Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

История 'yton Ф ЖИЗНЬ ПООВЯТИВШИИ ЛОПАРЯЛІ ■ ;дел« jjCKOI В йООѲВОЛЮ иИОННОЙ ИСТООИИ МѵОМЭНЗ встоечает - Ш И В К Л И .....•__ Г мым обѵчять летей но тппкко по нйобхолимыр R жичми ня- 1Я0П rrtnu r- к п т ш п и пог.„лт„.,г,л о» дореволюционной истории урмана р ает­ ся немало священнослужителей-подвижников. Года­ ми и десятилетиями они тихо, скромно, почти неза­ метно служили своему делу - несли в народ слово Божие. воспитывали паству в духе христианской нравственности, просвещали неграмотную массу. Их деятельность ограничивалась рамками прихода, и лишь одиночки выходили на более широкую арену - выступали в печати с сообщениями о быте, художе­ ственном творчестве, нравах и обычаях населения, среди которого они жили, добивались улучшения ме­ дицинской помощи, школьного обучения, устройства торговых заведений, путей сообщения в крае, К числу таких незаурядных духовных деятелей от­ носится пазрецкий священник Константин Прокопье­ вич Щеколдин. Награнице, уБориса иГлеба В июле 1867 года Констан­ тин Щеколдин, сын священни­ ка, окончил полный курс Ар­ хангельской духовной семина­ рии и вскоре был назначен в Пазрецкий лопарский приход, где находилась могила свято­ го Трифона, основателя мона­ стыря. С тех пор до конца жизни почти безвыездно отец Константин проживал на Мур- мане. Петом близ церкви Бориса и Глеба, где служили Констан­ тин Щеколдин и его зять Васи­ лий Ивановский, проживало более 20 лопарских семейств. Паства отца Константина вела полукочевой образ жи з­ ни, 6 раз в году меняя места обитания. Переезды обычно приурочивались к религиоз­ ным праздникам, иногда лишь немного отклоняясь в зависи­ мости от промысловой обста­ новки. От Крещенья до Благо­ вещенья лопари жили в з и м ­ нем погосте, занимаясь в ос­ новном заготовкой дров и бре­ вен, изготовлением снастей, одежды и прочего. А от Благо­ вещенья до Николы летнего лопари находились в летнем погосте и готовились к выходу на тресковые промыслы и се­ мужьи тони у моря. В двух верстах от Борисог­ лебской церкви находился норвежский пограничный пункт Эльвенес - небольшое, но хорошо благоустроенное поселение, соединенное с го­ родами северной Норвегии шоссейной дорогой. Благода­ ря этому петербургскую почту К. Щеколдин мог получать на девятый день - гораздо быст­ рее, чем она могла быть до­ ставлена через Архангельск. В Эльвенесе жил Ленд- сман (управитель округи) по фамилии Клерк, исполнявший должности станового, тамо­ женного чиновника, лесниче­ го, смотрителя дорог, почт­ мейстера, переводчика лопар­ ского и финского языков на ■ суде, он же - исполнитель су­ дебных решений, сборщик по­ датей, землемер, заведующий дорожной станцией с оленя­ ми, организатор аукционов, страховой агент, короче - уни­ версальный администратор. Между Лендсманом Клер­ ком и священником Щеколди- ным поддерживались посто­ янные дружественные отно­ шения. Благодаря им погра­ ничных конфликтов практиче­ ски не было. Во время пребы­ вания лопарей близ церкви Бориса и Глеба олени зачас­ тую паслись на норвежской территории, но Лендсман не подвергал их владельцев по­ ложенному штрафу. Только с 1880 года в Паз- реке стал проживать урядник из Кольской полиции - пред­ ставитель царской власти в пограничной полосе. Но лопа­ ри к нему почти не обраща­ лись: для них авторитетом и «заступником» был отец Кон­ стантин. человек добродуш­ ный, честный и справедливый, к тому же научившийся гово­ рить на лопарском языке. Он был для них умным советни­ ком при возникновении всяко­ го рода споров и неурядиц. Просветитель лопарей К. Щеколдин являлся по­ борником школьного обучения лопарских детей. В этом он видел один из способов под­ нять благосостояние и культу­ ру коренных обитателей Мур­ мана. Овладение грамотой вполне отвечало желанию са­ мих лопарей, но сезонные ко­ чевки по обширной террито­ рии затрудняли регулярные занятия детей. Первое время священник обучал ребят молитвам на русском языке, поясняя смысл их на лопарском. В соседней Норвегии су­ ществовало обязательное обу­ чение детей с 8-летнего возра­ ста. После неоднократных об­ суждений Священный Синод постановил открыть церковно­ приходскую школу в Пазрец- ком погосте. Встал вопрос, где у ат д т е толь на русском, но и на родном языке лопарей. Но для этого нужны были соответствующие пособия. Издать их представи­ лась возможность лишь в се­ редине 1890-х годов, когда в губернском центре Архангель­ ске активно действовал Коми­ тет православного Миссионер­ ского общества, ставивший целью «перевод на местные инородческие наречия бого­ служебных и иных книг». Щеколдин становится чле­ ном Переводческой комиссии упомянутого комитета и по­ свящает свое свободное вре­ мя переводу Евангелия от Матфея на лопарский язык. В этом ему постоянно помогала жена Мария Козьмовна, безу­ пречно, во всей полноте лек­ сикона, знавшая язык мест­ ных лопарей. «За труды по пе­ реводу святого Евангелия от Матфея на лопарский язык» был награжден бархатною фиолетовою скуфьею и удос­ тоен звания «почетного члена Архангельского Комитета пра­ вославного Миссионерского общества». В 1895 году Комитет пра­ вославного Миссионерского общества в архангельской ти­ политографии издал состав­ ленную К. Щеколдиным «Аз- ее строить? По совету К. Ще- колдина здание срубили не близ церкви Бориса и Глеба, а в зимнем погосте, на берегу реки Колос, соединенной с ре­ кой Паз. Школа строилась в расчете на 24 ученика, доста­ точно просторная и высокая. Такое местоположение школы позволяло обучать де­ тей, не отрывая их от родите­ лей, от семьи, но вынуждало учителей приезжать сюда зи­ мой и жить при школе. Геолог Л. Подгаецкий, об­ следовавший в 1889 году руд­ ные ресурсы западного Мур­ мана, сообщает: Константин Щеколдин - «неутомимый тру­ женик Севера и большой зна­ ток лопарей, посвятивший 20 лет изучению их быта, подня­ тию их благосостояния и ис­ кусному устранению стремле­ ний норвежской администра­ ции подчинить себе русских пограничных лопарей». Летом 1900 года Пазреку посетил управляющий госу­ дарственными имуществами Архангельской губернии С. Гоп- пен. В своих путевых заметках он отмечает: в зимнем погос­ те «есть церковноприходская школа, которая не имеет поч­ ти никаких средств и содер­ жится доброхотными прино­ шениями отца Константина Щёколдина и добрых людей... Преподаванием, разумеется, безвозмездно занимаются отец Константин и псаломщик Василий Ивановский. ...Отец Константин неред­ ко сам носит в школу дрова и топит печки. Всех кончивших школу более 30 мальчиков... Учение каждого ученика про­ должается 4 -5 лет». Воспитанники отца Кон­ стантина охотно посещали за­ нятия, хорошо понимали и ус­ ваивали материал: «читают и пишут на русском языке... Большинство знает три-четы- ре языка: родной, финлянд­ ский, норвежский и русский». «При врожденной впечатли­ тельности и восприимчивости лопарей учение идет успешно и бойко», - отмечалй совре­ менники. О подвижничестве, «энер­ гии и любви к делу отца Кон­ стантина» писали петербург­ ская «журнал-газета» - Граж­ данин» и «Московские ведо­ мости». К. Щеколдин был на­ гражден орденом святой Анны третьей степени (крест, носи­ мый на груди). Как преподаватель К. П. Щеколдин считал необходи- буку для лопарей, живущих в Кольском уезде Архангель­ ской губернии». Вот содержание одного из рассказов азбуки «Наша мо­ лодость» («Миинурват»): «Один раз в году бывает крас­ ное лето, один раз цветут цве­ ты, растут ягоды - плоды. И человек дважды молод не бы­ вает. Молодость наше лето. За летом идет осень, за молодос­ тью наступает старость. Доб­ рый хозяин запасается летом пищею и одеждою на весь круглый год. И каждый чело­ век, пока он молод, должен работать, чтобы, когда придет старость, жить ему счастливо; ленивому же человеку, когда придет старость, будет худо». Пособие было составлено в духе христианского вероуче­ ния. Оно воспитывало высоко­ нравственные качества, дава­ л е х д е в зн а­ чальные знания по грамоте и счету. Отец Константин и его ж е ­ на Мария Козьмовна подава­ ли пример заботливого отно­ шения к лопарям. Две дочери священника Константина Ще- колдина состояли' учительни­ цами в ближайших лопарских погостах. Старшая дочь Агния работала акушеркой. Результаты пастырской де­ ятельности отца Константина приезжим буквально броса­ лись в глаза. В погосте не на­ блюдалось пьянства. «Нет ни кабака, ни тайной продажи водки и знаменитого мурман­ ского рома», тогда как в со­ седней Печенге вследствие «свободной продажи отравы, называемой ромом... лопари дошли до совершенного нрав­ ственного растления, обезли­ чения и материального убоже­ ства». Собиратель лопарского фольклора В 70-х годах XIX века усилился инте­ рес к жизни и куль­ туре народов Край­ него Севера, кото­ рые считались тогда «вымирающими». К записи лопар­ ского фольклора об­ ратился и К. Щекол­ дин. Постоянно об­ щаясь с лопарями и понимая их речь, он мог лучше, чем кто- либо передать смысл и стиль ло­ парских произведе­ ний. Правда, Щекол­ дин тоже прибегал к помощи переводчи­ ков, не надеясь на свое (видимо, не вполне совершенное) знание лопарского языка, но его за­ писи отражают особенности строя лопарских творений, их национальный колорит и даже содержат иногда подлинные фразы на лопарском языке. Первые публикации лопар­ ского фольклора К. Щеколдин сделал в ежедневной газете либерального направления «Голос», издававшейся в Пе­ тербурге А. Краевским. В 1887 году на Кольский по­ луостров для изучения быта ло­ парей приехал этнограф Н. Ха- рузин. Ему отец Константин передал свои записи сказок, преданий о чуде, сведения о лопарском народном календа­ ре, описание свадебных обы­ чаев и другие материалы, ко­ торые ученый использовал в монографии «Русские лопа­ ри», вышедшей в Москве в 1890 году. В 1890 году в Петербурге стал издаваться журнал «Жи­ вая старина», возглавляемый крупным ученым В. Ламан- ским. В первом и втором вы­ пусках журнала опубликована большая работа К. П. Щекол- дина «Лопарские сказки, ле­ генды и сказания, записанные в Пазрецком погосте, погра­ ничном с Норвегиею». Объясняя мотивы, почему он «приступил к собиранию сказок», Щеколдин отмечал, что распространено мнение, будто у лопарей нет собствен­ ных творений, а бытуют лишь сказки, слышанные от рус­ ских. На самом деле у лопа­ рей был богатый оригиналь­ ный фольклор. Рассказчика­ ми являлись лопари, в совер­ шенстве знавшие русский язык: Василий Летов, Максим Федотов, бывший нотозерский лопарь Сергей Герасимов, ло­ парки Марья Летова, Марья Герасимова и другие. Благодаря записям К. Ще- колдина был открыт для науки целый неизвестный ранее мир представлений и преданий малочисленного народа, древ­ них обитателей Кольской зем ­ ли. Собиратель лопарского фольклора поведал небезын­ тересную для современного исследователя края такую де­ таль: в глуши Лапландии «есть каменные бабы, и одна между прочим находится, как мне сказывал один пазрецкий ло­ парь, на тундре (возвышенно­ сти) между Пазрекою и Печен- гою. Он видел ее годов двад­ цать назад, и она стоит не на самом верху тундры, но не­ много ниже. Вышиною камен­ ная баба будет поболее арши­ на. Она стоит на не очень большом камне. Правая рука положена поперек груди, а ле­ вая опущена. Камень не чер­ ный, а сероватый. Спросил я у него, может ли он показать? Он ответил мне: я думаю, не найти, потому что один раз я видел и даже удивился...» Это сообщение подает не­ большую надежду на отыска­ ние идолов - памятников до­ христианских верований древ­ них лопарей. Дела житейские идуховные Священник К. Щеколдин был человеком невысокого об­ щественного положения и скромного материального до­ статка. Семья из 8 человек имела до 100 рублей месячно­ го дохода (ткач на фабрике, получал в то время 24 рубля). Жить приходилось очень скромно и расчетливо. Во г к0( ком случае К. Щеколдин*^ принадлежал к разряду (^ей чей. 0 0 Значительная часть жирег священника К. Щеколд проходила в разъездах по С стам обитания прихожан юсей* командировках на Мурі^3 ский берег - в промыслс^831 становища от н о р в е ж с к о й ^ ницы до Цып-Наволока и тиков (Порт-Владимира). ^ совершал богослужения n f лигиозные требы, читал пог' ния на церковные заповедГ Священник К. Щеког пользовался неизменным СеІ Л 6 jCKOt да ( '*ра ®ает< *ет< 1 жением местного населе! Его не забывали и прихожане - мотовские л ри. Однажды статский со ник Островский наблк следующую картину: «По j езде в Китовку нам oTBej одной из туп чистую комнб два окна, подали само чайник, чашки, сливки; хо ка сварила прекрасную семги. Во время нашего пития в комнату собралосі лее десятка лопарей, одет черного сукна сюртуки, ті же панталоны, ботинки и п вые шляпы. Некоторые иіѵ при себе серебряные чі Они пришли повидаться с им спутником, а их стаі другом - священником колдиным. Они подали руки, чинно уселись на лави д долго и подробно расспра„ь f вали Щеколдина об его >вдка ни. Затем гурьбой п р о в о д ч нас в станционную лодщ.ю При отъезде нашем лоп$ст стоявшие на берегу, еде; нам прощальные выстрелі ружей, на что мы отве1 I тем же». Эта зарисовка в не характеризует отнош< отца Константина с лопаря С ВТ с (nrej *1раз; иpi ЩТ В октябре 1990 года га; •Советская Печенга» опу/ В> И п ковала воспоминания внукг то * ПС І ца Константина С. Иванове^ В них содержатся некотс^ча подробности и дополнителі,пел сведения о жизни К. Щеко5дГО на и его детей. Отмечают^сн частности, что у отца |гД£ стантина была хорошая биарки отека, что его посещали попо гие видные деятели Северола том числе норвежцы Амундсен и Ф. Нансен ( щенник Щеколдин вл|“ ~ норвежским языком и моп переводчика вести бесе/1 ними). Константин П р о к о ^ вич имел четыре ордена: служил священником в Па ке вплоть до своей кончи! 1916 году. Его похоронили ле Борисоглебской церкви По словам С. Ивановен в результате военных дѳ вий в 1944 году почти строения и намогильные К ты в Пазреке были уничт< ны. И УШАіС Краж

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz