовенка, выстроенная еще в 1830 году во имя Петра и Павла кольским крестьянином Филиппом Го­ лодным, как значится в надписи. Часовня — простой сруб с крышей на два ската. Внутри тесно и скудно. Образа без окладов, местной живописи. Перед ними позолоченная лампада и множество птичьих яиц на подвесках — при­ ношения усердствующих лопарей. Лопари, входя в часовню, делали земные поклоны и зажигали тресковый жир в лампадах» [ 14]. Путешествуя по Кольскому полуострову, Немирович-Данченко побывал в Кильдинском, Масельгском, Ловозерском и Бабинском погостах. В книге «Лапландия и лапландцы» он дает следующую зарисовку типичной лопарской молельни: «Четырехугольный сруб часовни только острою кровлей да деревянным, позе­ леневшим крестом отличается от пырта (лопар­ ской избы. — И. У.). Часовни крыты на два ската досками или дерном. Внутри вся передняя стена заставлена иконами, перед ними деревянные подсвечники, лампадки... Образа украшены лентами, полотенцами, платками, пеленами, мехами и хвостами животных, бусами. Все это жертвуется перед промыслом и после него, в болезнях и несчастиях» [13]. Полного единообразия часовен не было. Так, в 1797 году лопарь Пелькин построил часовню Успения Божьей Матери встановище Гаврилово, на скале, с высоким шатром (конической крышей) и восьмиконечным крестом на главе. Врусских селениях некоторые часовни походили на церковь. Например, в Мало-Оленьем в часовне Петра и Павла в 1895 году, по желанию жертвователя шкипера Степана Постникова, был устроен иконостас с царскими вратами и северными дверями; в часовне имелось медное кадило, водосвятная чаша идругая необходимая для богослужения утварь. Согласно описанию 1900 года, в Шельпине «более двух столетий» стояла Никольская часовня, крытая «на два ската тесом, с тремя отделениями: притвором, папертью и храмом; над притвором, вверху здания, устроена не­ большая звонница с тремя небольшими на ней колоколами... с боков устроено по окну... ико­ ностас водин став, столярной работы, выкрашен лазурью... местные иконы — под сребро­ позлащенными ризами и висячими под ними медными старинными лампадами с напыль- никами. Из утвари... благословляющий крест бронзовый и Евангелие в четверть большого листа, обложенное бронзовыми, вызолоченными досками с изображением на лицевой стороне сошествия Иисуса Христа в ад и по углам че­ тырех евангелистов» [2]. Необычной была Трифоновская часовня в Коле, на устье реки Туломы. По преданию, ее построили монахи Печенгского монастыря вХѴІІІ веке. Она служила богадельней для женщин, питавшихся людским подаянием. В памятной книге Кольского собора сказано: «Небольшая деревянная с папертью часовня... покрыта на два ската, без главы... С каждой стороны по два окна... Внутри часовни, всеверном углу, русская печь, от которой вдоль северной стены до окна сделана лавка и такая же — у дверей» [9]. Часовня сгорела 11 августа 1854 года во время обстрела Колы англичанами; восстановлена в 1905—1906 годах на пожертвование бывшего кольского шкипера Аполлона Хохлова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz