Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
Иван УШАКОВ, доктор исторических наук, профессор II. Церкви* 7. ПАЗРЕКА По реке Паз (в переводе с лопарского -"Святая") с 1826 года проходит государ ственная граница м еж д у Россией и Н о р вегией. До этого российские владения простирались на запад до губы Верес (Бугфьорд), включали погост Нявдему (ныне город Нейден в Норвегии), где сто яла православная часовня во имя велико мученика Георгия. В 1565 году на левом берегу реки Паз креститель лопарей Трифон поставил храм во имя первых русских святых Бо риса и Глеба, о чем свидетельствует над пись на кресте: "К р е ст сей, - гласит она, - сооружен у ц еркви той в лето 7073 (1565 года) июля 4 дня на память. А святил церковь сию игумен Иларион при началь нике Трифоне". Б ори соглеб ская церковь обслужива ла исключительно лопарей (др уго го насе ления здесь до второй половины XIX века не было), действовала не постоянно, а только в период рыбных промыслов. Обязательные службы совершались 24 июля (храмовый праздник) и 6 августа (день Преображения Господня). З им ою священник и причетник жили в Коле, бы вали при церкви наездами (обычно на Рождество Христово). По д оговору м еж д у причтом и лопаря ми четырех погостов - М отовского, Пе ченгского, П а зрецкого и Нявдемского, заключенному 3 февраля 1694 года, при хожане обязались давать священнику "руги со всякой души по алтыну" (3 к о * Начало в № 194, 19 6, 198,200, 205,212, 213, 216. пейки), с каждого погоста - по две кережи (оленьих повозки) мяса и рыбы, по пуду трескового жира и подводы на переезды; сверх того оговаривалась особая плата за требы - венчание вступающих в брак, крещение детей, заказные молебны и от певание умерших. Храм долгое время стоял без попра вок. В описи 1842 года сказано: "Церковь во имя святых благоверных князей Вла димира и чад его Бориса и Глеба... малого здания, холодная, с папертью. Церковь и трапеза крыты на два ската двойным те сом ... Имеется 6 богослужебных книг: две псалтыри, общая минея, два октоиха и триодь постная. Колокол один, медный, весом 30 фунтов" (12,3 кг). В 1858 году Борисоглебскую церковь посетил лесничий Константин Соловцов. Вот его впечатления: "В необитаемой тун дре, в 20 верстах от Пазрецкого погоста, на берегу реки Паз, у быстрого и кипучего водопада, одиноко стоит этот бедный храм ... Церковь бревенчатая, снаружи обшита тесом, четырехугольная, продол говатая, с коническим куполом над алта рем и трапезою и небольшою колоколь нею над входом ... Внутри стены и пото лок голые, местами сильно погнили; ико ностас самый простой, с иконами, почер невшими от времени... самая бедная ста ринная утварь; полуистлевшие хоругви, пелены и напрестольная одежда; не сколько старинных рукописных и печат ных служебных кн и г..." Размеры церкви (едва ли точные) - "не более 3 сажен длины, 2 сажен ширины и 1 сажени высоты, без купола", то есть 6,4 х 4,3 х 2,1 м. 2 3 июня 1870 года в Пазреку прибыла русская эскадра в составе корвета "Ва ряг", клипера "Ж е м ч у г" и шхуны "С е к стан" под командованием вице-адмира ла К. Н. Посьета. На "Варяге" находился великий князь Алексей Александрович (сын Александра II), его сопровождали выдающиеся ученые Н. Я. Данилевский, А. Ф . Миддендорф , Ф . Ф . Яржинский. Взору прибывших предстала на Пазреке ветхая, "жалкая и до невозможности бед ная" церковь святых Бориса и Глеба. По близости, как бы в посрамление России, норвежцы построили две хорошие ка менные кирхи. После молебна морские офицеры п р о вели подписку и собрали 605 рублей на сооружение приличного храма. По хода тайству К. Н. Посьета Святейший Синод дал на постройку новой Борисоглебской церкви 31067 рублей 49 копеек. Подряд взял архангельский купец Е. А. Плотников. Здание рубили в Архангель ске и на судах в разобранном виде д о ставляли в Пазреку в течение трех лет. Торжественное освящение церкви происходило в воскресенье, 25 августа 1874 года. Газета "Архангельские губернские ве домости" дала такое описание храма: "Церковь выстроена из толстых сосновых бревен на фундаменте из дикого камня и с таким ж е ц о ко лем ". Общая длина с алтарем, притвором и папертью - 28,8 метра, высота средней части - 8,5 метра, алтаря и притвора - 4 с четвертью метра, колокольни со сто р ож кою - 4,5 метра, паперти - 2,8 метра. Внутри и снаружи церковь отделана "с большим вкусом, окрашена масляною краскою в два цвета - белилами и светло-коричневой краской, а крытые железом крыши с главами на них - масляною ж е зеленого цвета кр а с кою ". Великий князь Алексей Александ рович пожертвовал храму много икон и четыре перемены священнических обла чений и одежд: парчовые - для торжест- золоты внутри этого самого северного в мире православного храма, колокольный звон, обширные не в меру... хоромы при чта поражают всякого посещающего ее иностранца и служат вещественным, на границе, признаком нашего владычест ва". Как святыня - память оТрифоне - в 32 метрах по-преж нему стояла церковь по стройки 1565 года. Ее несколько "понови ли". Е. Л. Кочетов, сопровождавший в поездке на Мурман министра финансов С. Ю . Витте в 1894 году, отмечал: "Она внутри и снаружи недавно выстругана... Это целый драгоценный музейный отдел по иконографии... крошечного размера алтарь с окнами из слюды вместо стекла, в нем священнические одежды св. Три фона, его Евангелие и крест, церковные книги и много (так же, как и в самой церкви) икон весьма добропорядочного греческого письма.., привезенные из М о сквы и из Новгорода самим святителем". Исследователь Мурмана А. Г. Слез- скинский, посетивший Пазреку в 1896 го ду, вносит некоторые дополнительные детали: "На священническом облачении изображены одноглавые и двуглавые о р лы; по преданию оно подарено в храм Иваном Грозным". Среди икон очень древнего письма - "образа Иоанна Бого слова и Богородицы, прядущей нити". В связи с постройкой новой Борисог лебской церкви был открыт Пазрецкий приход (выделен из Печенгского). Свя щенником стал Константин Прокопьевич Щеколдин, выпускник Архангельской д у ховной семинарии 1867 года, подвижник, просветитель лопарей, знаток лопарского языка, ученый-фольклорист, прослужив ший в Пазреке с 1874 года до конца жиз - ни. 12 января 1916 года его сменил свя- венных служб, шелковые - для повсед невного ношения и бархатные - для тра урных богослужений. При церкви был построен солидный дом для проживания священника и особо 12 светлых просторных комнат в нем - гостиница для приезжих богомольцев. В то время это был лучший храм на Кольском Севере. Создавался он не для удовольствия окрестных лопарей, а из престижных соображений. Русский кон сул в Северной Норвегии Д . Н. Бухаров в 1885 году писал: "Вновь построенная ц ер ковь, красота ее архитектуры, блеск по щенник Назарий Алексеевич Синцов, пе ремещенный сюда из Кузомени. Пазрецкой церкви принадлежало 28 десятин сенокосной земли. Прихожан в 1916 году числилось 38 семей лопарей Пазрецкого и Нявдемского погостов (всего 148 человек) и 41 хозяйство финнов лютеранского исповедания (22 3 челове ка). На снимках 1900 (слева) и 1960го дов: Борисоглебская церковь. (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz