Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
Иван УШАКОВ, доктор исторических наук, профессор II. ЦЕРКВИ* 4. ВАРЗУГА Варзуга - древнейшее русское селение на Кольском полуострове. Наиболее ран ние сведения о нем относятся к 1466-1471 годам. В 1491 году Соловецкий монастырь по строил в Варзуге первую в крае церковь во имя святителя и чудотворца Николая. По описи 1563 года в селе проживало в 124 дворах 167 семей, действовали три церкви: на левом берегу реки Варзуги - Никольская и Петропавловская, на правом - Успенская. В начале XVII века Варзужская волость стала владением трех духовных вотчинни ков - Соловецкого и м осковского Ново спасского монастырей и Патриаршего Д о ма, которые оказывали сильное воздейст вие на церковные дела в селе. Появились придельные церкви - Зосимо-Савватиев- ская (построена в 1683 году, заменена но вой в 1878-1882 годах), во имя святого Сер гия Радонежского (позднее сгорела), Аф а насьевская (разобрана за ветхостью в 1877 году). В многолюд ном селе существовали (до 1891 года) два прихода - Успенский и Пет ропавловский. Д о наших дней в Варзуге сохранилась деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная мастером Кли ментом в 1674 году. Это выдающийся па мятник поморского зодчества - одноглав ный храм шатрового стиля, высотой более 34 метров. В плане он крестообразный (ал тарь и три прируба). С трех сторон к нему примыкает галерея (кры тое "гульбище" для ожидающих начала богослужения). Длина основания (с алтарем и папертью) почти 14 метров. Первоначально бревенчатая церковь не имела обшивки, затем здание несколько раз "поновлялось": для лучшей сохранно сти и в соответствии со вкусом времени оно обивалось новым тесом, покрывалось д р у гими фигурными пластинками, при этом отчасти менялся облик храма (были расши рены двери и окна, увеличено их число); менялось и внутреннее убранство церкви. Однако общая конструкция сохранялась. Церковь не утратила художественной цельности, стройности, простоты и м о н у ментальности, считалась лучшей из одн о главых шатровых храмов Русского Севера. Особенную прелесть Успенской церкви придают крыши прирубов, сделанные в ви де заостренных кверху полукружий, так на зываемых "б о че к", которые живо напоми : \ і Ш т «f .. - . • ■-ія~та-г ‘V !S - 5 R ; « і . . m m — * У ■' нают кровлю русских теремов. В один ряд с третьим ярусом бочек помещены четыре башенки, которые вместе с верхними боч ками образуют подобие ожерелья в осно вании шатра. Красота постройки достига лась пропорциональностью всех ее частей и изящным декоративным убранством. "Среди всех замечательных сооружений северного зодчества,- писал И. В. Евдоки мов в монографии "Север в истории р ус ского искусства"",- ... Успенская церковь в Варзуге является в буквальном смысле по трясающей, до того прекрасен ее дивно стройный и какой-то певучий обл ик” . Издали она напоминает свечу в светиль нике, поражает легкостью, гармонично стью с о кр уж ающ е й природой. С близкого расстояния выглядит грандиозной, величе ственной. Строители позаботились о долговечно сти здания. Нижние венцы сруба сложены из особо смолистых сосновых бревен. По катые кровли и водоотбросы обеспечивали быстрое просыхание стен после дожд я. В пазы положена двойная прокладка из бе ресты. Рядом с церковью стояла трехъярусная шатровая колокольня высотою в 17 метров с четырьмя колоколами, наибольший из которых весил 20 пудов, наименьший - 3 пуда 16 фунтов. В Успенской церкви стоял великолепный пятиярусный иконостас. Выделялся образ Вседержителя у царских врат с среброзо лоченым окладом, весившим 1758 грам мов; над ним возвышалась резная сень и образ Духа Святого "с распростертыми крылами, в лучах". Храмовая икона Бо- жией Матери была покрыта ризой и 45 зо лочеными серебряными венцами весом 1032 грамма, украшен лик младенца уб- русцем, вынизанным мелким ж ем ч угом . В алтаре находилась другая икона Богороди цы, Одигитрия, пожертвованная в 1864 го ду крестьянином Григорием Кривоного- вым. В кладовой хранилась старинная "резная из дерева икона святой мученицы Параскевы" и множество древней утвари. Посреди церкви висело пятипудовое медное паникадило. Имелся большой набор книг, среди кото рых - четыре Библии, сочинения феофана Прокоповича, Евангелие от Матфея и Н о вый Завет на лапландском языке. Напре стольное Евангелие издания 1741 года бы ло "обл ожено красным бархатом", имело на лицевой стороне изображение Господа Вседержителя, по углам - четыре евангели ста, а на другой стороне - пять серебряных репьев весом 495 граммов. Кр ом е правобережной Варзуги в прихо де Успенского храма до 1891 года состояли деревни Кашкаранцы и Сальница. В 1891 году Успенский приход был упразднен, а церковь приписана к Петропавловскому храму единого Варзужского прихода. Успенская церковь холодная. З им ою б о гослужение шло в близкой теплой Зосимо- Савватиевской церкви (была обновлена на средства прихожан в 1882 году). Деревянные церкви нередко гибли от пожаров. В 1853 году сгорела П е тр о п а в ловская церковь. Прихожане выстроили новую, которая утром 21 декабря 1862 го да тоже сгорела. В дальнейшем действова ла церковь, сооруженная в 1864 году. Она представляла из себя прямоугольное в ос новании здание с полукруглым алтарным выступом и двумя боковыми пристройками (сделаны позднее), с одной чешуйчатой главою. Высота храма - 11,4 м, длина - 2 3,5 м, ширина - 14,6 м. Церковь имела две печи- голландки. Стены были окрашены медян кою, деревянный восьмиконечный крест - охрою. В книгохранилище, помимо богослуж еб ной и религиозно-нравоучительной лите ратуры, имелись сочинения Симеона По лоцкого (1671 года), труды Марка Витрувия "О б архитектуре" (четыре книги издания 1794-1797 годов), "Созерцание природы " Шарля Бонне (две книги издания 1792 и 1795 годов), в церковной библиотеке нахо дилось более 200 книг и б р ошю р "для на родного чтения" (в том числе произведе ния великих русских писателей, журнал "Христианское чтение" и др.). Среди десятков икон, пред которыми молились прихожане, особо примечатель ных в описях храма не отмечено. Рядом с Петропавловской церковью сто яла Никольская, сооруженная на средства варзужан в 1705 году (судьба ее предшест венницы, построенной в конце XV века, неизвестна). Эта церковь пятиглавая, пря моугольная с двумя одноглавыми приде лами - во имя Ильи Пророка и святого Сергия Радонежского; длина (с алтарем и папертью) - 18,4 м, ширина (с приделами) - 20,6 м, высота главного здания (с крестом) - 13,5 м; церковь крыта двухрядным тесом на четыре ската, приделы - на три ската, главы чешуйчатые; все стены обиты доска ми и выкрашены белилами, по низу - гол ландскою сажею, крыша - мумией (красно вато-коричневой краской), главы - м ед ян кой, шейки у них - белилами, а кресты - охрой. Всего в храме 17 окон с железными решетками и 4 окна в паперти; печей нет. Иконостас Никольской церкви трехъ ярусный, шириною 11,4 м, высотою 4,9 м, "ф он малиновый, с золочеными коконкам и и карнизами", изготовлен в Соловецком монастыре на средства прихожан в 1864 году; царские врата - с золоченой резьбою, над ними - образ Вседержителя, риза и венец серебряные, весом 3320 граммов, приобретен прихожанами за 200 рублей в 1845 году. Образ Нерукотворного Спаса размером 134 см х 107 см был написан в 1756 году местным священником Иоанни- кием Никифоровым . Икона Божией Мате ри с серебряной позолоченной ризой ве сом 854 грамма в 1846 году подарена при хожанами. Все иконы верхнего яруса "древнего письма, но поновленные". Нале во от царских врат помещалась икона Тро ицы размером 80 см х 62 см с серебряной ризой весом 1747 граммов, на ней надпись: "Рече Господь: седи одесную Мене". В Сергиевском приделе находилась и ко на преподобного Сергия Радонежского в рост, разм е р ом 107 см х 54 см, "фон золо ченый, чеканный, писана в 1899 году в Сер гиевой лавре". Иконостас Ильинского при дела изготовлен в Соловках в 1851 году - 9 икон новых, исполнены "живописным ху дожеством ", а 31 образ "поновленные вет хие",- за что прихожане уплатили мастер ской 350 рублей. При Никольской и Петропавловской ц ер квах стояла отдельная колокольня, схожая с Успенской. В основании она имела р а з мер 6,4 м х 6,4 м; первый ярус - четверик высотой 3,5 м, второй ярус - восьмерик такой ж е высоты, на нем беседка с ко л о ко лами высотой 4,8 м и шатер с головкой и крестом высотой 4,5 метра; крыльцо с за падной стороны. Нижний этаж служил кладовой. Срубы обиты тесом; стены выкрашены по низу мумией, выше - белилами, по карнизам - медянкой и охрой, крыша - мумией, глава - медянкой и крест - охрой. Колокольня выглядела стройной и нарядной. На ней находилось семь колоколов ве сом от 8 до 415 килограммов. На большом имелась надпись 1694 года: "Купил сей к о локол Варзугской волости в церковь Вер ховных Апостолов Петра и Павла и Св. Ни колая Чуд. на церковныя деньги каргопо- лец Иван Андреев сын Попов, весу 25 п. 11 ф .". На втором колоколе надпись гласила: "Сей колокол к церкви Николая Чудотв. в Варзугу 1755 года лил мастер Иван Христо форов” . Причту Варзуж ского прихода принадле жало 8 десятин сенокосной земли в 6 вер стах от села. Прихожан числилось в 1915 году 1078 человек, крестьян - 174 двора. Наиболее деятельные варзужские свя щенники конца ХІХ-начала XX века - выпу скники Архангельской духовной семина рии Михаил Николаевич Истомин и Н ико лай Флегонтович Попов. На сн им ке : храмы Варзужского Ус пенского прихода (снимок 1889 г.). Начало в № 194,196,198, 200, 205. (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz