Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

Иван УШАКОВ, доктор исторических наук, профессор II. Церкви 9. УМБА Умба - такое ж е древнее р усское селе­ ние, как и Варзуга. Сначала оно стояло в н е ко то р ом отдале­ нии от моря, по ко то р о м у иногда рыскали иноземные грабители. Первая ц ерковь в Ум бе появилась при Великом князе М о с к о в с ко м Иване III, ве­ роятно, строение С о л о ве ц ко го монастыря, имевшего здесь сем уж ьи промы слы . В последней четверти XVI века Умбская волость по пожалованиям Ивана Грозного стала вотчинным владением Кирилло-Бе- лозерского и С о л о ве ц ко го монастырей. По раздельной книге 1585 года, С оловецком у монастырю принадлежала четверть к р е ­ стьян и угодий, К ир ил л о -Б е л о зе р ском у - три четверти. Относительно старинной церкви в книге сказано: "Вверх по р е ке Умбе, от волости 10 верст, погост старой, где стояла волость Умба п р еж сего, а на погосте церковь Во­ скресение Христово пуста". В селе стояли "церковь теплая В о скре сен и е Христово, да другая церковь, студеная, верховных апостолов Петра и Павла, да придел препо­ добного Кирилла Белозерского; да на ц е р ­ ковной ж е зем л и... две кельи, а живут в них старицы чорноризицы , а питаются о ц е р к­ ви Божии” . Церкви находились в ведении монасты ­ рей вплоть д о упразднения духовных вот­ чин (1764 год), после чего стали крестьян­ скими. реки, утопает в зелени, имеет красивую це рковь". Современный поселок Умба (бывший Лесной) находится от села на расстоянии 4 км (морем ). 10. ТЕТРИНО Тетрино как постоянное п ом о р ско е се­ ление возникло в 1660 году. Близ устья речки Каменки обосновались патриаршие крестьяне из Варзуги. В 1782 году в деревне насчитывалось 43 жителя, состоявших в приходе варзуж ской Петропавловской церкви. В 1844 году духовное правление выдели­ ло деревни Тетрино, Чаваньгу, Стрельну, Чапому и Пялицу - самый ю г К ольского полуострова - в самостоятельный Тетрин- ский приход. Крестьяне на собственные средства построили церковь во имя СВЯ­ ТОЙ Троицы , которая была освящена 17 декабря 1845 года. Церковь имела в основании 8,5 м х і 2,8 м, крыта на два ската, высотой д о креста 11,7 м. Из-за отсутствия печей м олящ иеся зимой очень мерзли. В 1861 году с р а зр е ­ шения епископа Нафанаила прихож ане у с ­ троили с западной стороны теплый придел во имя Св. Василия В ели кого с папертью и колокольней над нею. Троицкий храм блистал великолепием своего четырехъярусного иконостаса, з о ­ лоченого, покрашенного местами зеленой краской и украшенного изящной р е зьб ою соловецких мастеров. Храмовый обр а з Св. Троицы имел серебряную п о зол оченную ризу и венцы весом 1,809 грамма. К р е с ть ­ янка Дарья Клещева подарила це ркви " о б ­ раз Божией Матери с превечным м л ад е н- В 1778 году ум б ски е крестьяне заменили обветш авшую ц е рков ь Воскресения Хри­ стова новой, просуществовавшей до конца XIX века. В состав У м б с ко го прихода, по учету 1854 года, входили: само село - 56 дворов, 450 человек, д еревня К узр е ка - 13 дворов, 89 человек, деревня Порья Губа - 15 дворов, 119 человек, деревня Оленица - 6 дворов, 53 человека, и Вялозерский погост - 5 д во ­ ров, 27 человек; всего 95 дворов и 738 прихожан. Близ Порьей Губы в XVI веке находился Кокуев монастырь, монахи кото р о го в 1591 году переселились в восстанавливаемый Кандалакш ский м онастырь. В селении из 5 дворов (9 семей) осталась Никольская церковь с кол окол ьней, которая особенно почиталась населением Кол ьско го Севера. Помолиться в ней лопари приезжали даже с Печенги. Эта ц е рков ь в 1794 году была обновлена и освящена еп иско п ом Вениа­ м ином . В К у з р е ке ц е р ко в ь во имя Сретения Гос­ подня появилась в 1885 году, холодная, бревенчатая, без кол окол ьни (колокола помещались "н а левой стороне ц е р ко в н о ­ го кры л ь ц а под д ер е в ян ным навесом "). П орьегубская и К у зр е ц ка я церкви были приписными к У м б с к о м у приходу, своего причта не имели. В 1894 год у ум б с ки е крестьяне на собст­ венные средства построили новый храм. Это теплая, трехпрестольная церковь. Главный престол в честь Воскресения Хри­ стова, ю ж н ы й - во имя апостолов Петра и Павла, северный - в честь Знамения Бого­ матери и святой А н ны . По ко нстр укц ии она имеет сходство с К у зо м е н с ко й Д м и тр и е в ­ ской ц е р к о в ь ю п о стр о йки 1887 года. И к о ­ ностасы д вухъ ярусны е , золоченые. Снача­ ла ц е р ко в ь стояла бревенчатой, в начале XX века была обшита нильным тесом и окрашена. Сельское о бщ е ств о давало причту речку В е л ьм еж ку и 10 п уд ов сем ги в год из ко л ­ лективного улова. С в ящ е н н и ком в У м б е служил с 1897 года до первы х лет С о ве тско й власти Анатолий Анатолиевич Попов, сын чиновника, вы пу­ скник А р х а н ге л ь с ко й д у хов но й семинарии. В 1914 год у в У м б с к о м пр ихо де состоял 181 д ом , 890 ж ител ей, из них в селе Умбе '11 д ом о в, 521 че ло век. К р о м е крестьян и Духовных в п р и х о д е числилось 2 3 человека (12 д ом о в ) "с т а т с ки х ": лесничие, п ол ицей­ ские, а кц и зны й надзиратель, п о что в о -те ­ леграфные с л уж ащ и е , та м о ж е н н и ки и т. д. И н ж е н е р -м е х а н и к Д м и т р и й Любавин, посетивший У м б у л е том 1916 года, о тм е ­ чал: село находится "в кр а с и во й котловине цем ", на ко то р ом серебряная риза весила 1,229 грамма. В придельной ц е р кв и х р а ­ мовый образ Василия Великого был п о к р ы т серебряной ризой весом 2,692 гр а м м а . Примечание гласит: "З а ве д е н у с е р д и е м крестьян в 1878 год у". В ветреный день 31 мая 1881 год а Тет- ринская церковь полностью сгорела. У д а ­ лось лишь вынести из придела Василия Ве­ ликого иконы местного ряда и ц а р с к и е врата, а та кж е антиминс и на п р е сто л ьны й крест. Из леса, ранее заготовленного для п о ­ стройки священнического д ом а, те тр и н - ские крестьяне срубили о д н о гл а в ую ц е р ­ ковь во имя Святого Василия Великого, к о ­ торая была освящена 2 4 ноября 1883 года. Ее размеры : длина (алтарь, ц е р к о в ь и па­ перть) - 15,9 м, ширина - 7,1 м, вы сота д о креста - 9,8 м. Крыта на два ската те с ом , окон 8. Три колокола весом 2 2 ,5 кг, 16,4 кг, 15,6 кг висели на столбах возле к р ы л ь ц а . Благоустраивали храм п о степенно. С н а ­ чала установили то, что спасли во врем я пожара предыдущей ц е ркви, затем - и к о ­ ны, хоругви и прочее, п о ж е р тв о в а н н о е р а з ­ ными благотворителями. Тетри нский к р е ­ стьянин Григорий Клещев дал о б р а з " С о ­ шествия во ад Господа с д в у н а д е с я т ы м и пра здн икам и", ку зо м е н с ки й кр е с ть я н и н Ф е д о р А б ро си м о в - иконы Николая ч удо­ творца и З осимы и Савватия С о л о в е ц ки х с серябряной ризой в 410 гр а м м о в . Четыре образа прислал А р ха нге л ьский к а ф е д ­ ральный собор, р а зную ку л ь то в ую утварь - епископ Н иж е го р о д ский и А р з а м а с с к и й Макарий. П рихожане купили " о б р а з В о с к­ ресения Христова, новой ж иво п иси , во весь рост" и ряд других икон для с во е го хр ам а . Евангелие издания 1877 года в м а л и н о в о м бархате, с позолоченной бронзой п ож ер т­ вовала Веркольская общежительная Пус­ тынь в Архангельской губернии. В 1900 году тетринские крестьяне по­ строили в селении новую Троиц кую ц е р ­ ковь и снабдили ее всем необходимым . Сельское общество давало причту 9 д е ­ сятин покасапож ни Еловец и Падун (по р е ­ ке Каме нке) и Поле у реки Стрельны. Прихожан в 1914 году числилось 848 че ­ ловек (137 д ом о в). Н аиболее д ея те л ьны е священники: Николай Иванович Ш м а к о в (с января 1876 года до д е ка б р я 1882 года), Павел Васильевич Д м и тр ие в (с 1891 года). Накануне р е во лю ц ии 1917 год а с в ящ е н н и ­ ко м в приходе служил Николай Н икол аевич Гусев. На с н и м к е : У м б с к а я В о с к р е с е н с к а я ц е р к о в ь . 18 9 4 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz