Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ И с то ч н и ки начала XVI века н а зы в аю т р о с с и й с ки х саамов диной лопью , то есть некрещеной. Однако новгород ские (К ол ьский полуостров, где ж и л о около ты с я ч и саамов, входил в состав н о в го р о д ски х владений по меньшей мере с начала X III века), а затем м о ско в с ки е 5ласти терпимо относились к «поган ским » верованиям народов Край н е го Севера. В середине XV века на Терском берегу в о з н и к аю т первые р у сски е деревни — Умбз и Варзуга. Когда же Соловецкий мо настыр ь построил в В арзуго «церковь во имя святого Х ри с ­ това чудотворца Ни колы» — по крови теля мореходов, в лап- с к ую землю вместе с р у с с к им и поселенцами ш а гн уло х р и с ­ тианстве. В начале 20-х годов XVI века началось крещ ен и е саамов в « р у с с кую веру». Решение этой задачи легло на монахов Соловецкого монастыря и новгород ское духовенство. М о ско в ­ ское правительство, заинтересованное в за кре пле н ии лопской земли в составе Руссного государства, а к т и в н о содействовало х р и с т и а н и з а ц и и я зы ч н и н а в Сепера. Феодорит - креститель лопи Курбский — его биограф Главным источником на­ ших знаний о Феодорите. со­ ловецком монахе, крестите­ ле лопарей, является сочи­ нение князя Андрея Михай­ ловича Курбского «История о великом князе Москов­ ском», написанное в эмигра­ ции в 1573 году. К у р б с к и й — л ично сть, хоро­ шо известная я р у с с ко й и сто­ рии, особенно по перепи ске с Иваном Грозным . В молодости — прославленный у ч а с т н и к борьбы с к ры м с к и м и и к а з а н ­ с ким и татарами, видный дея­ тель ц а р ско го правительства, затем к р у п н ы й в оеначальник во время Ли во нской войны, беж авш и й от го товившейся над ним ра справы в Л и тву, он гне вно обличает «лю того и бесчестного царя» в зверствах и истреблении л у чш и х людей России, среди к о т о р ы х выде­ ляет «с в ящ ен н ом у ч ен н ка Фео- дорита». Подобный ра сска з о нем некоторые исследователи назы ваю т «Житием Феодори- та». — настолько хар а ктер сведений и стиль произведе­ ния п о х ож и на э то т ж а н р . Неясно, когда и сколько времени продолжалось об­ щение Курбского с Феодо- ритом, но в памяти князя он остался престарелым че­ ловеком. Вероятно, первая их встреча произошла в на­ чале 1551 года, когда Фео­ дорит приехал в Москву, но более тесная и продолжи­ тельная дружба сложилась позднее, когда Курбский вызволил Феодорита из ссылки и, будучи на высоте положения, «по силе» своей ему «любовию и службою простирался». Биографию Феодорита Курбский излагает непосле­ довательно и довольно сбив­ чиво! порой отвлекаясь на другие темы. Данные им хронологические ориентиры («аки за пять лет», «по ле- тех немалых») не позволя­ ют установить точные даты в деятельности Феодорита. в частности, время пребыва­ ния его на Севере. Это при­ ходится делать по другим источникам, но они скудны и ненадежны. Однако сочинение князя Курбского для изучения христианизации саамов весь­ ма значимо. Разумеется. приходится учитывать специфику про­ изведения, в котором собы­ тия трактуются нередко в духе борьбы бога и дьяво­ ла, исчезают нерелигиозные мотивы проповедничества (необходимость закрепления Лапландии за Русским го­ сударством), говорится о «видениях» Феодорита... Со­ временный читатель легко отбросит рассуждения о про­ исках беса и увидит за ними реальную жизнь с матери­ альными интересами и стра­ стями людей. В Лапландии Проповедь христианства во внутренней и северной Лапландии затруднялась как климатическими условиями, так и разбросанностью посе­ лений аборигенов. Политиче­ ские же соображения требо­ вали обратить в «русскую веру» прежде всего тех ло­ парей, которые находились по соседству с лютерански­ ми странами — Швецией и Данией. Дело в том, что земли са­ амов не были ра зграничены , по этом у религия жителей сл у­ ж и л а главным пр и зн а ком п р и ­ надлежности к государству. За­ дача приобщения к х р и с т и а н ­ ству ослож няла сь тем, что ло­ пари говорили на р а з ны х ди а ­ л екта х, п Ричем ра зличия в я зы ке были столь зна чи те ль­ ны, что саамы одной гр у п п ы почти н і понимали речи д р у ­ гой. В д и к ую лопь следовало послать л и н гв и с т и ч е с ки ода­ ренного человека или сразу нескольно проповедников. В гл убь Лапландии отправился Феодорит. Выдающийся проповед­ ник, креститель лопарей ро­ дился в Ростовской земле, по-видимому, в самом нача­ ле XVI века. Мирское имя и фамилия его неизвестны. Тринадцати лет он ушел в Соловки, где через год по­ стригся в монахи. В мона­ стыре имелись библиотека и круг любителей чтения. По словам Курбского. Фео­ дорит стал со временем весьма образованным чело­ веком. опытным проповед­ ником. В землях верхней лопи ему предстояло преодолеть языковой барьер, приспосо­ биться к образу жизни лап­ ландцев. уметь добывать се­ бе средства существования, построить жилье, наладить отношения с обитателями тундры. Первый период деятель­ ности Феодорита в Лаплан­ дии Курбский рисует в сле­ дующем виде. Он отправля­ ется к устью реки Колы морским путем на малень­ ком судне и затем поселя­ ется в непроходимых лесах. Феодорит прожил среди ло­ парей много лет и когда «искусен уже был языку их*, стал .склонять их к «вере Христовой». Крещению лопарей (чис­ ло их в сочинении Курб­ ского крайне преувеличено) предшествовала постройка церкви, которую поставили в устье реки Колы в 1529 году. Архиепископ Макарий послал своих служителей, которые освятили церковь и самих «лоплян многих кре- стиша... в нашу православ­ ную и святую веру». Крещением лопарей, ж и в у ­ щ и х по рекам Коле и Туломе. заканчивается первый период деятельности Феодорита в За­ полярье. Знамени тый и с т о р и к Н. К арам зин писал: «Феодорит имел славу кр е с т и т ь д и к и х лопарей; он не убоялся п у ­ сты н ь с н еж ны х , п р о н и к в гл у ­ бин у мрачны х, хладны х лесов и возвестил Христа Спасите­ ля... просветил божественною верою без насилия, без зло­ действ, упо требл енны х д р у ги ­ ми ревнителями хри сти ан ства в Европе и Ам ери ке , но един­ ственно примером л учшего». Снова к саамам После крещения лопи Феодорит покидает Коль­ ский полуостров. Очень мно­ гое неясно в его биографии из сбивчивого рассказа кня­ зя Курбского. Мы узнаем, что он переходит из одного монастыря в другой, ведет аскетический образ жизни, «умучая и покоряя плоть свою в порабощение и в по­ слушание духа». Примерно в конце 30-х годов Феодорит приезжает в Новгород, где получает сан «презвнтера» (священ­ ника), становится духовни­ ком самого архиепископа Макария! Феодорит задержался в Нов­ городе на два года, по -видимо­ му, готовился к отправке в Лапландию . Он, конечно, п о ни ­ мал. что п о ка новая вера не пустила гл у б о к и х корней, формальное крещ ение лопи еще не оэначает о конча тельно­ го перехода в х ри стиан ство . Феодорит хотел не просто вернуться к крещ ен ой им ле­ пи. но создать в центре Л о п ­ с ко й земли мо настыр ь — оплот и ра ссад ни к правосла­ вия. Богатые новгородцы , его почитатели, пожертвовали на богоугодное дело «немало сребра — в возложение гос- подеви». Феодорит пр и гл аш а ет и свою п у с ты н ь «н е ко то ры х д р у ги х * , п ож ел а вш и х вместе с ним разделить труд но сти ж и з н и в Заполярье. Возвратившись в Лаплан­ дию. он строит монастырь. Место его можно определить безошибочно: это остров в устье реки Колы, где по­ стоянно находилась Троиц­ кая церковь. Состав мона­ шеской братии пополняет по- стриженниками - лопарями. Сейчас бы мы эту деятель­ ность назвали подготовкой национальных кадров. Феодорит ввёл в мона­ стыре строгий устав мона­ шеской жизни. Запрещалось как-либо обременять окрест­ ных жителей и иметь слуг. «Священное правило» пред­ писывало жительствовать монахам коммуной, без имений, то есть без частной собственности, — по апо ­ стольским заветам: не тру­ дящийся, да не ест, руки мои, послужите мне и су­ щим со мною. Все «жен­ ские» работы выполнялись самими монахами. Несколько лет, пока име­ лись «сребро» и разные припасы, привезенные из Новгородской земли; жизнь в монастыре шла более или менее благополучно. Строи­ ли церковь и братскую из­ бу, обучали новопострижен- киков-лопарей «писанию» (русской грамоте) и хоисти- анскому вероучению. Сколь­ ко времени это длилось, Курбский не сообщает, но как сатана загубил святое дело Феодорита, изложено четко н образно. Сатана, по словам К у р б с к о ­ го, стал подговаривать «ново­ собранных» монахов и воз­ б ужд ать против Феодорита. Недовольство стро гим р е ж и ­ мом копил ось долго, какое-то очередное ра споряж ение вы ­ звало б урны й протест. У ч и ­ тель вы со конрав ств енной , ас­ ке ти ч е с ко й , трудовой ж и з н и потерпел неудачу. Монастырь распался. Н е стяжа те ль ски й ва­ ри а н т « п у с ты н н о го ж и т е л ь с т ­ ва» в усл о ви я х суровой и скуд н ой лапланд ской земли не оправдал себя. Судя по н е ко ­ торым деталям ра ссказа, п р и ­ шельцы из Н о в г о р о д в ерн у­ лись в свои места, а монахи- лопари уш л и на Печенгу, к ТрисЬону. Подвижничество Феодо­ рита среди лопи не кончи­ лось изгнанием его из Усть- Колы. Как и положено пра­ ведному и милосердному че­ ловеку. он простил своих обидчиков. И дважды еще ездил «до дикие лопи»: один раз морем до Печенги, а другой — зимою. Но этим двум поездкам предшествовали крутые по­ вороты в судьбе сеятеля христианства. Ссылка в монастырь После двух лет безвестно­ го пребывания в захолуст­ ном монастыре пустынножи­ тель Феодорит попадает в столицу, в самую круго­ верть борьбы в придвооной среде. В конфликт между защитниками церковного землевладения и нестяжа- тельства, призывавшими жить «по правилам апо­ стольским и святых отцев». Отношение Ивана Грозного меняется к ним в зависимо­ сти от политической конъ­ юнктуры в стране. В один из таких периодов против Феодорита, убежденного не- стяжателя, выдвигается са­ мое страшное обвинение — в еретичестве. Еретик, по понятиям средневековья, — человек, подрывающий ус тон официального вероуче­ ния и существующего строя. Еретиков всегда карали же­ стоко. Феодорит, конечно, понимал, что ждет его, но не изменил своим убеждени­ ям. не испугался государе­ ва гнева, обличал клеветни­ ков. Однако его противники вымыслили много обвине­ ний, и он был сослан в Ки- рилло-Белозерскнй мона­ стырь. В общественно-политиче­ ской жизни Феодорит не иг­ рал сколько-нибудь заметной роли. Он выступал главным образом за нравственное совершенствование челове­ ка. неукоснительное соблю­ дение норм христианской морали. Это духовный на­ ставник, а не политический борец, пустынник, волею судьбы втянутый в водово­ рот религиозно-политиче­ ских страстей и схваток. Курбский отмечает, что его в Кнрилло-Белозерском мо­ настыре «наилепшие» мона- хі: почитали за «святого му­ жа» и этой сЛаве завидова­ ли ругатели Феодорита. «И призывает его царь...» Из Кириллова монастыря Феодорит послал «сынам своим духовным» письмо, в котором поведал «нестерпи­ мую скорбь свою». Курб­ ский и его приближенные пришли к теперь уже мит­ рополиту Макарию и объяс­ нили ему положение ссыль­ ного. Тот дал повеление от­ пустить Феодорита и разре­ шил жительствовать свобод­ но, где' пожелает. Феодорит, однако, недолго пробыл на покое. Перемен­ чивая судьба вскоре снова подняла его на невероятную высоту. Иван IV официально принял ти тул царя. что уравнивало его по ч и н у с Габсбургами и д р угим и наиболее зна тными правителями. Однако за рубе­ жом , особенно о Литве и Поль­ ше, не хотели п р и зн а в а ть это­ го и по -прежн ем у титуловали Ивана IV вели ким кня зем . Воз­ н и кл а потребность п о д кре п и ть а к т в гн ч ан и я на царство авто­ ритетом в селен ски х па тр и а р ­ хов — по л уч и ть от н и х благо­ словенную гр ам о ту. Для по­ ездки к гласам восточной ц е р к ­ ви н уж е н был человек бого­ словски образованный, благо­ честивый, с диплома тиче ским та ктом , достаточно изве стны й. Выбор пал на Феодорита. Благодаря его миссии в Москве была получена «книга царского величест­ ва» — специальная грамо­ та. подписанная 36 восточ­ ными митрополитами и епи­ скопами. Это поднимало ав­ торитет главы Русского госу­ дарства на международной арене и внутри страны. Царь воздал Феодориту высокие почести. Ему мог­ ли дать сан епископа/ Но Феодорит не соблазнился предлагаемыми благами, остался верен своим жиз­ ненным установкам. «А яко даров, — отвечал он царю, — тако и власти не потре­ бую от твоего величества: даруй их тем. иже просят от тебя...» Иван IV стал уп­ рашивать старца. Но тот был непреклонен. Тогда царь повелел отнести бога­ тые одежды на дом к Фео- Дорнту, но он продал их, а деньги раздал нищим. Последний период в био­ графии ФеоДорнта почти не освещен источниками. Неиз­ вестно, сколько времени он находился в Москве, прежде чем удалился в вологодский монастырь, откуда совершал поездки на Крайний Север вплоть до Печенги. Можно лишь догадываться, что по­ ложение Феодорита пошат­ нулось после бегства в Лит­ ву его сына духовного Курб­ ского. Политическая борь­ ба в государстве к этому времени обострилась. Одна­ ко как все это отразилось на судьбе Феодорита, неяс­ но. По-видимому, пребыва­ ние вдали от столицы изба­ вило его от участия в со­ бытиях крайне жестокого времени и позволило закон­ чить дни свои ненасильст­ венной смертью. Последствия христианизации Принятие христианства лопью — одно из крупней­ ших событий в истории Лап­ ландии, определенный этап в духовном и социальном развитии саамской народно­ сти. Переход к новой вере со­ вершился ненасильственно и безболезненно. Проповед­ ники, а кроме Феодорита, были и другие подвижники, действовали убеждением. В том, что лопари оказа­ лись «охочи».к новой вере, несомненно, сказалась их заинтересованность в дело­ вых связях с русскими. Не случайно Трифон начинал проповедническую деятель­ ность не с изложения хри­ стианского вероучения, а с бесед «о куплях», то есть о возможности крещеных ло­ парей вести выгодную тор­ говлю с еднноверцами-рус- скнмн. В аж н ейш им последствием п р и н я ти я саамами х р и с т и а н с т ­ ва явилось сближение и х с р у с с к им населением. В Лап­ ландии сложил ся даже обычай кресто вания — обмена натель­ ным и крестами в з н а к братст­ ва межд у п о д р уж и вш им и с я ло­ парем и р у с с н к м . Крестные братья обменивались подар­ кам и , ездили д р у г к д р у гу в го сти, помогали в труд ні-іх об­ стоятельствах. Крещение лопарей способ­ ствовало закре пле нию Мурма- на за Р усским государством. До 1602 года датские власти собирали дань с саамов Коль­ с к о го полуострова, а р у сски е — с лопарей Ф и нм а р ке н а . При неразграниченности владений и двоеданс’тве с о хр а н ял а сь ' не­ ясности относительно государ­ ственной пр и на дл еж но сти За­ полярья. В 80-х годах XVI века датский король пред-йявил претензии на всю лопскую землю. «Лапландский спор» продолжался много лет и порой принимал характер острого конфликта. Однако все притязания Данни на территорию Кольского полу­ острова были русскими дип­ ломатами обоснованно от­ вергнуты. На Печенге, как явные знаки принадлежно­ сти края России, стояли православные церкви и ча­ совни, а кончанские лопари— от Колы до Нявдемы (ныне город Нейден в Норвегии) включительно—заявили, что они люди «русской веры» и считают своим государем московского царя. Особенно враждебно дей­ ствовала Швеция. выдви­ нувшая «великую восточную программу» захвата всего Северо-Запада России. В этих условиях единоверие коренных жителей Кольско­ го полуострова с русским населением края имело не­ малое значение для обороны 'Заполярья от агрессии воин­ ственных соседей. Принятие хри с ти а н ств а п р и ­ вело к у с иле н ию э кс п л у а т а ц и и саамов. Часть л о п с к и х земель ра зными путям и перешла во владение монастырей и с л у­ ж и телей це р кви . М о н а сты р ски е власти обходились к а к с р у с ­ с ким и , т а к и с лопарям и од и ­ наково. И н с т р у к ц и я поной- с к ом у п р и к а з ч и к у гласила: «Тамош ни х обывателей к р е ­ стьян и лопарей.., к т о о к а ж е т ­ с я в непо сл уш ани и , при со­ б рании д р у ги х см и р я ть на те­ ле наказанием батоги». Православие в отличие от лютеранства не прине­ сло саамам грамотности. Они не умели ни читать, ни тем более писать. Считалось достаточным устного знания некоторых молитв и умения полагать на себя крестное знамение. • Воздействие христианст­ ва на жизнь и развитие са­ амов было многообразным и неоднозначным. В условиях XVI — начала XVII века приобщение их к христиан­ ству являлось делом про­ грессивным, но имело и ряд отрицательных последствий. Феодорит же, как крести­ тель КОЛЬСКОЙ лопи, пропо- ведник-гуманнст, бескорыст- ннк, призывавший жнть вы­ соконравственно, собствен­ ным трудом, с «кротостью, правдою и милосердием», достоин того, чтобы помя­ нуть его добрым словом. И. УШАКОВ. Доктор исторических на­ ук. “ ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА ® 4 июня 1988 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz