Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
ИСТОРИЯ СЕВЕРА Древние часовни Христианство появилось на Кольской земле в середи не XV века, когда на Терском берегу поселились русские крестьяне. За пять столетий, прошедших после крещения Руси, христианство прочно во шло в быт и сознание русско го народа. Посещение храма, совершение обрядов и пред писаний церкви стало потреб ностью верующих. Поморы надолго отлуча лись из своих селений на рыб ные и зверобойные промыс лы. В наиболее людных стано вищах постепенно стали появ ляться часовни, где можно было помолиться Богу. Во второй четверти XVI ве ка православная молельня возникла и на мурманском берегу. Проповедник Трифон, основатель Печенгской обите ли, построил себе келью в глухом месте, поставил в ней иконы, перед которыми м о лился Богу. Слух об этом до шел до поморов, приходив ших на западный Мурман ло вить треску. Они упросили Трифона соорудить неболь шую часовню. Ее посещало много народа. В Коле, где собирались поморские крестьяне, зани мавшиеся промыслами, стоял беспричтовый храм Всемило стивого Спаса, на содержа ние которого промышленники выделяли лучшую рыбину из первого весеннего улова. Часовни сооружались по бедности малолюдных селе ний. Когда шведы разграбили и выжгли Кандалакшу и унич тожили всех ее жителей, но вые поселенцы поставили на месте бывшей сельской церк ви часовню во имя Николая Чудотворца. Близ устья Варзуги, где находились обильные сему жьи ловли, Соловецкий мона стырь в XVI веке построил ча совню во имя великомучени ка Дмитрия. В середине XVII века поблизости возникла де ревня Кузомень. Когда она разрослась, крестьяне на соб ственные средства срубили церковь, присвоив ей имя святого Дмитрия, которое но сила разобранная за ветхос тью часовня Соловецкого м о настыря. В писцовой книге 1608 го да отмечены две часовни на Печенге: одна на устье реки - поставлена для лопского крещения и веры православ- ны я>>, другая на месте разо ренного шведами Троице-Пе- ченгского монастыря - «на усть реки Маны», где похоро нен «строитель Трифан, а над ним сделана часовня» Исследователь церковной жи зн и на Русском Севере в XVII веке В. Верюжский отм е чал: крестьяне в малых селе ниях часто обходились без священников - «церковь им заменяла местная часовня, где миряне сами отправляли для себя богослужение». Архитектура часовен не отличалась обычно ориги нальностью. Над бревенча тым домиком возвышалась главка с крестом, над входом укреплялась иконка, иногда еще висел маленький коло кол. Часовни ставились всюду, где кипела промысловая жизнь. Со временем они ста новятся неотъемлемой при надлежностью почти каждого зимнего лопарского погоста. В 1873 году Нотозерский погост на Туломе посетил пи сатель Василий Немирович- Данченко. «Около туп (жилых домиков), - сообщает он. - стоит часовенка... Простой сруб с крышей на два ската. Внутри тесно и скудно. Обра за без окладов, местной ж и вописи. Перед ними позоло ченная лампада и множество птичьих яиц на подвесках - приношения усердствующих лопарей». Полного единообразия ча совен не было. Так, лопарь Пелькин построил часовню Успения Божьей матери в ста новище Гаврилово, на скале, с высоким шатром (коничес кой крышей) и восьмиконеч ным крестом на голове. В рус ских селениях некоторые ча совни походили на церковь. Необычной была Т риф о новская часовня в Коле, на устье Туломы. По преданию, ее построили монахи Печенг ского монастыря в XVIII веке. Она служила богадельней для женщин, питавшихся люд ским подаянием. В памятной книге Коль ского собора сказано: «Не большая деревянная с папер тью часовня... Внутри, в се верном углу - русская печь, от которой вдоль стены до о к на сделана лавка и такая ж е - у дверей». С конца XIX века часовни на Мурмане стали строиться по типовому проекту - по об разцу часовни в деревне Фе- дотовской Архангельской гу бернии. В определенные дни года в отдаленные селения приез жал приходский священник с причетником , вел церковную службу, исполнял религиоз- Иван УШАКОВ МАЛЫЕ ХРАМЫ НА КОЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ На обширном пространстве старой России, кроме городов и сел, были разбросаны тыся чи малых селений, в которых храмом служили скромные часовенки или беспричтовые церк вушки. Такие малые храмы существовали и на Кольском Севере со времени утверждения здесь христианства. О них и пойдет речь в предлагаемых заметках. ные требы - крестил детей, отпевал умерших, совершал заказные молебны. Напри мер, в Нотозерской Воскре сенской часовне богослуже ние совершалось два раза в год: первый раз на второй день Богоявления Господня, то есть «7 января по старому стилю... второй раз - на вто рой день Святой Пасхи». С разрастанием селений часовни нередко превраща лись в церкви: устраивался алтарь, ставили иконостас, надстраивали верх, подвеши вали колокола, освящали зда ние и присваивали ему наи менование «церковь». Так из часовни возникли церкви в Кильдине, в Стрельне, в Каш- каранцах. Храм Бориса и Глеба Едва ли не самым приме чательным из малых храмов Кольского Севера является церковка во имя Бориса и Глеба на реке Паз, по которой проходит наша граница с Нор вегией. Ее построил основа тель Печенгского монастыря Трифон в июне 1565 года. Борис и Глеб - младшие сыновья киевского князя Вла димира Святославича, крес тителя Руси. В 1015 году, по сле смерти отца, они были убиты старшим братом Свято- полком Окаянным. Как пове ствует сказание об их гибели, Борис и Глеб пожертвовали собой, чтобы избавить Русь от «усобныя рати» (братоубийст венной войны). Борис и Глеб - первые русские святые. В народе их чтили как провозвестников миролюбия и единства рус ских людей. Возле Борисоглебской церкви жили православные лопари Пазрецкого погоста, которые заботились о ее со хранности. Летом 1870 года Мурман посетила русская эскадра в составе корвета «Варяг», кли пера «Жемчуг» и шхуны «Сек стан» во главе с великим кня зем Алексеем, сыном импе ратора Александра II. На Паз- реке взору прибывших пред стала ветхая, «жалкая снару жи и до невозможности бед ная внутри» церковь святых Бориса и Глеба. Между тем поблизости норвежцы построили две хо рошие каменные кирхи - словно в посрамление Рос сии. «После молебна,который мы служили в этой церкви, - писал командир эскадры ви це-адмирал К. Посьет, - м е ж ду господами офицерами со ставилась подписка для осно вания небольшого капитала на построение каменной церкви». Она дала 605 руб лей. В 1874 году началось бо гослужение в новой, красивой Пазрецкой церкви, а старин ная стала реликвией - памя тью о ее создателе Трифоне. С кромный храм Бориса и Глеба, построенный руками преподобного Трифона Пе ченгского, являлся святыней Кольской земли. Храмы- памятники Некоторые храмы воздви гались в память трагических событий, военных побед или других важных происшествий. Так, Покровский храм в Моск ве на Красной площади (боль ше известный как собор Васи лия Блаженного) - памятник взятия Казани русскими вои нами в 1552 году; «Храм на крови» в С.-Петербурге - па мятник царю Александру II, убитому народовольцами в 1881 году. Существовали памятные храмы и на Кольской земле. 30 ноября 1589 года шве ды напали на Троице-Печенг- ский монастырь и перебили в нем 116 монахов и слуг. Всех их похоронили в братской м о гиле близ впадения речки Ма ны в Печенгу. В 1880 году местные коло нисты - поморы и карелы - построили на этом «святом месте» церковь, названную в честь печенгского подвижни ка Трифоновской. Позже ее перенесли в другое место, а на могиле страдальцев зало жили основание монастыр ского храма Рождества Хрис това. 8 июня 1872 года, в бур ную погоду, у Орлова мыса разбилась военная шхуна «Самоед», пытавшаяся вы грузить на берег строитель- Церковь Успения Пресвятой Богородицы не назовешь малым Но. согласитесь. - как хороша. храмом, ее высота - 34 метра. Фото С. МАЙСТЕРМАНА. ные материалы. Погиб ком ан дир - лейтенант Гаврил Са фонов, а такж е инженер-пра порщик, квартирмейстер, 16 матросов и трое вольнонаем ных мастеровых. В том ж е го ду «в память утонувших» на чальник Архангельского порта князь Ухтомский при содейст вии родственников погибших построил на берегу Песчаной губы, где произошла траге дия, часовню во имя святых мучеников Бориса и Глеба. В описании церквей 1900 года отмечается: «По украшению утварью и иконами часовня на Орловом маяке лучше про чих». На Терском берегу на тоне Большая Точильна стояла ча совенка, в которой во время рыбных промыслов неугасимо горела лампада. Согласно преданию, тут некогда море выкинуло мертвеца, который остался неопознанным. Ж и в шему на тоне помору «при снилось, что покойник просит, чтоб его похоронили и постро или над могилой часовню». Каш каранские крестьяне это желание исполнили и никогда не забывали несчастного. На Кольском Севере вы соко чтили и строили храмы в честь преподобного Трифона, просветителя печенгских ло парей. Его имя носили часов ни в становище Малонемец ком, в погостах. Над могилой Трифона и его учеников Ионы и Германа в 1708 году была поставлена церковь Сретения Господня: над гробницей Три фона стояла «сень резная под золотом», в храме храни лись некоторые вещи, кото рыми пользовался при жизни Трифон. Могила Трифона еще в XVII веке стала местом па ломничества, «Меккой Коль ского края» по выражению Ф. Литке. Храм на распутье Каждый год в марте ж и тели беломорских селений со вершали свой мученический путь на Мурманский берег, чтобы заработать на рыбных промыслах хлеб насущный. Морозы и вью ги крайне за трудняли движение людей по заснеженным просторам. Че рез две-три недели поморы достигали северной оконечно сти озера Имандра Здесь по среди Лапландии находилось становье Раснаволок. от кото рого путь раздваивался: одни шли на Колу и далее к полуос трову Рыбачьему, другие по ворачивали на восток, к Лово- зеру, а из него - по разным маршрутам к Териберскому побережью . Ко времени прихода помо ров в Раснаволок съезжались торговцы с товарами из Колы и лопарских погостов. Д о р о ж ная станция состояла из трех казенных изб, мало приспо собленных для отдыха и не вмещавших и пятой доли шедших на Мурман. В трудных обстоятельствах у многих появлялось желание помолиться Богу, подкрепить ся духовно. Но при отсутствии храма и церковных служите лей страждущие оставались «без всякой духовной помощи и утешения». Постройка храма в мало людной и бездорожной мест ности требовала значитель ных средств и хлопот. Долгое время никто не решался по ставить на лапландском рас путье хотя бы маленькую ча совню. В 1891 году кольский бла гочинный Александр Попов обратился за помощ ью к про тоиерею Иоанну Кронш тад тскому, который к этому вре мени приобрел авторитет все российского пастыря. В моло дости, обучаясь в Архангель ской духовной семинарии, он мечтал о проповеднической деятельности среди отсталых народов Крайнего Севера. Но после окончания С.-Петер бургской духовной академии Иоанн Ильич Сергиев получил назначение в Кронштадт. Праведной ж и зн ью и забо той о бедствующих он снис кал славу святого человека. На его имя поступали щедрые пожертвования (около милли она рублей в год), которые он все тратил на благотворитель ность. Деньги шли на устрой ство храмов, приютов, школ, домов трудолюбия, женских монастырей, на раздачу голо дающим . Иоанн Кронштадтский вы слал на строительство расна- волокской церкви столько, сколько потребовалось на ее сооружение и снабжение всем необходимым. Строительство началось в 1894 году. Раснаволокские лопари на сходе избрали «строителем ее крестьянина- лапландца Василия Захарови ча Кобелева как более всех способного к этой должнос ти». Проект здания составил губернский архитектор Э. Кра ус. Небольшая, но довольно красивая церковь во имя Алексея человека Божия в 1895 году была освящена и приписана к Кильдинскому приходу. Через десять лет, когда прекратилось движение по моров по «мурманской доро ге» на весенние промыслы, Алексеевскую церковь из Рас- наволока перевезли в Пулозе- ро. «Желаем построить . . . » Все близко наблюдавшие жи знь российских лопарей от мечали их глубокую религиоз ность. Исследователь М урма на Н. О зерецковский в 1772 году писал: «Многие из них по большим праздникам прихо дят в Колу единственно для того, чтоб слушать Бож ью службу». Неудивительно, что инициатива сооружения хра мов в лопарских селениях обычно исходила от самих ве рующих. 5 февраля 1902 года ж и тели Мотовского погоста - «крестьяне-лопари» подали кольскому благочинному про шение следующего сод ержа ния: «Мотовский зимний по гост наш отстоит от приход ской Печенгской церкви за 90 верст, а от обители Печенг ской за 70 верст. При такой духовной нужде мы, с общего согласия, желаем поставить в своем погосте новую часов ню... чтоб в ней м ож н о было исповедоваться и святые тай ны приобщать живущих в по госте, и приготовлять к испо веди и совершать богослуже ние. Новую часовню мы ж е л а ем построить на свои средст ва и заготовим весь потреб ный материал, как бревна для постройки, так и полы, и по толки, и тес для крыши...» Вскоре просители получи ли архииерейское благослове ние и приступили к делу - до были проект часовни, загото вили бревна, наняли масте- ров-плотников. 23 января 1905 года ча совня во имя Николая Чудо творца была принята от стро ителей по акту и освящена. Донося Архангельской конси стории о начале богослуже ния в часовне, кольский бла гочинный отметил заслуги старосты Пимена Чапурова: «за свой счет содержал рабо- чих-строителей, доставлял их за сто верст к месту построй ки и обратно, привез чугунную печь к месту, наблюдал за хо дом строительства». Н ява емская часовня Долгое время четкой Гра ницы межд у Россией и Нор вегией не существовало. Счи талось, что земли, населен ные православными лопаря ми, принадлежат России, а Финнм ар кен - крайний Север Скандинавии, населенный лютеранами, - является час тью Норвегии. Самым северо-западным лопарским погостом «русской веры» являлся Нявдемский. Но по разграничению 1826 го да он целиком отошел Норве гии (ныне ■город Нейден). О казавш иеся за рубежом нявдем ские лопари продол жали исповедовать право славную веру Норвежцы не чинили в этом никаких пре пятствий. Бережно сохраня- л зсь часовня во имя святого великом ученика Георгия. Из Пазрецкой приходской церкви за 60 верст в Нявдему регу лярно приезжали священник с причетником и вели бого служение. В 1895 году на средства частных благотвори телей часовню покрыли но вым тесом. Надзирал за ча совней местный лопарь Иван Летов. В случае необходимости церковнослужители посещали зарубежных прихожан не только в предусмотренные I дни. С вящ енники Борисоглеб- \ ской церкви Константин Ще- I колдин и его причетник Васи лий Ивановский писали: «В I летнее время мы ездим в І Нявдем ский погост один или \ два раза, смотря по обстоя- j тельствам». Без храма | селение — j сирота К концу XIX века на Коль ском полуострове почти не ос талось постоянных селений . без молитвенных зданий. Ж и ть без храма, хотя бы ма ленькой часовни верующие уже не мыслили. Каждая де ревня стремилась иметь кра сивую , отличавшуюся от дру гих церковь. Если церковь сгорала, жители без промед- ‘ ления строили новую, ибо, по народному изречению , селе- | ние без храма - сирота. ! Зажиточный промышлен ник или торговец счит&п за ' бесчестье и грех не иметь в становище возле своего заве дения часовни или церквуш ки. Если менялось место про- I мысловой деятельности, пе ревозился и храм. Так же по ступали и лопари, которые че рез 10-15 лет, когда истоща лись ягельные угодья и запа сы дровяного леса, избирали новое место для жилья Лопари верили в защит ную силу храма. Если лопаря кто-либо обижал и он хотел наказать обидчика, то. по сло вам Немировича-Данченко, отправлялся в часовню и про сил Бога «разобрать их дело». Лопари и русские поморы любовно украшали свои хра мы, снабжали их разными потребностями. Лопарь Петр Матвеевич Клементьев купил для Териберской Грузинско- Богородицкой церкви колоко ла и серебряную ризу на ико ну Тайной вечери, за что в 1898 году был «награжден се ребряной медалью на стани- І славской ленте». Малоиму- | щие прихожане обычно опус кали монеты в церковную круж ку. «Часто священники, - сообщает Немирович-Данчен ко, - на папертях церквей на ходят убитого оленя, груз ры бы или несколько мехов. Это < приношение на церковь, при- || чем жертвователь пожелал р остаться неизвестным». Особое почтение верую- _ ■ щие оказывали надгробной Сретенской церкви. 2 февра ля, в день памяти святого Трифона, со всего Кольского § края сюда съезжались бого мольцы. Церковь сближала едино- Щ верцев - лопарей и русских, j способствовала укреплению || дружбы межд у ними. Лютера- If не - ф ин ские и норвежские поселенцы - в 1874 году пост- || роили в Ура-Губе свою не большую молельню-кирху; ни- Ц каких помех в богослужении || им не делалось. й;:' В конце ХІХ -начале XX ве ка в русском образованном Р обществе росло неверие, уси- І лилась критика церкви как . служанки самодержавия. Но у J| нас, в глуши Севера, новые веяния еще не повлияли на религиозные воззрения про стого народа. Русские жители и лопари продолжали искрен не верить в Бога, исполнять все предписания церкви, воз водить и содержать храмы - свое прибежище и духовную радость
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz