Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
Иван УШАКОВ, доктор исторических наук, профессор I. ЦЕРКВИ 1. Кола (продолжение) Кола являлась самым северным горо дом Российской империи. В виде особой "монаршей милости” Екатерина II 27 фев раля 1783 года пожаловала заполярному городу 8000 рублей на сооружение камен ного храма. Никогда еще на Кольском Се вере каменных зданий не строили. Кирпич для печей привозили из Архангельска. Подрядчика, согласного сложить камен ную церковь за 8000 рублей, не нашлось. Деньги, пожертвованные императрицей, сдали в банк для выдачи ссуд под процен ты. К концу царствования Екатерины II ско пилось 13000 рублей. В 1797 году на коронации Павла I к ново м у государю России подошел колянин А н дрей Герасимов и "осмелился утруждать Его императорское величество" просьбой о возведении "предположенной каменной це ркви" в городе, так как зим ою а богослу жении происходят остановки - ходить на остров в теплую церковь опасно "о т при ливу м ор ской воды и возвышения на по верхность льда” , да и та Троицкая церковь "самая ветхая", грозит падением. Павел 1 повелел начать строительство, и в 1804 году в Коле появилась каменная Благовещенская церковь. Сначала дей ствовал лишь придел Алексея человека Бо ж ия. В 1816 году купец Алексей Попов на свои средства завершил внутреннюю от делку, поставил иконостас в главном зда нии и снабдил храм всем необходимым. 25 января 1817 года церковь была освяще на и стала приписной к Воскресенскому собору как зимняя, теплая церковь. Конструктивно храм делился на четыре части: алтарь, церковь, среднее помеще ние и паперть, над которой возвышалась колокольня, по выражению того времени, имела "вид корабля". По изъяснению ц ер ковной символики, Церковь, подобно ко раблю, помогает людям переплыть жите й ское м оре и достигнуть тихой пристани в царстве небесном. В основании церковь имела размер 8,8 м х 10 м, высота до кровли - 9,2 м . Массивный купол с крестом поднимался над крышей на 10 м . Среднее помещение занимали два придельных храма: с юга - Алексея чело века Божия, с севера - Николая чудотвор ца. Длина помещения - 11,6 м, высота до кровли - 6 м ; в нем имелись "две печи голландки". Шатровая колокольня высотой 24 метра несла семь колоколов весом (в пудах) 70, 22,5, 3, два по 2,5, полтора и в полпуда. Предалтарный и ко ностас состоял из трех ярусов: местного, б о гор о д иц ко го и де- исусного. Посреди церкви на железном пруте висело медное паникадило о 16 под свечниках весом 66 килограммов, а под ним "большой хр у стальный шар". В иконостасе много фигурных изоб раж е ний: "ца р ски е врата из красного дерева, резные"; образ Ж и воначальной Троицы "в кр угл ом фронтоне, с 16 колоннами и р е з ными капителями", "п о верху иконостаса Распятие деревян ное, резное, а над Распятием - образ Гос пода Саваофа" (опись 1819 года). Во время грандиозного пожара 1854 года пострадала и Благовещенская церковь. Местные власти доносили: "Ц е р ко вь стоит без крыши, без полов и окон, в одних ка менных стенах, на коих образовались две трещины ... Большой колокол весом около семидесяти пудов растопился, и слитки на ходятся в обгоревших стенах колокольни". В алтаре уцелела, хотя и "довольно повре дилась", икона Иверской Божией Матери. Святейший Синод отпустил на восстанов ление Благовещенской церкви 8514 руб лей. В 1866-1867 годах она была обновлена и признана "прочной и благолепной". Сте ны окрасили белилами, крыш у в зеленый, а купол в синий цвет. В "Путеводителе по Северу России" отмечалось, что на фоне скр ом ны х обывательских домов церковь выделялась "белой гром а до й ". Благовещенская церковь стала главным храмом в крае - соборной церковью . В ее ограде как реликвию поставили старинную пушку, из которой коляне в 1854 году про извели выстрел по враж еском у фрегату. В храме хранилось Евангелие начала XVII столетия и "кр е с т с м ощ ам и ". В 1885 году Благовещенский собор посе тили великий князь Владимир А лександ ро вич (брат императора Александра III) и на ходившийся в его свите поэт Константин Случевский. В 1891-1895 годах на деньги, присланные протоиереем Иоанном Кронштадтским (798 рублей 86 копеек), церковь пополни лась иконами и утварью. В начале XX века церковное попечительство заново окраси ло храм, позолотило иконостас. На средст ва, пожертвованные колянами Аполлоном Хохловым, Иваном Хипагиным и другими, приобрело "картину на полотне, изобра ж а ю щ у ю Благовещение Пресвятой Бого р о ди цы ", икону Тайной вечери в серебря ном окладе, "большое Распятие Голгофа". При этом главной святыней храма являлась икона Иверской Божией Матери, не сго ревшая в пожаре 1854 года. На ее укр аш е ние прихожане жертвовали изрядные с ум мы денег (в 1916 году - 51 рубль 48 копеек). В Благовещенском соборе в разное вре мя служили образованные и деятельные священники: Георгий Терентиев, А л е к сандр Попов, Алексей Шилов, Константин Мелетиев. В 1916 году в приходе собора состояло 114 домов и 619 прихожан - жителей горо да Колы. Храму принадлежало: 1 десятина сенокосной земли вокруг церкви, 19,5 д е сятины - по реке Туломе и семужья тоня "Пейва". Штат служителей: протоиерей, диакон и псаломщик. После сожжения Воскресенского храма богослужение происходило в старинной Троицкой церкви. Первые известия о ней относятся к 1727 году. Однако у нее была предшественница, о существовании кото рой свидетельствует надпись на потире (литургическом сосуде), пожертвованном 1 августа 1683 года стольником Василием Эверлаковым "в вечное поминовение рода своего". В описи 1727 года приводятся такие све дения: "Троицкая церковь деревянная, хо лодная, новая, о пяти главах... до верху четвероугольная", в основании размером 5x6 метров, алтарь площадью 29,5 квад ратных метра, "о пяти стенах", в храме 12 больших окон, в алтаре 4 малых окна, "окончины слюдные, в железе... в паперти 2 окна"; церковь покрыта тесом "на две третья"; имеет две придельные церкви: теплую Успенскую и холодную Петропав ловскую, "шатер клинчатой с одной гла вой". Отдельно стояла ветхая колокольня с семью колоколами, из которых наиболь ший весил 866 килограммов. В 1757 году монахи Кольско-Печенгского Троицкого монастыря частично обновили главную церковь, пристроили к ней трапез ную и возвели над папертью "ко л о ко ль ню рубленую, шатровую ". В храме появилась икона, изображающая "препод обного Три фона в молении святой Троице". В 1764 году по закону о секуляризации духовных вотчин и монастырей Кольско- Печенгский монастырь был упразднен, а Троицкая церковь обращена в кладбищен скую . К середине XIX века Троицкая церковь сильно обветшала. Коляне, едва оправив шись от английского погрома, занялись ис правлением ее. В 1856 году здание разо брали, все погнившие бревна и доски зам е нили новыми, сделали новые потолки, кр ы шу с двойной тесовой кровлей, престол в алтаре, печи и двери, чешуйчатую главу, над сенями возвели небольшую кол окол ь ню на четырех столбах; здание окрасили желтой краской на масле, крыш у - чер нядью на смоле, главу - м ед я нкою (зеле ной краской), кресты - разбельной охрою. Обновление церкви стоило прихожанам, 433 рубля серебром. Купец Василий Лоуш кин пожертвовал храму золоченый крест. Купец Матвей Ш а бу нин в 1857 году съездил в Петербург, где столичные мастера "поновили" живопись на иконе Иверской Божией Матери и изго товили для нее "резно й и вызолоченный киот". Д о возобновления Благовещенского храма Троицкая церковь стала приход ской. Местный бытописатель Константин Соловцов в 1861 году отмечал: "Коляне вообще (то есть все без исключения) на божны ; кажды й праздник церковь Божия полна народа". Коляне считали, что первоначальную церковь на острове поставил сам святой Трифон Печенгский. Городской голова Григорий Харчев в одном из писем ука зы вал, что церковь эта особая: она “ по П р о видению Божию уцелела при сожжении го рода Колы в 1854 году". Однако в 1880 году богослужение в Троицкой церкви было прекращено ввиду ее ветхости. Икону Иверской Божией Матери перенесли в Бла говещенский собор. В июне 1891 года архангельский епископ Александр обратился к ко л ьском у гор о д с ко м у обществу с просьбой позаботиться о "сохранении этой древней святыни". Воз никло попечительство, которое начало сбор средств на исправление Троицкой церкви. Кольский ш кипер, капитан парохо да "Ч и ж о в " М аксим Лоушкин, пожертво вал 100 рублей, Аполлон Хохлов - 40 р у б лей. Деньги присылали из разных мест. В 1897 году обновленная Троицкая церковь снова стала действующей. Поток пожертвований от прихожан и благотворителей не прекращался и в нача ле XX века. В 1916 году "на нужды Троиц кой ц е ркви" поступило 53 рубля 71 ко пе й ка. В 1684-1699 годах в Коле действовала церковь Алексея человека Божия, постро енная пазрецкими священнослужителями для лопарей западного М урмана. В д о к у менте 1734 года о ней сказано: "З а ветхо стью многие годы стоит пуста". Исчезла стоявшая в Кольском остроге Спасская церковь. Взамен ее в верхнем конце города коляне поставили часовню Всемилостивого Спаса. В настоящее время в Коле действует Благовещенский храм, реставрированный в начале 1980-х годов под музей п о м о р с ко го быта и народного искусства и передан ный затем Русской Православной Церкви. На с н и м ке : Бла го в ещ ен ски й храм . Ф о т о Л. ФЕДОСЕЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz