Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

Иван УШАКОВ, доктор исторических наук, профессор II. Церкви * ..5. КАНДАЛАКША.. Первый храм в Кандалакше возник в 1526 году. Ростовская летопись сообщает: "Приехаше к Москве лопляне с... усть Ни­ вы реки и... просили... просветити их свя­ тым крещением, и государь велел архи­ епископу М акарию послати из Новагоро- да... священника и дьякона, и они ехавши свящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих лоплян крестиша". В середине XVI века на левобережье ре­ ки Нивы возник монастырь. К 1575 году он имел "це р ко вь Николы Чудотворца да два придела: Петр и Павел да Зосимы и Савва­ тия соловецких чудотворцев; да теплую церковь Рождества Пречистые Б о го р о ­ дицы , а в церкве образы и книги да коло­ кол один строение царя и великого князя (дар Ивана Грозного!), а три колокола по­ ставил строитель того ж е монастыря'1. 26 мая 1589 года Кандалакша подверг­ лась нападению шведов. Соловецкая лето­ пись сообщает: "В монастыре братию и в волости (селе) всех людей присекли... м о ­ настырь, и церкви, и волость пожгли... а людей побили 450 человек". При п о д д е рж ке правительства мона­ стырь с ц ерковью Рождества Богородицы вскоре был восстановлен, а на месте Ни­ кольской церкви поставили часовню (сго­ рела в 1733 году). Правобережье реки Нивы в начале XVII столетия заселили крестьяне, пришедшие из районов, охваченных Смутой. Они по­ строили на преж нем месте новую Предте- ченскую церковь. Во второй половине XVI! века Кандалак­ ша стала одним из очагов раскола. Под влиянием сосланного сюда Ивана Нерсно- ва, крупного ц ерковного деятеля, против­ ника р еф орм патри­ арха Никона, некото­ рые монахи и м ест­ ный священник Сте­ пан выступили в за­ щиту "древнего бла­ гочестия", отказались принять новые бо го ­ служебные книги. В Кандалакшу послу­ шать их проповеди "вся страна Помория "стицахуся" ("И сто ­ р и я ..." С. Денисова). В 1693 году Канда­ лакшский монастырь "погорел без остат­ ка". Доходы от соле­ варения и пособие от государства позволи­ ли монахам восстано­ вить монастырь. По описи 1705 года в нем стояла "ц е р ко вь дре- вяная о пяти верхах с трапезою и с келар- скою теплыми, главы обиты чешуей". На отдельно стоящей колокольне висело пять колоколов. Храмовая икона - образ Рождества Бо­ городицы имел серебряный оклад с бога­ тыми украшениями ("У Богородицы венец и корона и цата сребряные резные, золо­ чены, в венцах и в цате 6 ж ем ч уж и н ... в привесе три креста сребряных... У Анны (матери Богородицы) венец и цата ср е бр я­ ные... три ставки ж е м ч уж ны е ... У других лиц святых 6 венцов сребряных резных, золоченых, в венцах 19 вставочек ж е м ч у ж ­ ных, в кож уш ка х сребряных"). В монастырской библиотеке находилось 158 книг, из них 88 - в церкви Рождества Богородицы ; среди них: Уложение (свод законов) 1649 года, "Книга Летописец” - большеформатная, "письм о мелкое", три книги "О вере", "Увет духовный" Афанасия Холмогорского, "Ж езл правления" Симео­ на Полоцкого и ряд других выдающихся произведений. . В послепетровское время Кандалакш ­ ский монастырь "о с ку д е л " и в 1742 году был упразднен. Церковь Рождества Бого­ родицы стала кладбищенской. Во время К рым ской войны 6 июля 1855 года англичане подвергли Кандалакшу сильному артиллерийскому обстрелу. В церкви Иоанна Предтечи ядрами были пробиты стены, на двух колоколах о б разо­ вались "пулевые ды р ки", а два (из пяти) оказались "на д кол о ты ". Десант из 70 м ат­ росов высадился в левобережной части се­ * Начало в N° 194, 196, 198, 200, 205, 212. ла, "вломился в церковь Рождества Бого­ родицы и зажег ее изнутри". В 1865 году "на высочайше дарованную с ум м у ” кандалакшане построили новую церковь Рождества Богородицы - вместо сгоревшей пятиглавой одноглавую, на ка ­ менном фундаменте, высотою 12,8 м, в основании 12,8 м х 11,5 м, с двумя печами- голландками; колокольня в одной связи с церковью, ее высота 15 м. Церковь была покрыта на четыре ската, трапеза - на два листовым железом . Здание обшили тесом и окрасили: стены - охрой, карнизы и углы - белилами, крыш у - мумией, купол и главы - медянкой, кресты на церкви и колокольне - железные, золоченые. Сооружал ц е р ­ ковь подрядчик, купец второй гильдии Ва­ силий Сильвестров. Приходская церковь Рождества Иоанна Предтечи, находившаяся в правобережной части села, была заложена в 1786 году, освящена в 1801 году. Она теплая, одно­ главая, 15 метров высоты, "в виде кораб­ ля", с отдельно стоящей колокольней с пятью колоколами, высотой более 19 мет­ ров. Церковь отличалась необычной для По­ морья конструкцией - пирамидальной ярусностью. Искусствовед И. В. Евдоки­ мов писал: "Мил и очень любопытен храм Рождества Иоанна Предтечи в Кандалак­ ше. Он четырехъярусный, с черед ующ и­ мися двумя восьмигранниками и четвери­ ками, увенчанный огромной чешуйчатой луковицей... Чередование его ярусов... оставляет зрительное впечатление шатра". Другая особенность храма - настенные росписи, сделанные поморскими худ ож ни­ ками в простонародном духе. Журналист А. Ренников, осматривавший церковь в 1916 году, рассказывает: "Слева от входа во всю стену изображено "Второе страш­ ное пришествие Господа Иисуса Христа"... Тут и две смерти: "смерть праведника" и "смерть грешника", причем около правед­ ника стоят ангелы, а около грешника - злой дух, протыкающий горло грешника пикой. Есть и весы, на чашки которых ангелы и бесы накладывают добрые и злые дела в присутствии ож идающ его своей участи по­ койника. Через всю картину проходит из­ вивами змей-соблазнитель, и на нем белые кольца с надписями: "С о дом ский грех", "Блуд", "Чародей", "Убийство", "Е реси"... А внизу изображены м уки. Дьявол оцепил веревкой священников и гонит их в ад. Над р исунком надпись: "Се м ука попам, иже не учат". Затем ряд других м у к ..." Предостережение священникам, веро­ ятно, сделано неспроста. Д уховное началь­ ство отмечало слабое знание "начальных истин веры, заповедей и молитв" кандалак- шанами, их приверженность к идеям рас- колоучителей: "все крестятся двухперстно, предпочитают молиться пред старыми иконами, служить по старым книгам ". В церковной библиотеке в 1900 году им е­ лось 285 книг 83-х названий. Во владении причта находились одна д е ­ сятина сенокосной земли и сем уж ья тоня "П о п о вка ". В 1914 году в приходе состояло 155 д о ­ мохозяйств и 852 жителя, в том числе в селе Кандалакше 95 дворов и 544 пр ихож а ­ нина; остальные в деревнях Фе д о се евке и Колвице, в лопарских погостах Бабинском и Екостровском. Священниками в начале XX века сл уж и­ ли Николай Попов, Василий Рябов, Павел Васильев. На с н им ке : К а н д а л а кш с ка я ц е р ко в ь Р ож де ства И оанна П редтечи. (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz