Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

Иван УШАКОВ, доктор исторических наук, профессор II. Церкви 8. КУ ЗОМ ЕН Ь Деревня Кузомень возникла в 1674 году как выселок жителей Варзуги. Низовья реки Варзуги привлекали кр е ­ стьян богатством семужьих ловель и бли­ зостью к морю , по которому проходили пути сообщения с внешним миром . К 1785 году в селе Варзуге оставалось 64 двора, а в Кузомени - 37. Сначала у тони Кузонемы (Еловый Мыс) стояла часовня Соловецкого монастыря. В 1782 году кузоменские крестьяне соору­ дили церковь во имя великомученика Дмитрия Солунского. Она сгорела 2 де­ кабря 1838 года. Вместо нее прихожане построили в 1844-1845 годах д ругую одно­ именную церковь. В это время Кузомень входила в состав двух варзужских приходов: в Успенский - 82 двора и 324 жителя и в Петропавлов­ ский - 18 дворов и 97 жителей (учет 1854 года). В 1861 году Архангельская консистория открыла в Кузомени отдельный приход. В 1863 году кузомляне в дополнение к Дмитриевской церкви построили еще С ре тен скую теплую церковь. Над алта­ рем, ц ерковью и папертью возвышались три крытые чешуей главы с деревянными крестами. Высота церкви - 20,3 м (до кры ­ ши - 7,5 м), ширина - 10,7 м, длина - 21,3 м. Имелись три печи: одна в алтаре и две в трапезе, 12 окон. Стены были обиты те­ сом и окрашены белилами, крыша - м у ­ мией, кресты - кроном . Внутри церкви, ниже окон, шла панель сиреневого цвета. В иконостасе и на стенах в трапезе - ряд замечательных икон: "большой образ ста­ рого письма Ф еодоровской Божией Мате­ ри” , образ святого благоверного князя Александра Невского - "живописный, на нем венчик серебряный под золотом", об­ раз святого великомученика Дмитрия С о­ лунского с чудесами, в серебряном окладе и с 11 серебряными венцами под золотом, весом 42 3 грамма, "Дм итр и й изображен на коне и копием поражает врага” , "образ Сретения Господня, на нем четыре сереб­ ряные ризы весом 4 фунта 68 золотников" (1928 граммов). За правым клиросом на­ ходилось "резное деревянное изображе­ ние Распятия на кресте Иисуса Христа". А в трапезе "киоты, полуколонны, рамы, карнизы, тяги и вся резьба вызолочены червонным золотом ” . Посреди храма висело "двухъярусное медное, высеребренное паникадило о 18 свечах” . Описи Сретенского храма свидетельст­ вуют о его великолепии (разумеется, по сельским меркам ). В 1881 году в Кузомень пришло известие об убийстве революционерами-террори- стами Александра II. Прихожане решили построить в селе еще более прекрасный храм "в память мученической кончины" царя-освободителя. Кузоменское сельское общество дало на сооружение храма всю потребную сумму денег - 18000 рублей. В феврале 1884 года архангельской епископ Серапион выслал храмозданную грамоту на постройку но­ вой Д м и три е в ско й церкви. Она была ос­ вящена в 1887 году и стала действующей, а прежняя, постройки 1845 года, перешла в разряд "упраздненных". Церковь поставлена на каменном фун­ даменте (плитняке), деревянная, холод­ * Начало в Ne 194, 196, 198, 200, 205, 212, 213, 216, 218. ная, пятиглавая, в плане крестообразная - к среднему зданию примыкали боковые приделы, с юга - во имя Всемилостивого Спаса, с севера - во имя Александра Не­ вского, над кровлей возвышались 5 вось­ мериков с шатрами и главами с крестами. Размеры храма: длина - 2 5,6 м, ширина - 17,1 м, высота - 25,6 м (от земли до крыши - 7,5 м). Внутри церкви стояли 16 опорных колонн. Стены с обеих сторон были обши­ ты тесом, покрашены белилами, крыша - мумией, крытые железом шатры и главы - медянкой, а резные железные кресты - кроном . Главный иконостас двухъярусный, " у к ­ рашенный 12 колоннами и 4 полуколонна­ ми, расцвечен пышною резьбою; фон ико ­ ностаса покрыт сплошною позолотою чер­ вонного золота, а колонны, рамы, карнизы и прочая вся резьба также покрыта чер­ вонным золотом... Святые иконы как в царских вратах, так и во всем иконостасе - на золотом чеканном фоне художествен­ ной работы в византийском стиле". Иконостасы в приделах такие же, но раз­ м ером немного поменьше. Дмитриевская церковь стала главным храмом Терского берега. Благочиние из Варзуги переместилось в Кузомень. С давних времен на устье реки Варзуги стояла часовня. В 1861 году кузоменский крестьянин Семен Заборщиков на свои средства перестроил ее в церковь во имя Покрова Богородицы. "Богослужение в ней, - сообщал благочинный, - совершает­ ся неоднократно в течение года, по пре­ имуществу осенью, когда народ находится на рыбном промысле и живет недалеко от храма". В 1902 году церковное попечительство построило здесь новую П о кр о в с кую ц е р ­ ковь как приписную к К узоменском у при­ ходу. Храм сооружен в виде корабля (ал­ тарь - церковь - трапеза - паперть), без печей. Над его средней частью возвышал­ ся четверик, крытый тесом на четыре ска­ та, с чешуйчатой главой и крестом; высота от земли до креста - 14,2 метра. Кресты стояли также над входными (западными) дверями и алтарем. Над папертью поме ­ щалась двухъярусная колокольня с главой и крестом, обнесенная у звона двойною решеткою ; три колокола: весом 82, 25 и 8 килограммов. Иконостас особьім великолепием не от­ личался. Перед ним на железной цепи ви­ село двухъярусное медное паникадило "старинной работы, украшенное м еж д у кронштейнами ангелами, весу в нем пол­ тора пуда” (около 2 5 кг). Кузоменский приход считался людным и богатым. В 1913 году в нем состояло 758 человек (141 дом). Кром е местных кресть­ ян среди прихожан числилось около двух десятков "статских": служителей полиции, почтово-телеграфного отделения, учите­ лей, торговых агентов. Сельское общество давало причту за требоисправления 800 рублей в год и три сенокоса - пожни Бузун, Фартиха и Мякоть. Церковная библиотека в 1900 году на­ считывала 270 томов. Выписывались д у­ ховные журналы: "Вера и Разум", "Ц е р ­ ковные ведомости", "Архангельские Епар­ хиальные ведомости", "Церковный вест­ ник" (и приложения к нему "Христианское чтение" и "Творения св. Иоанна Злато­ уста"), "Руководство для сельских пасты­ рей" и "Русский паломник". Священниками в начале XX века сл уж и­ ли Василий Перовский и Назарий Синцов. (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz