Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
Иван УШАКОВ , доктор исторических наук, профессор I. ЦЕРКВИ 2. ПЕЧЕНГА Наряду с Колой очагом православия на М урмане являлась Печенга. Здесь, среди кончанских лопарей, в 20-х годах XVI века поселился христианский проповедник, не известный по м ирском у имени, а в монашестве Трифон, сын свя щенника из-под Торж ка (в Новгородской земле). Приобщив лопарей к православной вере, он построил небольшую церковь во имя Святой Троицы. После крещения л о парей в 1552-1533 годах Трифон отправил ся собирать милостыню в Новгород и М о скву на обустройство своей обители. Деятельность Трифона получила под д е р ж ку митрополита Макария и царя Ива на Грозного. Государь подарил Трифону колокола, книги и ценную утварь для ц е р кви . В 1553 году Трифон основал на Печен ге монастырь во имя Святой Троицы, а позднее построил на мысе при впадении речки Маны в Печенгу церкви Успения Бо городицы и во имя соловецких чудотвор цев Зосимы и Савватия. Монастырь хозяй ственно окреп, стал играть важную роль в торговле. Цель Трифона состояла в укреплении православной веры среди лопарей, защите Русской земли "о т тамо близких стран - от лютеранской и кальвинской ереси". Трифон трудился на опасном участке России - шведы не раз грозились разорить Печенгский монастырь. 15 декабря 1583 года Трифон скончал ся, предсказав тяж е лые испытания, ко то рые выпадут на долю монашеской братии. 30 ноября 1589 го да, в день святого апостола Андрея Первозванного, когда в монастыре шло б о гослужение, шведы, вооруженные меча ми, ворвались в ц е р ковь и начали убивать молящихся. Соло вецкая летопись со общает: "Ц е р кв и и монастырь пожгли, и игумена Гурья, и братью и слуг побили, и казну монастыр скую взяли, и стояли в Печенге десять Церковь небольшая, снаружи почти но венькая; внутри, сравнительно с другими поморскими церквами, несколько рос кошная; иконостас... с ярко позолоченной резьбою ; иконы, пелены, ризы, паникади ла, подсвечники - все новенькое". Возле церкви находилось несколько избушек, в которых в зимнее время жили "священник с причетником и несколько бездомных кольских мещанок, питавшихся д об р о вольным подаянием прихожан и бо го мольцев". Весною, когда лопари уходили на рыбные промыслы к морю , причт пере селялся в "летнюю Печенгу", откуда выез жал на М урманский берег для совершения духовных треб. В 1870-х годах берега Печенгского зали ва заселили колонисты, в том числе и "с в я тое место" - участок возле могилы 116 м у чеников. В 1880 году пришельцы поставили здесь церковь во имя преподобного Три фона - вторую в приходе. В связи с 300-летием со времени кончи ны Трифона Святейший Синод принял р е шение о возобновлении монастыря на Пе ченге, возле Сретенской церкви. Сбор на родных пожертвований дал за три года 20140 рублей 32 копейки. Император Александр ІІІ подарил обители набор ши тых золотом священнических облачений, а члены царствующего дома - иконы, кресты и сосуды. В 1890-1891 годах строители возвели ря дом со старинной Сретенской ц ерковью новый светлый и вместительный одногла вый шатровый храм Сретения Господня с двумя приделами - У спенским и З осимо- Савватиевским. Рядом с надгробием свя того Трифона поместили реликвии: мель ничные жернова, принесенные в середине XVI столетия основателем обители из Ко- от р ук захватчиков 116 человек. Их о с танки похоронили в братской могиле в оконечности Печенг ского залива, возле "Трифонова поля". В середине XVII ве ка Русская Церковь причислила Трифона к лику СВЯТЫХ. К его могиле на месте древнего монастыря (у речки Маны) нача лось паломничество. Здесь в 1708-1709 го дах была построена церковь Сретения ГОСПОДНЯ. Ежегодно в день кончины свято го (15 декабря) и на праздник Сретения (2 февраля) съезжались лопари Кольского по луострова, многие ко- ляне и другие бого мольцы на поклонение Трифону. Его м оги ла стала главной святыней Кольского края. Сретенской церкви приносились щедрые дары. Известный путешественник Ф е д о р Литке, побывавший на М урм ане в 182 2 го ду, писал: "Печенга есть М екка того кр а я". Описание церкви, составленное в 1842 году, отмечает: "Ц е р ко вь, трапеза и па перть в одной стопе с шатровою главою... В храме три гробницы: преподобного Три фона, на оной сень резная под золотом, 11 пелен из разных материй" и две гробницы иноков Ионы и Германа, учеников святого. Среди икон выделяются: "о бр а з препо добного отца Трифона, риза сребряная, кованая... образ преподобного Трифона, на нем четыре венца и поля серебряные под зол отом ". Среди 14 церковных книг упомянуты Библия, Служба и Житие Три фона. В установленное время на богослужение и исправление треб к Сретенской церкви приезжали из Колы священник и причет ник. В 1857 году духовное ведомство от крыло отдельный Печенгский приход, " п о новило" С ретенскую церковь: стены и крыш у обили новым тесом и выкрасили здание желтой краской. Местный лесничий писал в 1862 году: "Ц е р ко вь стоит на бе р е гу озера, на ко со го р е ... обнесена оградою и осенена старыми плакучими березами... лы, и кусок спекшейся при пожаре глины, кирпича и человеческих костей, найденный при постройке часовни над могилой 116 страдальцев. В 1900 году Трифоновскую церковь с территории "н и ж н е го " монастыря пере несли на Баркинский кр я ж - в центр раз бросанных печенгских колоний, при этом ее обновили и лучше благоустроили. В 1906-1908 годах на освободившемся месте, р ядом с могилой 116 мучеников, построили деревянный храм Рождества Христова, ко торый освятили в 1910 году. М осковский журналист Е. В. Гешин, посетивший оби тель, писал: "Новая церковь - высокая, светлая, какая-то особенно жизнерадост ная, с прекрасными, художественно испол ненными иконами". Осенью 1912 года в к о л о н и и 'Баркино, при монастырском подворье, была освя щена еще одна церковь - во имя апостола Андрея Первозванного и святителя Нико- лая-Чудотворца. Руководил строительством глава Трифо- но-Печенгского монастыря отец Ионафан (1890-1915 годы), выходец из крестьян, получивший в 1896 году сан игумена, позд нее награжденный орденами Святого Вла димира 3-й степени и Святой Анны 2-й степени. С ооружение церквей велось пре имущественно на средства благотворите лей. На храм Рождества Христова 15000 рублей дал Николай II. М онастырю при надлежало 12185 десятин земли и м н о го отраслевое хозяйство. Накануне р е во лю ции 1917 года в обители было три храма и одна часовня. За год монастырь посетило 3650 паломников. На богослужение в печенгские храмы яв лялись не только окрестные лопари и ко лонисты, но и многие поморы , приходив шие на м урм а нски е промыслы. По духовной росписи 1914 года в Печен гском приходе состояло 114 домов, в ко то рых прожнаоло 638 человек, из них кресть янского сословия 603 человека. На снимке: Н и ж н я я ц е р к о в ь П е ч е н г с к о г о м о н а с т ы р я (1 9 9 5 г.). 'Риза (на иконе) - оклад из листового металла, оставляющий открытыми только лицо и руки фигуры. Фото Л. ФЕДОСЕЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz