Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

Иван УШАКОВ, доктор исторических наук, профессор I. ЦЕРКВИ 1. Кола (продолжение) Кола являлась самым северным горо­ дом Российской империи. В виде особой "монаршей милости” Екатерина II 27 фев­ раля 1783 года пожаловала заполярному городу 8000 рублей на сооружение камен­ ного храма. Никогда еще на Кольском Се­ вере каменных зданий не строили. Кирпич для печей привозили из Архангельска. Подрядчика, согласного сложить камен­ ную церковь за 8000 рублей, не нашлось. Деньги, пожертвованные императрицей, сдали в банк для выдачи ссуд под процен­ ты. К концу царствования Екатерины II ско ­ пилось 13000 рублей. В 1797 году на коронации Павла I к ново­ м у государю России подошел колянин А н ­ дрей Герасимов и "осмелился утруждать Его императорское величество" просьбой о возведении "предположенной каменной це ркви" в городе, так как зим ою а богослу­ жении происходят остановки - ходить на остров в теплую церковь опасно "о т при­ ливу м ор ской воды и возвышения на по­ верхность льда” , да и та Троицкая церковь "самая ветхая", грозит падением. Павел 1 повелел начать строительство, и в 1804 году в Коле появилась каменная Благовещенская церковь. Сначала дей­ ствовал лишь придел Алексея человека Бо­ ж ия. В 1816 году купец Алексей Попов на свои средства завершил внутреннюю от­ делку, поставил иконостас в главном зда­ нии и снабдил храм всем необходимым. 25 января 1817 года церковь была освяще­ на и стала приписной к Воскресенскому собору как зимняя, теплая церковь. Конструктивно храм делился на четыре части: алтарь, церковь, среднее помеще­ ние и паперть, над которой возвышалась колокольня, по выражению того времени, имела "вид корабля". По изъяснению ц ер­ ковной символики, Церковь, подобно ко ­ раблю, помогает людям переплыть жите й­ ское м оре и достигнуть тихой пристани в царстве небесном. В основании церковь имела размер 8,8 м х 10 м, высота до кровли - 9,2 м . Массивный купол с крестом поднимался над крышей на 10 м . Среднее помещение занимали два придельных храма: с юга - Алексея чело­ века Божия, с севера - Николая чудотвор­ ца. Длина помещения - 11,6 м, высота до кровли - 6 м ; в нем имелись "две печи голландки". Шатровая колокольня высотой 24 метра несла семь колоколов весом (в пудах) 70, 22,5, 3, два по 2,5, полтора и в полпуда. Предалтарный и ко ­ ностас состоял из трех ярусов: местного, б о ­ гор о д иц ко го и де- исусного. Посреди церкви на железном пруте висело медное паникадило о 16 под ­ свечниках весом 66 килограммов, а под ним "большой хр у­ стальный шар". В иконостасе много фигурных изоб раж е­ ний: "ца р ски е врата из красного дерева, резные"; образ Ж и­ воначальной Троицы "в кр угл ом фронтоне, с 16 колоннами и р е з­ ными капителями", "п о верху иконостаса Распятие деревян­ ное, резное, а над Распятием - образ Гос­ пода Саваофа" (опись 1819 года). Во время грандиозного пожара 1854 года пострадала и Благовещенская церковь. Местные власти доносили: "Ц е р ко вь стоит без крыши, без полов и окон, в одних ка ­ менных стенах, на коих образовались две трещины ... Большой колокол весом около семидесяти пудов растопился, и слитки на­ ходятся в обгоревших стенах колокольни". В алтаре уцелела, хотя и "довольно повре­ дилась", икона Иверской Божией Матери. Святейший Синод отпустил на восстанов­ ление Благовещенской церкви 8514 руб­ лей. В 1866-1867 годах она была обновлена и признана "прочной и благолепной". Сте­ ны окрасили белилами, крыш у в зеленый, а купол в синий цвет. В "Путеводителе по Северу России" отмечалось, что на фоне скр ом ны х обывательских домов церковь выделялась "белой гром а до й ". Благовещенская церковь стала главным храмом в крае - соборной церковью . В ее ограде как реликвию поставили старинную пушку, из которой коляне в 1854 году про­ извели выстрел по враж еском у фрегату. В храме хранилось Евангелие начала XVII столетия и "кр е с т с м ощ ам и ". В 1885 году Благовещенский собор посе­ тили великий князь Владимир А лександ ро­ вич (брат императора Александра III) и на­ ходившийся в его свите поэт Константин Случевский. В 1891-1895 годах на деньги, присланные протоиереем Иоанном Кронштадтским (798 рублей 86 копеек), церковь пополни­ лась иконами и утварью. В начале XX века церковное попечительство заново окраси­ ло храм, позолотило иконостас. На средст­ ва, пожертвованные колянами Аполлоном Хохловым, Иваном Хипагиным и другими, приобрело "картину на полотне, изобра­ ж а ю щ у ю Благовещение Пресвятой Бого­ р о ди цы ", икону Тайной вечери в серебря­ ном окладе, "большое Распятие Голгофа". При этом главной святыней храма являлась икона Иверской Божией Матери, не сго­ ревшая в пожаре 1854 года. На ее укр аш е ­ ние прихожане жертвовали изрядные с ум ­ мы денег (в 1916 году - 51 рубль 48 копеек). В Благовещенском соборе в разное вре­ мя служили образованные и деятельные священники: Георгий Терентиев, А л е к­ сандр Попов, Алексей Шилов, Константин Мелетиев. В 1916 году в приходе собора состояло 114 домов и 619 прихожан - жителей горо­ да Колы. Храму принадлежало: 1 десятина сенокосной земли вокруг церкви, 19,5 д е ­ сятины - по реке Туломе и семужья тоня "Пейва". Штат служителей: протоиерей, диакон и псаломщик. После сожжения Воскресенского храма богослужение происходило в старинной Троицкой церкви. Первые известия о ней относятся к 1727 году. Однако у нее была предшественница, о существовании кото­ рой свидетельствует надпись на потире (литургическом сосуде), пожертвованном 1 августа 1683 года стольником Василием Эверлаковым "в вечное поминовение рода своего". В описи 1727 года приводятся такие све­ дения: "Троицкая церковь деревянная, хо­ лодная, новая, о пяти главах... до верху четвероугольная", в основании размером 5x6 метров, алтарь площадью 29,5 квад­ ратных метра, "о пяти стенах", в храме 12 больших окон, в алтаре 4 малых окна, "окончины слюдные, в железе... в паперти 2 окна"; церковь покрыта тесом "на две третья"; имеет две придельные церкви: теплую Успенскую и холодную Петропав­ ловскую, "шатер клинчатой с одной гла­ вой". Отдельно стояла ветхая колокольня с семью колоколами, из которых наиболь­ ший весил 866 килограммов. В 1757 году монахи Кольско-Печенгского Троицкого монастыря частично обновили главную церковь, пристроили к ней трапез­ ную и возвели над папертью "ко л о ко ль ню рубленую, шатровую ". В храме появилась икона, изображающая "препод обного Три­ фона в молении святой Троице". В 1764 году по закону о секуляризации духовных вотчин и монастырей Кольско- Печенгский монастырь был упразднен, а Троицкая церковь обращена в кладбищен­ скую . К середине XIX века Троицкая церковь сильно обветшала. Коляне, едва оправив­ шись от английского погрома, занялись ис­ правлением ее. В 1856 году здание разо­ брали, все погнившие бревна и доски зам е­ нили новыми, сделали новые потолки, кр ы ­ шу с двойной тесовой кровлей, престол в алтаре, печи и двери, чешуйчатую главу, над сенями возвели небольшую кол окол ь­ ню на четырех столбах; здание окрасили желтой краской на масле, крыш у - чер­ нядью на смоле, главу - м ед я нкою (зеле­ ной краской), кресты - разбельной охрою. Обновление церкви стоило прихожанам, 433 рубля серебром. Купец Василий Лоуш кин пожертвовал храму золоченый крест. Купец Матвей Ш а ­ бу нин в 1857 году съездил в Петербург, где столичные мастера "поновили" живопись на иконе Иверской Божией Матери и изго­ товили для нее "резно й и вызолоченный киот". Д о возобновления Благовещенского храма Троицкая церковь стала приход­ ской. Местный бытописатель Константин Соловцов в 1861 году отмечал: "Коляне вообще (то есть все без исключения) на­ божны ; кажды й праздник церковь Божия полна народа". Коляне считали, что первоначальную церковь на острове поставил сам святой Трифон Печенгский. Городской голова Григорий Харчев в одном из писем ука зы ­ вал, что церковь эта особая: она “ по П р о ­ видению Божию уцелела при сожжении го ­ рода Колы в 1854 году". Однако в 1880 году богослужение в Троицкой церкви было прекращено ввиду ее ветхости. Икону Иверской Божией Матери перенесли в Бла­ говещенский собор. В июне 1891 года архангельский епископ Александр обратился к ко л ьском у гор о д ­ с ко м у обществу с просьбой позаботиться о "сохранении этой древней святыни". Воз­ никло попечительство, которое начало сбор средств на исправление Троицкой церкви. Кольский ш кипер, капитан парохо­ да "Ч и ж о в " М аксим Лоушкин, пожертво­ вал 100 рублей, Аполлон Хохлов - 40 р у б ­ лей. Деньги присылали из разных мест. В 1897 году обновленная Троицкая церковь снова стала действующей. Поток пожертвований от прихожан и благотворителей не прекращался и в нача­ ле XX века. В 1916 году "на нужды Троиц­ кой ц е ркви" поступило 53 рубля 71 ко пе й­ ка. В 1684-1699 годах в Коле действовала церковь Алексея человека Божия, постро­ енная пазрецкими священнослужителями для лопарей западного М урмана. В д о к у ­ менте 1734 года о ней сказано: "З а ветхо­ стью многие годы стоит пуста". Исчезла стоявшая в Кольском остроге Спасская церковь. Взамен ее в верхнем конце города коляне поставили часовню Всемилостивого Спаса. В настоящее время в Коле действует Благовещенский храм, реставрированный в начале 1980-х годов под музей п о м о р с ко ­ го быта и народного искусства и передан­ ный затем Русской Православной Церкви. На с н и м ке : Бла го в ещ ен ски й храм . Ф о т о Л. ФЕДОСЕЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz