Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

ЩДАСШШШ ОБЩЕЕ ОБОЗРЕНИЕ Заселяя Кольскую землю, православные крестьяне сначала строили часовню - м а ­ лый, беспричтовый храм. Исследователь церковной жизни Русского Севера в ХѴІІ веке В. М . Верюжский отмечал: "Церковь им заменяла часовня, где миряне сами от­ правляли для себя богослужение". Затем, разжившись, поселенцы сооружали ц е р ­ ковь и приглашали к себе священника с причетником. Часовни ставились поморами также в людных местах рыбного промысла для со­ вместной молитвы, иногда в память о по­ гибших. Гидрограф М . Ф . Рейнеке в 1830 году писал: "При всяком почти становище на М урмане есть часовня, в коей п ромыш ­ ленники по праздникам совершают молит­ ву” . В XVII веке началось строительство часо­ вен в лопарских погостах, удаленных от приходских церквей. На первых порах ча­ совни сооружались в зимних, а позднее и в летних погостах. По архитектуре часовни - простые б р е ­ венчатые строения, но не одинаковые. О д ­ ни рубились с шатровым верхом, другие - "клетски", "ко вч е гом ", вроде избы, а неко­ торые наподобие церкви - с алтарем и папертью со звонницей. Размер часовен соответствовал предполагаемому числу молящихся. В определенные дни года к часовням приезжали священник с причетником, вели богослужение, крестили детей и соверша­ ли другие требы. . Накануне революции 1917 года в двух благочиниях Кольского Севера на учете со­ стояло 28 часовен. Исторически часовен существовало больше: некоторые, особенно отдаленные от селений, утратились "за ветхостью", другие переделывались в церкви. 1. КОЛА В Коле стояли две часовни: в верхнем (ю ж н ом ) конце города - во имя Всемило­ стивого Спаса и при устье реки Туломы - во имя Трифона, Печенгского чудотворца. .Часовня Всемилостивого Спаса - старин­ ная. В документе 1699 года сказано: коляне по возвращении с промысла жертвую т "п о обещанию ... искони вечно Всемилостиво­ му Спасу большую рыбу палтаса или тре­ ску". Кола являлась сборным пунктом жите­ лей Беломорья, занимавшихся м урм а нски ­ ми промыслами. Ежегодно в марте они двигались от Кандалакши к Коле и после тяжелого пути, вступая в город, клали пер­ вый поклон Всемилостивому Спасу. Эта ча­ совня уцелела во время пожара Колы в 1854 году и просуществовала до Советской власти. Вторая часовня не походила на первую. По преданию, ее построили в середине XVII века монахи Кольско-Печенгского м о ­ настыря в память о святом Трифоне. Это была прямоугольная, без главы, постройка из двух частей - часовни и паперти, обитая снаружи тесом, с восемью окнами. В пись­ ме Иоанну Кронштадтскому кольский свя­ щенник Александр Попов в 1907 году сооб­ щал: "И коностас в ней состоял из несколь­ ких икон, м еж д у которыми храмовая икона преподобного Трифона и Варлаама Керет- ского, на одной доске, была вынесена... и помещена в местном Благовещенском со­ боре, где она и ныне находится... Часовня сия сожжена была неприятелем 11 августа 1854 года. Внутри бывшей часовни, в се­ верном углу, стояла русская печь, от ко то ­ рой вдоль северной стены до окна была лавка и такая же у дверей... С давнего времени в часовне проживали старушки- б огомол ки... до полудесятка и .более. Со­ держались они подаянием местных ж ите ­ лей хлебов в разных видах, рыбными и другими продуктами, в праздники и будни, во дни поминочные... Эта часовня была не что иное, как богадельня". В 1905-1906 годах коляне восстановили часовню преподобного Трифона на п р е ж ­ нем месте на пожертвования шкипера Аполлона Антоновича Хохлова. В описании 1911 года она названа по виду "благолеп­ ной". 2. ПЕЧЕНГА ' В Печенге после разорения монастыря в 1589 году, согласно Писцовой книге 160S года, стояли две часовни: одна "для лоп- ского крещения и веры православныя” - на устье реки Печенги; вторая, особенно из­ вестная, - немного выше, при впадении ре­ чки Маны в Печенгу, на могиле святого Трифона, вместо которой в 1709 году была построена Сретенская церковь. В 1806 г о д / часовню зо имя преподобно- го.Трифона поставил в становище Малоне­ м ецком , где весною печенгские лопари промышляли треску, местный лопарь Яков Трифанов. При устье реки Печенги, где велся промысел семги, в 1808 году часо­ вню во имя Троицы построили кольские купцы Роман Шабунин и Филипп Голо­ дный. Часовни представляли собой клет- ские здания с двускатной крышей и кр е ­ стом на ней. В промысловое время свя­ щенник и пономарь из Сретенской церкви приезжали к часовням для духовных дел. В праздничные дни лопари "п о своему ж е ­ ланию" зажигали "в оконцах часовни" све­ чи. . ■ (Продолжение следует.) Иван УШАКОВ , доктор исторических наук, профессор

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz