Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

Иван УШАКОВ , доктор исторических наук, профессор I I . Ц е р к в и 11. КАШКАРАНЦЫ Кашкаранцы как промысловое урочище изве­ стны с 1470 года, когда Марфа Борецкая отдала его Соловецкому монастырю. В переписной книге Соловецкого монастыря, составленной в 1669 году, сказано: "Промысл рыбной Кашкаранцы. Часовня новая, покрыта тесом на скат... А в ней Божия милосердия об­ раз Воскресение Христово, да образ Богороди­ ца Одигитрие". Самостоятельный Кашкаранский приход об­ разован по указу Духовного правления 12 де­ кабря 1890 года. До этого времени селения Каш­ каранцы и Сальница, вошедшие в новый приход, находились в составе варзужского Успенского прихода. По описи 1854 года в них числилось: в Кашкаранцах - 138 человек (18 дворов), в Саль- нице - 17 человек (5 дворов). Церковь ''Явление иконы Тихвинской Божией Матери и Святого Филиппа, митрополита Мос­ ковского" была построена в селении в 1895 году на средства купца из города Бендзина (Польша) Конрада Гампера. Сельское общество предоставило причту 2 десятины покосов (пожни при ручьях Лудочном и Ермаковском) и морскую тоню Поддворную. Священниками служили Николай Павловский и Клавдий Сибирцев. В 1914 году в приходе состояло 349 человек (66 домов), в том числе в Кашкаранцах 317 жи­ телей (60 домов). 12. ПОНОЙ Юго-восточное побережье Кольского полу­ острова в первобытную эпоху населяла терская лопь (по норвежской терминологии - "терфин- ны"). После прихода русских на Белое море территория терской лопи стала владением Нов­ города Великого. В летописи под 1216 годом упомянут "терский данник", то есть сборщик дани с Терской земли. Соловецкий проповедник Феогност приоб­ щил терских лопарей к христианству и построил в низовьях реки Поной православную церковь. Сведения о ней содержатся в писцовой книге 1608 года: "Погост Понойский стоит над ручьем Ечюном... 39 веж... А на погосте храм верхов­ ных апостол Петра И Павла древян, поставлен по челобитью терских лопарей и для их кре­ щенья и веры православные, а в церкве образы, и книги, и ризы и на колокольнице колокола, и все церковное строение государево данье... На колокольнице два колокола пуда в четыре". Среди пожалований Ивана Грозного отмечены: напрестольное Евангелие "поволочено барха­ том червчатым (красным)... образ Петра и Пав­ ла обложен серебром, басмен, венцы сканные, в венцах камышки". Рядом с церковью поселились священник, дьякон и пономарь, присланные Троице-Серги- евым монастырем, и несколько семей русских крестьян. Лопарское поселение называлось по­ гостом, русское - селом. В 1677 году в селе жило 18 взрослых мужчин в 6 дворах; по учету 1712 года - 23 семьи (62 человека мужского пола) в 14 дворах. Поной с его богатыми семужьими ловлями рано привлек внимание хозяйственно крепких монастырей - Троице-Сергиева и Антониево- Сийского, которые приобрели здесь обширные владения. 27 марта 1658 года царь Алексей Михайлович пожаловал Поной "в вотчину... вовеки непод­ вижно" двум патриаршим монастырям - Крест­ ному (на Кий-острове в устье реки Онеги) и Воскресенскому (на реке Истре в Московском уезде). Делами Понойского храма стали ведать монастыри-вотчинники. После секуляризации 1764 года Петропавлов­ ская церковь перешла на полное обеспечение местных прихожан, которые в 1797 году постро­ или новую Петропавловскую церковь холод­ ную, с теплою трапезою, в виде корабля, дли­ ною (с алтарем, трапезою и притвором) 21,4 м и шириною 7,5 м, высотою 10,7 м, с двумя че­ шуйчатыми главами. В 1817 году был поставлен придельный, теп­ лый храм Успения Пресвятой Богородицы. Колокольня над притвором Петропавловской церкви несла 5 колоколов весом 164, 115, 82 и два по 16 килограммов. В 1854 году в Понойском приходе состояло: в селе - 164 человека (2 4 двора), в лопарских погостах: Сосновском - 85 человек, Лумбовском - 108, Иокангском - 109, Куроптевском - 60 и Каменском - 93. Всего 619 прихожан. В 1871 году богатый кузоменский крестьянин- торговец Алексей Петрович Заборщиков по­ строил в селе вторую церковь - "во имя Воздви­ жения Честнаго и Животворящего Креста Гос­ подня", теплую, без колокольни. В 1913 году прихожане заменили ее новой, одноименной. Понойские церкви - обычной поморской кон­ струкции, с двухъярусными иконостасами, об­ шивались тесом, неоднократно "поправлялись": перекрывались крыши, заново окрашивались, подновлялись иконы. К Петропавловскому храму были приписаны три церкви, построенные для лопарей А. П. За- борщиковым: 1. В летней Лумбовке, во имя Рождества Христова, поставлена в 1883 году "в память мученической кончины императора Александра II", в одной связи с колокольней; обязательные богослужения во время приезда лопарей из зимнего погоста и после праздника Петрова дня; 2. В Сосновском погосте, Алексея человека Божия, поставлена в 1890 году "в па­ мять спасения их Императорских Величеств с Августейшим Семейством от угрожавшей опас­ ности 17 октября 1888 года" (при крушении по­ езда на железной дороге); богослужение со­ вершалось 3-5 раз в году: в праздник Алексея человека Божия, неделю в Великий пост, в тре­ тий день по Рождеству Христову, в Пасху, в Успенский пост; 3. В Иоканге, в честь Алексея митрополита Московского, "довольно красивая по виду, поставлена в 1891 году, богослужение происходило целую неделю после 6 декабря (Николин день) и 12 февраля (день памяти Алексея, митрополита Московского). Все эти церкви - крестообразные, небольшие. Понойскому причту принадлежала чрезвы­ чайно доходная семужья тоня Попова Лахта (в 12 верстах от села) и одна пожня (сенокос "на корову"). Священником в Поное с декабря 1882 года служил Николай Иванович Шмаков. За метео­ рологические наблюдения правительство на­ градило его 3 декабря 1898 года орденом свя­ той Анны 3-й степени. Накануне революции воз­ главлял приход его сын, тоже Николай. В 1915 году в Понойском приходе числилось 152 двора, 610 жителей, в том числе лопарей 341 человек (94 двора).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz