Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ И с то ч н и ки начала XVI века н а зы в аю т р о с с и й с ки х саамов диной лопью , то есть некрещеной. Однако новгород ские (К ол ьский полуостров, где ж и л о около ты с я ч и саамов, входил в состав н о в го р о д ски х владений по меньшей мере с начала X III века), а затем м о ско в с ки е 5ласти терпимо относились к «поган ским » верованиям народов Край н е го Севера. В середине XV века на Терском берегу в о з н и к аю т первые р у сски е деревни — Умбз и Варзуга. Когда же Соловецкий мо настыр ь построил в В арзуго «церковь во имя святого Х ри с това чудотворца Ни колы» — по крови теля мореходов, в лап- с к ую землю вместе с р у с с к им и поселенцами ш а гн уло х р и с тианстве. В начале 20-х годов XVI века началось крещ ен и е саамов в « р у с с кую веру». Решение этой задачи легло на монахов Соловецкого монастыря и новгород ское духовенство. М о ско в ское правительство, заинтересованное в за кре пле н ии лопской земли в составе Руссного государства, а к т и в н о содействовало х р и с т и а н и з а ц и и я зы ч н и н а в Сепера. Феодорит - креститель лопи Курбский — его биограф Главным источником на ших знаний о Феодорите. со ловецком монахе, крестите ле лопарей, является сочи нение князя Андрея Михай ловича Курбского «История о великом князе Москов ском», написанное в эмигра ции в 1573 году. К у р б с к и й — л ично сть, хоро шо известная я р у с с ко й и сто рии, особенно по перепи ске с Иваном Грозным . В молодости — прославленный у ч а с т н и к борьбы с к ры м с к и м и и к а з а н с ким и татарами, видный дея тель ц а р ско го правительства, затем к р у п н ы й в оеначальник во время Ли во нской войны, беж авш и й от го товившейся над ним ра справы в Л и тву, он гне вно обличает «лю того и бесчестного царя» в зверствах и истреблении л у чш и х людей России, среди к о т о р ы х выде ляет «с в ящ ен н ом у ч ен н ка Фео- дорита». Подобный ра сска з о нем некоторые исследователи назы ваю т «Житием Феодори- та». — настолько хар а ктер сведений и стиль произведе ния п о х ож и на э то т ж а н р . Неясно, когда и сколько времени продолжалось об щение Курбского с Феодо- ритом, но в памяти князя он остался престарелым че ловеком. Вероятно, первая их встреча произошла в на чале 1551 года, когда Фео дорит приехал в Москву, но более тесная и продолжи тельная дружба сложилась позднее, когда Курбский вызволил Феодорита из ссылки и, будучи на высоте положения, «по силе» своей ему «любовию и службою простирался». Биографию Феодорита Курбский излагает непосле довательно и довольно сбив чиво! порой отвлекаясь на другие темы. Данные им хронологические ориентиры («аки за пять лет», «по ле- тех немалых») не позволя ют установить точные даты в деятельности Феодорита. в частности, время пребыва ния его на Севере. Это при ходится делать по другим источникам, но они скудны и ненадежны. Однако сочинение князя Курбского для изучения христианизации саамов весь ма значимо. Разумеется. приходится учитывать специфику про изведения, в котором собы тия трактуются нередко в духе борьбы бога и дьяво ла, исчезают нерелигиозные мотивы проповедничества (необходимость закрепления Лапландии за Русским го сударством), говорится о «видениях» Феодорита... Со временный читатель легко отбросит рассуждения о про исках беса и увидит за ними реальную жизнь с матери альными интересами и стра стями людей. В Лапландии Проповедь христианства во внутренней и северной Лапландии затруднялась как климатическими условиями, так и разбросанностью посе лений аборигенов. Политиче ские же соображения требо вали обратить в «русскую веру» прежде всего тех ло парей, которые находились по соседству с лютерански ми странами — Швецией и Данией. Дело в том, что земли са амов не были ра зграничены , по этом у религия жителей сл у ж и л а главным пр и зн а ком п р и надлежности к государству. За дача приобщения к х р и с т и а н ству ослож няла сь тем, что ло пари говорили на р а з ны х ди а л екта х, п Ричем ра зличия в я зы ке были столь зна чи те ль ны, что саамы одной гр у п п ы почти н і понимали речи д р у гой. В д и к ую лопь следовало послать л и н гв и с т и ч е с ки ода ренного человека или сразу нескольно проповедников. В гл убь Лапландии отправился Феодорит. Выдающийся проповед ник, креститель лопарей ро дился в Ростовской земле, по-видимому, в самом нача ле XVI века. Мирское имя и фамилия его неизвестны. Тринадцати лет он ушел в Соловки, где через год по стригся в монахи. В мона стыре имелись библиотека и круг любителей чтения. По словам Курбского. Фео дорит стал со временем весьма образованным чело веком. опытным проповед ником. В землях верхней лопи ему предстояло преодолеть языковой барьер, приспосо биться к образу жизни лап ландцев. уметь добывать се бе средства существования, построить жилье, наладить отношения с обитателями тундры. Первый период деятель ности Феодорита в Лаплан дии Курбский рисует в сле дующем виде. Он отправля ется к устью реки Колы морским путем на малень ком судне и затем поселя ется в непроходимых лесах. Феодорит прожил среди ло парей много лет и когда «искусен уже был языку их*, стал .склонять их к «вере Христовой». Крещению лопарей (чис ло их в сочинении Курб ского крайне преувеличено) предшествовала постройка церкви, которую поставили в устье реки Колы в 1529 году. Архиепископ Макарий послал своих служителей, которые освятили церковь и самих «лоплян многих кре- стиша... в нашу православ ную и святую веру». Крещением лопарей, ж и в у щ и х по рекам Коле и Туломе. заканчивается первый период деятельности Феодорита в За полярье. Знамени тый и с т о р и к Н. К арам зин писал: «Феодорит имел славу кр е с т и т ь д и к и х лопарей; он не убоялся п у сты н ь с н еж ны х , п р о н и к в гл у бин у мрачны х, хладны х лесов и возвестил Христа Спасите ля... просветил божественною верою без насилия, без зло действ, упо требл енны х д р у ги ми ревнителями хри сти ан ства в Европе и Ам ери ке , но един ственно примером л учшего». Снова к саамам После крещения лопи Феодорит покидает Коль ский полуостров. Очень мно гое неясно в его биографии из сбивчивого рассказа кня зя Курбского. Мы узнаем, что он переходит из одного монастыря в другой, ведет аскетический образ жизни, «умучая и покоряя плоть свою в порабощение и в по слушание духа». Примерно в конце 30-х годов Феодорит приезжает в Новгород, где получает сан «презвнтера» (священ ника), становится духовни ком самого архиепископа Макария! Феодорит задержался в Нов городе на два года, по -видимо му, готовился к отправке в Лапландию . Он, конечно, п о ни мал. что п о ка новая вера не пустила гл у б о к и х корней, формальное крещ ение лопи еще не оэначает о конча тельно го перехода в х ри стиан ство . Феодорит хотел не просто вернуться к крещ ен ой им ле пи. но создать в центре Л о п с ко й земли мо настыр ь — оплот и ра ссад ни к правосла вия. Богатые новгородцы , его почитатели, пожертвовали на богоугодное дело «немало сребра — в возложение гос- подеви». Феодорит пр и гл аш а ет и свою п у с ты н ь «н е ко то ры х д р у ги х * , п ож ел а вш и х вместе с ним разделить труд но сти ж и з н и в Заполярье. Возвратившись в Лаплан дию. он строит монастырь. Место его можно определить безошибочно: это остров в устье реки Колы, где по стоянно находилась Троиц кая церковь. Состав мона шеской братии пополняет по- стриженниками - лопарями. Сейчас бы мы эту деятель ность назвали подготовкой национальных кадров. Феодорит ввёл в мона стыре строгий устав мона шеской жизни. Запрещалось как-либо обременять окрест ных жителей и иметь слуг. «Священное правило» пред писывало жительствовать монахам коммуной, без имений, то есть без частной собственности, — по апо стольским заветам: не тру дящийся, да не ест, руки мои, послужите мне и су щим со мною. Все «жен ские» работы выполнялись самими монахами. Несколько лет, пока име лись «сребро» и разные припасы, привезенные из Новгородской земли; жизнь в монастыре шла более или менее благополучно. Строи ли церковь и братскую из бу, обучали новопострижен- киков-лопарей «писанию» (русской грамоте) и хоисти- анскому вероучению. Сколь ко времени это длилось, Курбский не сообщает, но как сатана загубил святое дело Феодорита, изложено четко н образно. Сатана, по словам К у р б с к о го, стал подговаривать «ново собранных» монахов и воз б ужд ать против Феодорита. Недовольство стро гим р е ж и мом копил ось долго, какое-то очередное ра споряж ение вы звало б урны й протест. У ч и тель вы со конрав ств енной , ас ке ти ч е с ко й , трудовой ж и з н и потерпел неудачу. Монастырь распался. Н е стяжа те ль ски й ва ри а н т « п у с ты н н о го ж и т е л ь с т ва» в усл о ви я х суровой и скуд н ой лапланд ской земли не оправдал себя. Судя по н е ко торым деталям ра ссказа, п р и шельцы из Н о в г о р о д в ерн у лись в свои места, а монахи- лопари уш л и на Печенгу, к ТрисЬону. Подвижничество Феодо рита среди лопи не кончи лось изгнанием его из Усть- Колы. Как и положено пра ведному и милосердному че ловеку. он простил своих обидчиков. И дважды еще ездил «до дикие лопи»: один раз морем до Печенги, а другой — зимою. Но этим двум поездкам предшествовали крутые по вороты в судьбе сеятеля христианства. Ссылка в монастырь После двух лет безвестно го пребывания в захолуст ном монастыре пустынножи тель Феодорит попадает в столицу, в самую круго верть борьбы в придвооной среде. В конфликт между защитниками церковного землевладения и нестяжа- тельства, призывавшими жить «по правилам апо стольским и святых отцев». Отношение Ивана Грозного меняется к ним в зависимо сти от политической конъ юнктуры в стране. В один из таких периодов против Феодорита, убежденного не- стяжателя, выдвигается са мое страшное обвинение — в еретичестве. Еретик, по понятиям средневековья, — человек, подрывающий ус тон официального вероуче ния и существующего строя. Еретиков всегда карали же стоко. Феодорит, конечно, понимал, что ждет его, но не изменил своим убеждени ям. не испугался государе ва гнева, обличал клеветни ков. Однако его противники вымыслили много обвине ний, и он был сослан в Ки- рилло-Белозерскнй мона стырь. В общественно-политиче ской жизни Феодорит не иг рал сколько-нибудь заметной роли. Он выступал главным образом за нравственное совершенствование челове ка. неукоснительное соблю дение норм христианской морали. Это духовный на ставник, а не политический борец, пустынник, волею судьбы втянутый в водово рот религиозно-политиче ских страстей и схваток. Курбский отмечает, что его в Кнрилло-Белозерском мо настыре «наилепшие» мона- хі: почитали за «святого му жа» и этой сЛаве завидова ли ругатели Феодорита. «И призывает его царь...» Из Кириллова монастыря Феодорит послал «сынам своим духовным» письмо, в котором поведал «нестерпи мую скорбь свою». Курб ский и его приближенные пришли к теперь уже мит рополиту Макарию и объяс нили ему положение ссыль ного. Тот дал повеление от пустить Феодорита и разре шил жительствовать свобод но, где' пожелает. Феодорит, однако, недолго пробыл на покое. Перемен чивая судьба вскоре снова подняла его на невероятную высоту. Иван IV официально принял ти тул царя. что уравнивало его по ч и н у с Габсбургами и д р угим и наиболее зна тными правителями. Однако за рубе жом , особенно о Литве и Поль ше, не хотели п р и зн а в а ть это го и по -прежн ем у титуловали Ивана IV вели ким кня зем . Воз н и кл а потребность п о д кре п и ть а к т в гн ч ан и я на царство авто ритетом в селен ски х па тр и а р хов — по л уч и ть от н и х благо словенную гр ам о ту. Для по ездки к гласам восточной ц е р к ви н уж е н был человек бого словски образованный, благо честивый, с диплома тиче ским та ктом , достаточно изве стны й. Выбор пал на Феодорита. Благодаря его миссии в Москве была получена «книга царского величест ва» — специальная грамо та. подписанная 36 восточ ными митрополитами и епи скопами. Это поднимало ав торитет главы Русского госу дарства на международной арене и внутри страны. Царь воздал Феодориту высокие почести. Ему мог ли дать сан епископа/ Но Феодорит не соблазнился предлагаемыми благами, остался верен своим жиз ненным установкам. «А яко даров, — отвечал он царю, — тако и власти не потре бую от твоего величества: даруй их тем. иже просят от тебя...» Иван IV стал уп рашивать старца. Но тот был непреклонен. Тогда царь повелел отнести бога тые одежды на дом к Фео- Дорнту, но он продал их, а деньги раздал нищим. Последний период в био графии ФеоДорнта почти не освещен источниками. Неиз вестно, сколько времени он находился в Москве, прежде чем удалился в вологодский монастырь, откуда совершал поездки на Крайний Север вплоть до Печенги. Можно лишь догадываться, что по ложение Феодорита пошат нулось после бегства в Лит ву его сына духовного Курб ского. Политическая борь ба в государстве к этому времени обострилась. Одна ко как все это отразилось на судьбе Феодорита, неяс но. По-видимому, пребыва ние вдали от столицы изба вило его от участия в со бытиях крайне жестокого времени и позволило закон чить дни свои ненасильст венной смертью. Последствия христианизации Принятие христианства лопью — одно из крупней ших событий в истории Лап ландии, определенный этап в духовном и социальном развитии саамской народно сти. Переход к новой вере со вершился ненасильственно и безболезненно. Проповед ники, а кроме Феодорита, были и другие подвижники, действовали убеждением. В том, что лопари оказа лись «охочи».к новой вере, несомненно, сказалась их заинтересованность в дело вых связях с русскими. Не случайно Трифон начинал проповедническую деятель ность не с изложения хри стианского вероучения, а с бесед «о куплях», то есть о возможности крещеных ло парей вести выгодную тор говлю с еднноверцами-рус- скнмн. В аж н ейш им последствием п р и н я ти я саамами х р и с т и а н с т ва явилось сближение и х с р у с с к им населением. В Лап ландии сложил ся даже обычай кресто вания — обмена натель ным и крестами в з н а к братст ва межд у п о д р уж и вш им и с я ло парем и р у с с н к м . Крестные братья обменивались подар кам и , ездили д р у г к д р у гу в го сти, помогали в труд ні-іх об стоятельствах. Крещение лопарей способ ствовало закре пле нию Мурма- на за Р усским государством. До 1602 года датские власти собирали дань с саамов Коль с к о го полуострова, а р у сски е — с лопарей Ф и нм а р ке н а . При неразграниченности владений и двоеданс’тве с о хр а н ял а сь ' не ясности относительно государ ственной пр и на дл еж но сти За полярья. В 80-х годах XVI века датский король пред-йявил претензии на всю лопскую землю. «Лапландский спор» продолжался много лет и порой принимал характер острого конфликта. Однако все притязания Данни на территорию Кольского полу острова были русскими дип ломатами обоснованно от вергнуты. На Печенге, как явные знаки принадлежно сти края России, стояли православные церкви и ча совни, а кончанские лопари— от Колы до Нявдемы (ныне город Нейден в Норвегии) включительно—заявили, что они люди «русской веры» и считают своим государем московского царя. Особенно враждебно дей ствовала Швеция. выдви нувшая «великую восточную программу» захвата всего Северо-Запада России. В этих условиях единоверие коренных жителей Кольско го полуострова с русским населением края имело не малое значение для обороны 'Заполярья от агрессии воин ственных соседей. Принятие хри с ти а н ств а п р и вело к у с иле н ию э кс п л у а т а ц и и саамов. Часть л о п с к и х земель ра зными путям и перешла во владение монастырей и с л у ж и телей це р кви . М о н а сты р ски е власти обходились к а к с р у с с ким и , т а к и с лопарям и од и наково. И н с т р у к ц и я поной- с к ом у п р и к а з ч и к у гласила: «Тамош ни х обывателей к р е стьян и лопарей.., к т о о к а ж е т с я в непо сл уш ани и , при со б рании д р у ги х см и р я ть на те ле наказанием батоги». Православие в отличие от лютеранства не прине сло саамам грамотности. Они не умели ни читать, ни тем более писать. Считалось достаточным устного знания некоторых молитв и умения полагать на себя крестное знамение. • Воздействие христианст ва на жизнь и развитие са амов было многообразным и неоднозначным. В условиях XVI — начала XVII века приобщение их к христиан ству являлось делом про грессивным, но имело и ряд отрицательных последствий. Феодорит же, как крести тель КОЛЬСКОЙ лопи, пропо- ведник-гуманнст, бескорыст- ннк, призывавший жнть вы соконравственно, собствен ным трудом, с «кротостью, правдою и милосердием», достоин того, чтобы помя нуть его добрым словом. И. УШАКОВ. Доктор исторических на ук. “ ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА ® 4 июня 1988 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz