Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

И в а н У Ш А К О В , д о к т о р и с т о р и ч е с к и х н а у к , п р о ф 12. ЕКАТЕРИНИНСКАЯ ГАВАНЬ В 1895 года сюда перевезли из Ара-Губы часов­ ню Покрова Богородицы, построенную в середи­ не 80-х годов XIX века управляющим Арским ки­ тобойным заводом П. П. Андреевым. Ежегодно 1 октября сначала кольским, а затем александров­ ским причтом совершались всенощные бдения, часы, изобразительные, молебны, вечерни и по­ вечерия". 13. ВОСТОЧНАЯ ЛИЦА В 1889 году зажиточный колонист Фома Карпо­ вич Редькин без разрешения духовного ведомст­ ва построил часовню во имя Успения Божией Матери с тесовой крышей на четыре ската, папер­ тью и звонницей с тремя колоколами, снабдил часовню иконами (пять поставил в иконостасе, четыре повесил на стене), лампадами, двумя шкафами (для богослужебных книг и для свечей) и столом. ’ Власти не решились разрушить самовольно построенную часовню, послали запрос в Архан­ гельскую консисторию, откуда пришло предписа­ ние епископов: часовню не рушить, священнику Иоанну Зуеву освятить ее по чиноположению Церкви. ' Успенская часовня имела 4,7 м длины (а с папертью - 7,1 м), 4.5 м ширины и 2,9 м высоты до крыши. Колокола весили 25,6 кг, 3,8 кг и 2,5 кг. 1 мая 1892 года редькинская часовня была освящена и стала действующей. Поблизости, в Семиостровье, до построения церкви в 1900 году существовала часовня Всеми­ лостивого Спаса, в Варзино - часовня святых апостолов Петра и Павла. 14. НОТОЗЕРО В 1873 году Нотозерский погост посетил писа­ тель Василий Иванович Немирович-Данченко. Около туп, - сообщает он, - стоит часовенка, выстроенная еще в 1803 году во имя Петра и Павла кольским крестьянином Филиппом Голод­ ным, как значится в надписи. Часовня - простой сруб с крышей на два ската. Внутри тесно и скуд­ но. Образа без окладов, местной живописи. Перед ними позолоченная лампада и множество птичьих яиц на подвесках - приношения усерд­ ствующих лопарей. Лопари, входя в часовню, де­ лали земные поклоны и зажигали тресковый жир в лампадах”. Эта часовня стояла на берегу реки Туломы, возле Падуна. В погосте имелась другая часовня - в честь Воскресения Христова, в пяти верстах от церкви. В Падунской часовне обязательные службы шли 29 июня и 20 июля, а также служился моле­ бен "Господу Иисусу 1-го августа". В Нотозерской часовне служились молебны в Рождество Хрис­ тово, Богоявление Господне и в Святую Четыре- десятницу: по воскресным дням служились вечер­ ни, на Пасху - молебен Господу Иисусу Христу. К Нотозерскому приходу была приписана ча­ совня Великомученика Георгия Победоносца в Сонгельском погосте, в 70 верстах от церкви. О часовне Воскресения Христова в отчете бла­ гочинного за 1899 год сказано: "очень ветхая... построена в незапамятные времена и много раз была переносима с одного места на другое с переселением самих полукочевых прихожан ло­ парей”. 15. ЛОВОЗЕРО В ведении Ловозерского прихода в конце XIX века состояли четыре часовни: в Лявозерском погосте в честь Рождества Христова: в становише Восточная Лица в честь Успения божией Матери: в становище Семь Островов во имя Всемилости- вового Спаса и в становище Варзино во имя свя­ тых апостолов Петра и Павла. 16. МАСЕЛЬГА Масельгская часовня во имя Воскресения Христова с 1895 года принадлежала Кильдинско- му приходу (до этого находилась в ведении Коль­ ского собора). Посетивший ее в 1873 году Васи­ лий Немирович-Данченко писал: "Четырехуголь­ ный сруб часовни., покрыт на два ската досками: внутри вся передняя стена заставлена иконами перед ними деревянные подсвечники, лампад­ ки... Образа украшены лентами, полотенцами, платками, мехами... Все это жертвуется перед промыслом и после него, в болезнях и несчасти- ях" 17. МОТКА В Китовском приходе состояло две часовни: в 7 верстах от приходской Владимирской церкви, на острове Китовском, часовня во имя Николая чу­ дотворца и внутри Лапландии, в зимнем Мотов­ ском погосте, тоже ви имя Николая чудотворца, построенная в начале XX века История создания последней часовни показа­ тельна. 5 февраля 1902 года мотовские лопари подали благочинному прошение, в котором писа­ ли, что их зимний погост отстоит от Печенгской часовни за 70 верст и посещать ее "неудобно и далеко", поэтому желают они поставить в своем погосте "новую часовню длиною 8 аршин с сеньми и шириною в 6 аршин (569 смх427 см), с чугунною печкою, чтоб в ней можно было исповедоваться и святые тайны приобщать живущих в погосте, и приготовлять к исповеди и совершать богослуже­ ние". Получив разрешение, лопари во главе со старостой Пименом Чапуровым заготовили 115 бревен, наняли на свои средства двух мастеров- ллотников и построили часовню, истратив 208 рублей 62 копейки. 23 января 1905 года мотовская часовня была принята от строителей по акту и освящена на радость лопарей. ПОСЛЕСЛОВИЕ Церковные документы, которыми пользовался автор настоящего справочника, не всегда содер­ жат нужные сведения о храмах. Они почти ничего не сообщают о художественных достоинствах зданий и икон, слабо отражают ранний период (ХѴІ-ХѴПІ века) существования храмов на Коль­ ской земле. Вобследованных архивах очень мало иллюстративных материалов. Состояние источников естественно, отрази­ лось на данном справочнике, который не может считаться полным. Однако, как надеется автор, он в какой-то мере поможет интересующимся ис­ торией церкви на Кольском Севере лучше пред­ ставить себе религиозную жизнь в крае до 1917 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz