Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
История 'yton Ф ЖИЗНЬ ПООВЯТИВШИИ ЛОПАРЯЛІ ■ ;дел« jjCKOI В йООѲВОЛЮ иИОННОЙ ИСТООИИ МѵОМЭНЗ встоечает - Ш И В К Л И .....•__ Г мым обѵчять летей но тппкко по нйобхолимыр R жичми ня- 1Я0П rrtnu r- к п т ш п и пог.„лт„.,г,л о» дореволюционной истории урмана р ает ся немало священнослужителей-подвижников. Года ми и десятилетиями они тихо, скромно, почти неза метно служили своему делу - несли в народ слово Божие. воспитывали паству в духе христианской нравственности, просвещали неграмотную массу. Их деятельность ограничивалась рамками прихода, и лишь одиночки выходили на более широкую арену - выступали в печати с сообщениями о быте, художе ственном творчестве, нравах и обычаях населения, среди которого они жили, добивались улучшения ме дицинской помощи, школьного обучения, устройства торговых заведений, путей сообщения в крае, К числу таких незаурядных духовных деятелей от носится пазрецкий священник Константин Прокопье вич Щеколдин. Награнице, уБориса иГлеба В июле 1867 года Констан тин Щеколдин, сын священни ка, окончил полный курс Ар хангельской духовной семина рии и вскоре был назначен в Пазрецкий лопарский приход, где находилась могила свято го Трифона, основателя мона стыря. С тех пор до конца жизни почти безвыездно отец Константин проживал на Мур- мане. Петом близ церкви Бориса и Глеба, где служили Констан тин Щеколдин и его зять Васи лий Ивановский, проживало более 20 лопарских семейств. Паства отца Константина вела полукочевой образ жи з ни, 6 раз в году меняя места обитания. Переезды обычно приурочивались к религиоз ным праздникам, иногда лишь немного отклоняясь в зависи мости от промысловой обста новки. От Крещенья до Благо вещенья лопари жили в з и м нем погосте, занимаясь в ос новном заготовкой дров и бре вен, изготовлением снастей, одежды и прочего. А от Благо вещенья до Николы летнего лопари находились в летнем погосте и готовились к выходу на тресковые промыслы и се мужьи тони у моря. В двух верстах от Борисог лебской церкви находился норвежский пограничный пункт Эльвенес - небольшое, но хорошо благоустроенное поселение, соединенное с го родами северной Норвегии шоссейной дорогой. Благода ря этому петербургскую почту К. Щеколдин мог получать на девятый день - гораздо быст рее, чем она могла быть до ставлена через Архангельск. В Эльвенесе жил Ленд- сман (управитель округи) по фамилии Клерк, исполнявший должности станового, тамо женного чиновника, лесниче го, смотрителя дорог, почт мейстера, переводчика лопар ского и финского языков на ■ суде, он же - исполнитель су дебных решений, сборщик по датей, землемер, заведующий дорожной станцией с оленя ми, организатор аукционов, страховой агент, короче - уни версальный администратор. Между Лендсманом Клер ком и священником Щеколди- ным поддерживались посто янные дружественные отно шения. Благодаря им погра ничных конфликтов практиче ски не было. Во время пребы вания лопарей близ церкви Бориса и Глеба олени зачас тую паслись на норвежской территории, но Лендсман не подвергал их владельцев по ложенному штрафу. Только с 1880 года в Паз- реке стал проживать урядник из Кольской полиции - пред ставитель царской власти в пограничной полосе. Но лопа ри к нему почти не обраща лись: для них авторитетом и «заступником» был отец Кон стантин. человек добродуш ный, честный и справедливый, к тому же научившийся гово рить на лопарском языке. Он был для них умным советни ком при возникновении всяко го рода споров и неурядиц. Просветитель лопарей К. Щеколдин являлся по борником школьного обучения лопарских детей. В этом он видел один из способов под нять благосостояние и культу ру коренных обитателей Мур мана. Овладение грамотой вполне отвечало желанию са мих лопарей, но сезонные ко чевки по обширной террито рии затрудняли регулярные занятия детей. Первое время священник обучал ребят молитвам на русском языке, поясняя смысл их на лопарском. В соседней Норвегии су ществовало обязательное обу чение детей с 8-летнего возра ста. После неоднократных об суждений Священный Синод постановил открыть церковно приходскую школу в Пазрец- ком погосте. Встал вопрос, где у ат д т е толь на русском, но и на родном языке лопарей. Но для этого нужны были соответствующие пособия. Издать их представи лась возможность лишь в се редине 1890-х годов, когда в губернском центре Архангель ске активно действовал Коми тет православного Миссионер ского общества, ставивший целью «перевод на местные инородческие наречия бого служебных и иных книг». Щеколдин становится чле ном Переводческой комиссии упомянутого комитета и по свящает свое свободное вре мя переводу Евангелия от Матфея на лопарский язык. В этом ему постоянно помогала жена Мария Козьмовна, безу пречно, во всей полноте лек сикона, знавшая язык мест ных лопарей. «За труды по пе реводу святого Евангелия от Матфея на лопарский язык» был награжден бархатною фиолетовою скуфьею и удос тоен звания «почетного члена Архангельского Комитета пра вославного Миссионерского общества». В 1895 году Комитет пра вославного Миссионерского общества в архангельской ти политографии издал состав ленную К. Щеколдиным «Аз- ее строить? По совету К. Ще- колдина здание срубили не близ церкви Бориса и Глеба, а в зимнем погосте, на берегу реки Колос, соединенной с ре кой Паз. Школа строилась в расчете на 24 ученика, доста точно просторная и высокая. Такое местоположение школы позволяло обучать де тей, не отрывая их от родите лей, от семьи, но вынуждало учителей приезжать сюда зи мой и жить при школе. Геолог Л. Подгаецкий, об следовавший в 1889 году руд ные ресурсы западного Мур мана, сообщает: Константин Щеколдин - «неутомимый тру женик Севера и большой зна ток лопарей, посвятивший 20 лет изучению их быта, подня тию их благосостояния и ис кусному устранению стремле ний норвежской администра ции подчинить себе русских пограничных лопарей». Летом 1900 года Пазреку посетил управляющий госу дарственными имуществами Архангельской губернии С. Гоп- пен. В своих путевых заметках он отмечает: в зимнем погос те «есть церковноприходская школа, которая не имеет поч ти никаких средств и содер жится доброхотными прино шениями отца Константина Щёколдина и добрых людей... Преподаванием, разумеется, безвозмездно занимаются отец Константин и псаломщик Василий Ивановский. ...Отец Константин неред ко сам носит в школу дрова и топит печки. Всех кончивших школу более 30 мальчиков... Учение каждого ученика про должается 4 -5 лет». Воспитанники отца Кон стантина охотно посещали за нятия, хорошо понимали и ус ваивали материал: «читают и пишут на русском языке... Большинство знает три-четы- ре языка: родной, финлянд ский, норвежский и русский». «При врожденной впечатли тельности и восприимчивости лопарей учение идет успешно и бойко», - отмечалй совре менники. О подвижничестве, «энер гии и любви к делу отца Кон стантина» писали петербург ская «журнал-газета» - Граж данин» и «Московские ведо мости». К. Щеколдин был на гражден орденом святой Анны третьей степени (крест, носи мый на груди). Как преподаватель К. П. Щеколдин считал необходи- буку для лопарей, живущих в Кольском уезде Архангель ской губернии». Вот содержание одного из рассказов азбуки «Наша мо лодость» («Миинурват»): «Один раз в году бывает крас ное лето, один раз цветут цве ты, растут ягоды - плоды. И человек дважды молод не бы вает. Молодость наше лето. За летом идет осень, за молодос тью наступает старость. Доб рый хозяин запасается летом пищею и одеждою на весь круглый год. И каждый чело век, пока он молод, должен работать, чтобы, когда придет старость, жить ему счастливо; ленивому же человеку, когда придет старость, будет худо». Пособие было составлено в духе христианского вероуче ния. Оно воспитывало высоко нравственные качества, дава л е х д е в зн а чальные знания по грамоте и счету. Отец Константин и его ж е на Мария Козьмовна подава ли пример заботливого отно шения к лопарям. Две дочери священника Константина Ще- колдина состояли' учительни цами в ближайших лопарских погостах. Старшая дочь Агния работала акушеркой. Результаты пастырской де ятельности отца Константина приезжим буквально броса лись в глаза. В погосте не на блюдалось пьянства. «Нет ни кабака, ни тайной продажи водки и знаменитого мурман ского рома», тогда как в со седней Печенге вследствие «свободной продажи отравы, называемой ромом... лопари дошли до совершенного нрав ственного растления, обезли чения и материального убоже ства». Собиратель лопарского фольклора В 70-х годах XIX века усилился инте рес к жизни и куль туре народов Край него Севера, кото рые считались тогда «вымирающими». К записи лопар ского фольклора об ратился и К. Щекол дин. Постоянно об щаясь с лопарями и понимая их речь, он мог лучше, чем кто- либо передать смысл и стиль ло парских произведе ний. Правда, Щекол дин тоже прибегал к помощи переводчи ков, не надеясь на свое (видимо, не вполне совершенное) знание лопарского языка, но его за писи отражают особенности строя лопарских творений, их национальный колорит и даже содержат иногда подлинные фразы на лопарском языке. Первые публикации лопар ского фольклора К. Щеколдин сделал в ежедневной газете либерального направления «Голос», издававшейся в Пе тербурге А. Краевским. В 1887 году на Кольский по луостров для изучения быта ло парей приехал этнограф Н. Ха- рузин. Ему отец Константин передал свои записи сказок, преданий о чуде, сведения о лопарском народном календа ре, описание свадебных обы чаев и другие материалы, ко торые ученый использовал в монографии «Русские лопа ри», вышедшей в Москве в 1890 году. В 1890 году в Петербурге стал издаваться журнал «Жи вая старина», возглавляемый крупным ученым В. Ламан- ским. В первом и втором вы пусках журнала опубликована большая работа К. П. Щекол- дина «Лопарские сказки, ле генды и сказания, записанные в Пазрецком погосте, погра ничном с Норвегиею». Объясняя мотивы, почему он «приступил к собиранию сказок», Щеколдин отмечал, что распространено мнение, будто у лопарей нет собствен ных творений, а бытуют лишь сказки, слышанные от рус ских. На самом деле у лопа рей был богатый оригиналь ный фольклор. Рассказчика ми являлись лопари, в совер шенстве знавшие русский язык: Василий Летов, Максим Федотов, бывший нотозерский лопарь Сергей Герасимов, ло парки Марья Летова, Марья Герасимова и другие. Благодаря записям К. Ще- колдина был открыт для науки целый неизвестный ранее мир представлений и преданий малочисленного народа, древ них обитателей Кольской зем ли. Собиратель лопарского фольклора поведал небезын тересную для современного исследователя края такую де таль: в глуши Лапландии «есть каменные бабы, и одна между прочим находится, как мне сказывал один пазрецкий ло парь, на тундре (возвышенно сти) между Пазрекою и Печен- гою. Он видел ее годов двад цать назад, и она стоит не на самом верху тундры, но не много ниже. Вышиною камен ная баба будет поболее арши на. Она стоит на не очень большом камне. Правая рука положена поперек груди, а ле вая опущена. Камень не чер ный, а сероватый. Спросил я у него, может ли он показать? Он ответил мне: я думаю, не найти, потому что один раз я видел и даже удивился...» Это сообщение подает не большую надежду на отыска ние идолов - памятников до христианских верований древ них лопарей. Дела житейские идуховные Священник К. Щеколдин был человеком невысокого об щественного положения и скромного материального до статка. Семья из 8 человек имела до 100 рублей месячно го дохода (ткач на фабрике, получал в то время 24 рубля). Жить приходилось очень скромно и расчетливо. Во г к0( ком случае К. Щеколдин*^ принадлежал к разряду (^ей чей. 0 0 Значительная часть жирег священника К. Щеколд проходила в разъездах по С стам обитания прихожан юсей* командировках на Мурі^3 ский берег - в промыслс^831 становища от н о р в е ж с к о й ^ ницы до Цып-Наволока и тиков (Порт-Владимира). ^ совершал богослужения n f лигиозные требы, читал пог' ния на церковные заповедГ Священник К. Щеког пользовался неизменным СеІ Л 6 jCKOt да ( '*ра ®ает< *ет< 1 жением местного населе! Его не забывали и прихожане - мотовские л ри. Однажды статский со ник Островский наблк следующую картину: «По j езде в Китовку нам oTBej одной из туп чистую комнб два окна, подали само чайник, чашки, сливки; хо ка сварила прекрасную семги. Во время нашего пития в комнату собралосі лее десятка лопарей, одет черного сукна сюртуки, ті же панталоны, ботинки и п вые шляпы. Некоторые иіѵ при себе серебряные чі Они пришли повидаться с им спутником, а их стаі другом - священником колдиным. Они подали руки, чинно уселись на лави д долго и подробно расспра„ь f вали Щеколдина об его >вдка ни. Затем гурьбой п р о в о д ч нас в станционную лодщ.ю При отъезде нашем лоп$ст стоявшие на берегу, еде; нам прощальные выстрелі ружей, на что мы отве1 I тем же». Эта зарисовка в не характеризует отнош< отца Константина с лопаря С ВТ с (nrej *1раз; иpi ЩТ В октябре 1990 года га; •Советская Печенга» опу/ В> И п ковала воспоминания внукг то * ПС І ца Константина С. Иванове^ В них содержатся некотс^ча подробности и дополнителі,пел сведения о жизни К. Щеко5дГО на и его детей. Отмечают^сн частности, что у отца |гД£ стантина была хорошая биарки отека, что его посещали попо гие видные деятели Северола том числе норвежцы Амундсен и Ф. Нансен ( щенник Щеколдин вл|“ ~ норвежским языком и моп переводчика вести бесе/1 ними). Константин П р о к о ^ вич имел четыре ордена: служил священником в Па ке вплоть до своей кончи! 1916 году. Его похоронили ле Борисоглебской церкви По словам С. Ивановен в результате военных дѳ вий в 1944 году почти строения и намогильные К ты в Пазреке были уничт< ны. И УШАіС Краж
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz