Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
Иван УШАКОВ , доктор исторических наук, профессор I I . Ц е р к в и 11. КАШКАРАНЦЫ Кашкаранцы как промысловое урочище изве стны с 1470 года, когда Марфа Борецкая отдала его Соловецкому монастырю. В переписной книге Соловецкого монастыря, составленной в 1669 году, сказано: "Промысл рыбной Кашкаранцы. Часовня новая, покрыта тесом на скат... А в ней Божия милосердия об раз Воскресение Христово, да образ Богороди ца Одигитрие". Самостоятельный Кашкаранский приход об разован по указу Духовного правления 12 де кабря 1890 года. До этого времени селения Каш каранцы и Сальница, вошедшие в новый приход, находились в составе варзужского Успенского прихода. По описи 1854 года в них числилось: в Кашкаранцах - 138 человек (18 дворов), в Саль- нице - 17 человек (5 дворов). Церковь ''Явление иконы Тихвинской Божией Матери и Святого Филиппа, митрополита Мос ковского" была построена в селении в 1895 году на средства купца из города Бендзина (Польша) Конрада Гампера. Сельское общество предоставило причту 2 десятины покосов (пожни при ручьях Лудочном и Ермаковском) и морскую тоню Поддворную. Священниками служили Николай Павловский и Клавдий Сибирцев. В 1914 году в приходе состояло 349 человек (66 домов), в том числе в Кашкаранцах 317 жи телей (60 домов). 12. ПОНОЙ Юго-восточное побережье Кольского полу острова в первобытную эпоху населяла терская лопь (по норвежской терминологии - "терфин- ны"). После прихода русских на Белое море территория терской лопи стала владением Нов города Великого. В летописи под 1216 годом упомянут "терский данник", то есть сборщик дани с Терской земли. Соловецкий проповедник Феогност приоб щил терских лопарей к христианству и построил в низовьях реки Поной православную церковь. Сведения о ней содержатся в писцовой книге 1608 года: "Погост Понойский стоит над ручьем Ечюном... 39 веж... А на погосте храм верхов ных апостол Петра И Павла древян, поставлен по челобитью терских лопарей и для их кре щенья и веры православные, а в церкве образы, и книги, и ризы и на колокольнице колокола, и все церковное строение государево данье... На колокольнице два колокола пуда в четыре". Среди пожалований Ивана Грозного отмечены: напрестольное Евангелие "поволочено барха том червчатым (красным)... образ Петра и Пав ла обложен серебром, басмен, венцы сканные, в венцах камышки". Рядом с церковью поселились священник, дьякон и пономарь, присланные Троице-Серги- евым монастырем, и несколько семей русских крестьян. Лопарское поселение называлось по гостом, русское - селом. В 1677 году в селе жило 18 взрослых мужчин в 6 дворах; по учету 1712 года - 23 семьи (62 человека мужского пола) в 14 дворах. Поной с его богатыми семужьими ловлями рано привлек внимание хозяйственно крепких монастырей - Троице-Сергиева и Антониево- Сийского, которые приобрели здесь обширные владения. 27 марта 1658 года царь Алексей Михайлович пожаловал Поной "в вотчину... вовеки непод вижно" двум патриаршим монастырям - Крест ному (на Кий-острове в устье реки Онеги) и Воскресенскому (на реке Истре в Московском уезде). Делами Понойского храма стали ведать монастыри-вотчинники. После секуляризации 1764 года Петропавлов ская церковь перешла на полное обеспечение местных прихожан, которые в 1797 году постро или новую Петропавловскую церковь холод ную, с теплою трапезою, в виде корабля, дли ною (с алтарем, трапезою и притвором) 21,4 м и шириною 7,5 м, высотою 10,7 м, с двумя че шуйчатыми главами. В 1817 году был поставлен придельный, теп лый храм Успения Пресвятой Богородицы. Колокольня над притвором Петропавловской церкви несла 5 колоколов весом 164, 115, 82 и два по 16 килограммов. В 1854 году в Понойском приходе состояло: в селе - 164 человека (2 4 двора), в лопарских погостах: Сосновском - 85 человек, Лумбовском - 108, Иокангском - 109, Куроптевском - 60 и Каменском - 93. Всего 619 прихожан. В 1871 году богатый кузоменский крестьянин- торговец Алексей Петрович Заборщиков по строил в селе вторую церковь - "во имя Воздви жения Честнаго и Животворящего Креста Гос подня", теплую, без колокольни. В 1913 году прихожане заменили ее новой, одноименной. Понойские церкви - обычной поморской кон струкции, с двухъярусными иконостасами, об шивались тесом, неоднократно "поправлялись": перекрывались крыши, заново окрашивались, подновлялись иконы. К Петропавловскому храму были приписаны три церкви, построенные для лопарей А. П. За- борщиковым: 1. В летней Лумбовке, во имя Рождества Христова, поставлена в 1883 году "в память мученической кончины императора Александра II", в одной связи с колокольней; обязательные богослужения во время приезда лопарей из зимнего погоста и после праздника Петрова дня; 2. В Сосновском погосте, Алексея человека Божия, поставлена в 1890 году "в па мять спасения их Императорских Величеств с Августейшим Семейством от угрожавшей опас ности 17 октября 1888 года" (при крушении по езда на железной дороге); богослужение со вершалось 3-5 раз в году: в праздник Алексея человека Божия, неделю в Великий пост, в тре тий день по Рождеству Христову, в Пасху, в Успенский пост; 3. В Иоканге, в честь Алексея митрополита Московского, "довольно красивая по виду, поставлена в 1891 году, богослужение происходило целую неделю после 6 декабря (Николин день) и 12 февраля (день памяти Алексея, митрополита Московского). Все эти церкви - крестообразные, небольшие. Понойскому причту принадлежала чрезвы чайно доходная семужья тоня Попова Лахта (в 12 верстах от села) и одна пожня (сенокос "на корову"). Священником в Поное с декабря 1882 года служил Николай Иванович Шмаков. За метео рологические наблюдения правительство на градило его 3 декабря 1898 года орденом свя той Анны 3-й степени. Накануне революции воз главлял приход его сын, тоже Николай. В 1915 году в Понойском приходе числилось 152 двора, 610 жителей, в том числе лопарей 341 человек (94 двора).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz