Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

Иван УШАКОВ, доктор исторических наук, профессор Наша страна переживает переходное время. Уходит Россия однопартийной диктату­ ры, на смену идет демократическая Россия с свободнорыночной экономикой. Меняется идеология. Многие обратились к религии как духовной опоре. Восстанавливаются и строятся заново храмы, проводятся богослужения. Возрос интерес к истории Церкви. В прошлом храмы играли огромную роль в жизни общества. В них крестили новорожденных, вступали в брак повзрослевшие, отпевались умершие. В храме приносились покаяния, совершались молитвы Богу. Храмы являлись стержнем обще­ ственной жизни селений - празднеств, разных торжеств, а также горестей и печалей. Храм давал верующему душевный покой и надежду на небесное покровительство. Церковь поднимала нравственность народных масс, объединяла и мирила людей. В храм собирались на сход для решения важных текущих вопросов. Церковь вела благотворительную деятельность, обучала и воспитывала детей, информировала население о событиях в стране и распоряжениях власти. Церковь регистрировала акты гражданского состояния, вела учет населения. Храмы - существенная часть нашей духовной культуры. В них воплощены достиже­ ния строительного искусства. В них хранились выдающиеся памятники письменности, живописи, резьбы. Забыть обо всем этом - значит утратить память о нашем прошлом, о наших предках, осваивавших ту самую землю, на которой живем мы сегодня. К сожалению, мы не уберегли бесценное наследие наших предшественников. Исчезли многие старинные селения, заросли бурьяном заброшенные кладбища, раз­ рушено большинство церквей и часовен - время создавать “книгу памяти4 погибшим храмам. В настоящей работе мы коротко расскажем о церквах и часовнях, существовавших в досоветское время на территории Кольского Севера. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ Христианство утвердилось на Кольском Севере с приходом русского населения: на б е л ом ор ском берегу во второй половине XV веке, на севере полуострова (М урм а н ­ ский берег) - в XVI веке. Коренные обитатели края - лопари (саа­ мы), которых проживало на полуострове немногим более тысячи человек, - воспри­ няли православие не одновременно. М ас­ совые крещения происходили по побе­ р е ж ью Кандалакшского залива в 1526 го­ ду, в центре полуострова и на западном М урм ане - в 1532 году, в восточной Лап­ ландии - около 1570 года. В 1553 году в крае возникли два монастыря - Печенгский и Кандалакшский. Первоначально храмы Кольского Севера находились в составе Новгородской епар­ хии. В 1682 году в связи с распространени­ ем на Русском Севере раскола патриарх Иоаким с согласия царя Ф е д о р а А л ексее­ вича учредил Х о лм о го р скую епархию, к о ­ торую возглавил известный в русской исто­ рии архиепископ Афанасий (в м ир у - А л е к­ сей Артемьевич Любимов). Образован­ ный, энергичный и властный Афанасий, уп­ равлявший епархией 2 0 лет, упорядочил деятельность приходского духовенства, содействовал строительству новых храмов, принимал меры к повышению нравствен­ ности служителей церкви и лучшему зна­ нию христианского вероучения. Заметное влияние на ц ерковную жизнь в крае оказал епископ Архангельский и Холмогорский Вениамин (1775-1798 годы). Он лично обозревал приходы, давал указа­ ния разного рода: в частности, велел свя­ щенникам завести памятные книги мест­ ных событий и б ереж но хранить древние рукописи. Раскол, с ко то рым официальная церковь вела постоянную борьбу до начала XX ве­ ка, на Кольском Севере, за редкими иск­ лючениями, не имел распространения. В августе 1874 года в колонии Ура-Губа, населенной преимущественно финнами и норвежцами, возникла лютеранская часо­ вня, а в мае 1904 года на М урмане был откры т Евангелическо-лютеранский при­ ход, пастором которого стал Андрей Вус- тила. В XIX веке на Кольском Севере о б разо­ вались два церковных округа (благочи­ ния). Первый охватывал северную полови­ ну края (центр - Кола, с 1899 года - А л ек- сандровск), второй включал Терский берег и Кандалакш ско-Ковдское п оморье (центр - Варзуга, Кузомень). К 1917 году в состав первого благочиния входили следующие приходы: Александ­ ровский, Кольский, Териберский, Печенг­ ский, Пазрецкий, Ловозерский, Кильдин- ский, Нотозерский, Гавриловсккй, Рыкд- ский, Китовский, в которых состояло 23 церкви и 17 часовен. В состав второго благочиния входили Кандалакшский, Ум б- ский, Варзужский, Кузоменский, Тетрик- ский, Чапомский, Понойский, Чаваныский, Оленицкий, Ковдский, Кашкаранский и К няжегубский приходы (всего 30 церквей и 11 часовен). В крупны х селениях действовало обычно две церкви: отапливаемая зимняя ("теп­ лая") и летняя, без печей ("студеная"', "х о ­ лодная"). Часть церквей являлась припис­ ными: они строились в малых селениях, удаленных от приходской церкви, куда причт выезжал на богослужение и совер­ шение треб в определенное время года. Помимо приходских и приписных ц е р к­ вей существовали храмы в Трифоно-Не- ченгском монастыре (1886-1920 годы), на судне "К се н и я " в К ол ьском заливе (191 5­ 1916 годы), на линейном корабле "Чесм а" (1917 год) и Никольская церковь на вре­ менной во енно-м орской базе и флотской роте К ольского залива, а та кж е пе р ед виж ­ ная церковь на ж е ле зн о до р ож н ой линии Кола-Кандалакша при 5 3 -м рабочем ба­ тальоне (1916-1917 годы). Численность населения К ольского Севе­ ра, включая военно-служилое сословие, в XVII веке составляла 5-6 тысяч человек, в том числе православных лопарей полторы тысячи. На 1 января 1915 года в пределах современной М урм анской области посто­ янно проживало 15587 человек, в том числе колонистов-лютеран 1173. (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz