Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

Иван УШАКОВ , доктор исторических наук, профессор I. ЦЕРКВИ 2. ПЕЧЕНГА Наряду с Колой очагом православия на М урмане являлась Печенга. Здесь, среди кончанских лопарей, в 20-х годах XVI века поселился христианский проповедник, не известный по м ирском у имени, а в монашестве Трифон, сын свя­ щенника из-под Торж ка (в Новгородской земле). Приобщив лопарей к православной вере, он построил небольшую церковь во имя Святой Троицы. После крещения л о­ парей в 1552-1533 годах Трифон отправил­ ся собирать милостыню в Новгород и М о ­ скву на обустройство своей обители. Деятельность Трифона получила под­ д е р ж ку митрополита Макария и царя Ива­ на Грозного. Государь подарил Трифону колокола, книги и ценную утварь для ц е р ­ кви . В 1553 году Трифон основал на Печен­ ге монастырь во имя Святой Троицы, а позднее построил на мысе при впадении речки Маны в Печенгу церкви Успения Бо­ городицы и во имя соловецких чудотвор­ цев Зосимы и Савватия. Монастырь хозяй­ ственно окреп, стал играть важную роль в торговле. Цель Трифона состояла в укреплении православной веры среди лопарей, защите Русской земли "о т тамо близких стран - от лютеранской и кальвинской ереси". Трифон трудился на опасном участке России - шведы не раз грозились разорить Печенгский монастырь. 15 декабря 1583 года Трифон скончал­ ся, предсказав тяж е ­ лые испытания, ко то ­ рые выпадут на долю монашеской братии. 30 ноября 1589 го­ да, в день святого апостола Андрея Первозванного, когда в монастыре шло б о ­ гослужение, шведы, вооруженные меча­ ми, ворвались в ц е р ­ ковь и начали убивать молящихся. Соло­ вецкая летопись со­ общает: "Ц е р кв и и монастырь пожгли, и игумена Гурья, и братью и слуг побили, и казну монастыр­ скую взяли, и стояли в Печенге десять Церковь небольшая, снаружи почти но­ венькая; внутри, сравнительно с другими поморскими церквами, несколько рос­ кошная; иконостас... с ярко позолоченной резьбою ; иконы, пелены, ризы, паникади­ ла, подсвечники - все новенькое". Возле церкви находилось несколько избушек, в которых в зимнее время жили "священник с причетником и несколько бездомных кольских мещанок, питавшихся д об р о ­ вольным подаянием прихожан и бо го ­ мольцев". Весною, когда лопари уходили на рыбные промыслы к морю , причт пере­ селялся в "летнюю Печенгу", откуда выез­ жал на М урманский берег для совершения духовных треб. В 1870-х годах берега Печенгского зали­ ва заселили колонисты, в том числе и "с в я ­ тое место" - участок возле могилы 116 м у ­ чеников. В 1880 году пришельцы поставили здесь церковь во имя преподобного Три­ фона - вторую в приходе. В связи с 300-летием со времени кончи­ ны Трифона Святейший Синод принял р е ­ шение о возобновлении монастыря на Пе­ ченге, возле Сретенской церкви. Сбор на­ родных пожертвований дал за три года 20140 рублей 32 копейки. Император Александр ІІІ подарил обители набор ши­ тых золотом священнических облачений, а члены царствующего дома - иконы, кресты и сосуды. В 1890-1891 годах строители возвели ря­ дом со старинной Сретенской ц ерковью новый светлый и вместительный одногла­ вый шатровый храм Сретения Господня с двумя приделами - У спенским и З осимо- Савватиевским. Рядом с надгробием свя­ того Трифона поместили реликвии: мель­ ничные жернова, принесенные в середине XVI столетия основателем обители из Ко- от р ук захватчиков 116 человек. Их о с­ танки похоронили в братской могиле в оконечности Печенг­ ского залива, возле "Трифонова поля". В середине XVII ве­ ка Русская Церковь причислила Трифона к лику СВЯТЫХ. К его могиле на месте древнего монастыря (у речки Маны) нача­ лось паломничество. Здесь в 1708-1709 го­ дах была построена церковь Сретения ГОСПОДНЯ. Ежегодно в день кончины свято­ го (15 декабря) и на праздник Сретения (2 февраля) съезжались лопари Кольского по­ луострова, многие ко- ляне и другие бого­ мольцы на поклонение Трифону. Его м оги­ ла стала главной святыней Кольского края. Сретенской церкви приносились щедрые дары. Известный путешественник Ф е д о р Литке, побывавший на М урм ане в 182 2 го ­ ду, писал: "Печенга есть М екка того кр а я". Описание церкви, составленное в 1842 году, отмечает: "Ц е р ко вь, трапеза и па­ перть в одной стопе с шатровою главою... В храме три гробницы: преподобного Три­ фона, на оной сень резная под золотом, 11 пелен из разных материй" и две гробницы иноков Ионы и Германа, учеников святого. Среди икон выделяются: "о бр а з препо­ добного отца Трифона, риза сребряная, кованая... образ преподобного Трифона, на нем четыре венца и поля серебряные под зол отом ". Среди 14 церковных книг упомянуты Библия, Служба и Житие Три­ фона. В установленное время на богослужение и исправление треб к Сретенской церкви приезжали из Колы священник и причет­ ник. В 1857 году духовное ведомство от­ крыло отдельный Печенгский приход, " п о ­ новило" С ретенскую церковь: стены и крыш у обили новым тесом и выкрасили здание желтой краской. Местный лесничий писал в 1862 году: "Ц е р ко вь стоит на бе р е ­ гу озера, на ко со го р е ... обнесена оградою и осенена старыми плакучими березами... лы, и кусок спекшейся при пожаре глины, кирпича и человеческих костей, найденный при постройке часовни над могилой 116 страдальцев. В 1900 году Трифоновскую церковь с территории "н и ж н е го " монастыря пере­ несли на Баркинский кр я ж - в центр раз­ бросанных печенгских колоний, при этом ее обновили и лучше благоустроили. В 1906-1908 годах на освободившемся месте, р ядом с могилой 116 мучеников, построили деревянный храм Рождества Христова, ко ­ торый освятили в 1910 году. М осковский журналист Е. В. Гешин, посетивший оби­ тель, писал: "Новая церковь - высокая, светлая, какая-то особенно жизнерадост­ ная, с прекрасными, художественно испол­ ненными иконами". Осенью 1912 года в к о л о н и и 'Баркино, при монастырском подворье, была освя­ щена еще одна церковь - во имя апостола Андрея Первозванного и святителя Нико- лая-Чудотворца. Руководил строительством глава Трифо- но-Печенгского монастыря отец Ионафан (1890-1915 годы), выходец из крестьян, получивший в 1896 году сан игумена, позд ­ нее награжденный орденами Святого Вла­ димира 3-й степени и Святой Анны 2-й степени. С ооружение церквей велось пре­ имущественно на средства благотворите­ лей. На храм Рождества Христова 15000 рублей дал Николай II. М онастырю при­ надлежало 12185 десятин земли и м н о го ­ отраслевое хозяйство. Накануне р е во лю ­ ции 1917 года в обители было три храма и одна часовня. За год монастырь посетило 3650 паломников. На богослужение в печенгские храмы яв­ лялись не только окрестные лопари и ко ­ лонисты, но и многие поморы , приходив­ шие на м урм а нски е промыслы. По духовной росписи 1914 года в Печен­ гском приходе состояло 114 домов, в ко то ­ рых прожнаоло 638 человек, из них кресть­ янского сословия 603 человека. На снимке: Н и ж н я я ц е р к о в ь П е ч е н г­ с к о г о м о н а с т ы р я (1 9 9 5 г.). 'Риза (на иконе) - оклад из листового металла, оставляющий открытыми только лицо и руки фигуры. Фото Л. ФЕДОСЕЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz