Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

ИСТОРИЯ СЕВЕРА Древние часовни Христианство появилось на Кольской земле в середи­ не XV века, когда на Терском берегу поселились русские крестьяне. За пять столетий, прошедших после крещения Руси, христианство прочно во­ шло в быт и сознание русско­ го народа. Посещение храма, совершение обрядов и пред­ писаний церкви стало потреб­ ностью верующих. Поморы надолго отлуча­ лись из своих селений на рыб­ ные и зверобойные промыс­ лы. В наиболее людных стано­ вищах постепенно стали появ­ ляться часовни, где можно было помолиться Богу. Во второй четверти XVI ве­ ка православная молельня возникла и на мурманском берегу. Проповедник Трифон, основатель Печенгской обите­ ли, построил себе келью в глухом месте, поставил в ней иконы, перед которыми м о ­ лился Богу. Слух об этом до­ шел до поморов, приходив­ ших на западный Мурман ло­ вить треску. Они упросили Трифона соорудить неболь­ шую часовню. Ее посещало много народа. В Коле, где собирались поморские крестьяне, зани­ мавшиеся промыслами, стоял беспричтовый храм Всемило­ стивого Спаса, на содержа­ ние которого промышленники выделяли лучшую рыбину из первого весеннего улова. Часовни сооружались по бедности малолюдных селе­ ний. Когда шведы разграбили и выжгли Кандалакшу и унич­ тожили всех ее жителей, но­ вые поселенцы поставили на месте бывшей сельской церк­ ви часовню во имя Николая Чудотворца. Близ устья Варзуги, где находились обильные сему­ жьи ловли, Соловецкий мона­ стырь в XVI веке построил ча­ совню во имя великомучени­ ка Дмитрия. В середине XVII века поблизости возникла де­ ревня Кузомень. Когда она разрослась, крестьяне на соб­ ственные средства срубили церковь, присвоив ей имя святого Дмитрия, которое но­ сила разобранная за ветхос­ тью часовня Соловецкого м о ­ настыря. В писцовой книге 1608 го­ да отмечены две часовни на Печенге: одна на устье реки - поставлена для лопского крещения и веры православ- ны я>>, другая на месте разо­ ренного шведами Троице-Пе- ченгского монастыря - «на усть реки Маны», где похоро­ нен «строитель Трифан, а над ним сделана часовня» Исследователь церковной жи зн и на Русском Севере в XVII веке В. Верюжский отм е­ чал: крестьяне в малых селе­ ниях часто обходились без священников - «церковь им заменяла местная часовня, где миряне сами отправляли для себя богослужение». Архитектура часовен не отличалась обычно ориги­ нальностью. Над бревенча­ тым домиком возвышалась главка с крестом, над входом укреплялась иконка, иногда еще висел маленький коло­ кол. Часовни ставились всюду, где кипела промысловая жизнь. Со временем они ста­ новятся неотъемлемой при­ надлежностью почти каждого зимнего лопарского погоста. В 1873 году Нотозерский погост на Туломе посетил пи­ сатель Василий Немирович- Данченко. «Около туп (жилых домиков), - сообщает он. - стоит часовенка... Простой сруб с крышей на два ската. Внутри тесно и скудно. Обра­ за без окладов, местной ж и ­ вописи. Перед ними позоло­ ченная лампада и множество птичьих яиц на подвесках - приношения усердствующих лопарей». Полного единообразия ча­ совен не было. Так, лопарь Пелькин построил часовню Успения Божьей матери в ста­ новище Гаврилово, на скале, с высоким шатром (коничес­ кой крышей) и восьмиконеч­ ным крестом на голове. В рус­ ских селениях некоторые ча­ совни походили на церковь. Необычной была Т риф о­ новская часовня в Коле, на устье Туломы. По преданию, ее построили монахи Печенг­ ского монастыря в XVIII веке. Она служила богадельней для женщин, питавшихся люд ­ ским подаянием. В памятной книге Коль­ ского собора сказано: «Не­ большая деревянная с папер­ тью часовня... Внутри, в се­ верном углу - русская печь, от которой вдоль стены до о к­ на сделана лавка и такая ж е - у дверей». С конца XIX века часовни на Мурмане стали строиться по типовому проекту - по об­ разцу часовни в деревне Фе- дотовской Архангельской гу­ бернии. В определенные дни года в отдаленные селения приез­ жал приходский священник с причетником , вел церковную службу, исполнял религиоз- Иван УШАКОВ МАЛЫЕ ХРАМЫ НА КОЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ На обширном пространстве старой России, кроме городов и сел, были разбросаны тыся­ чи малых селений, в которых храмом служили скромные часовенки или беспричтовые церк­ вушки. Такие малые храмы существовали и на Кольском Севере со времени утверждения здесь христианства. О них и пойдет речь в предлагаемых заметках. ные требы - крестил детей, отпевал умерших, совершал заказные молебны. Напри­ мер, в Нотозерской Воскре­ сенской часовне богослуже­ ние совершалось два раза в год: первый раз на второй день Богоявления Господня, то есть «7 января по старому стилю... второй раз - на вто­ рой день Святой Пасхи». С разрастанием селений часовни нередко превраща­ лись в церкви: устраивался алтарь, ставили иконостас, надстраивали верх, подвеши­ вали колокола, освящали зда­ ние и присваивали ему наи­ менование «церковь». Так из часовни возникли церкви в Кильдине, в Стрельне, в Каш- каранцах. Храм Бориса и Глеба Едва ли не самым приме­ чательным из малых храмов Кольского Севера является церковка во имя Бориса и Глеба на реке Паз, по которой проходит наша граница с Нор­ вегией. Ее построил основа­ тель Печенгского монастыря Трифон в июне 1565 года. Борис и Глеб - младшие сыновья киевского князя Вла­ димира Святославича, крес­ тителя Руси. В 1015 году, по­ сле смерти отца, они были убиты старшим братом Свято- полком Окаянным. Как пове­ ствует сказание об их гибели, Борис и Глеб пожертвовали собой, чтобы избавить Русь от «усобныя рати» (братоубийст­ венной войны). Борис и Глеб - первые русские святые. В народе их чтили как провозвестников миролюбия и единства рус­ ских людей. Возле Борисоглебской церкви жили православные лопари Пазрецкого погоста, которые заботились о ее со­ хранности. Летом 1870 года Мурман посетила русская эскадра в составе корвета «Варяг», кли­ пера «Жемчуг» и шхуны «Сек­ стан» во главе с великим кня­ зем Алексеем, сыном импе­ ратора Александра II. На Паз- реке взору прибывших пред­ стала ветхая, «жалкая снару­ жи и до невозможности бед­ ная внутри» церковь святых Бориса и Глеба. Между тем поблизости норвежцы построили две хо­ рошие каменные кирхи - словно в посрамление Рос­ сии. «После молебна,который мы служили в этой церкви, - писал командир эскадры ви­ це-адмирал К. Посьет, - м е ж ­ ду господами офицерами со­ ставилась подписка для осно­ вания небольшого капитала на построение каменной церкви». Она дала 605 руб­ лей. В 1874 году началось бо­ гослужение в новой, красивой Пазрецкой церкви, а старин­ ная стала реликвией - памя­ тью о ее создателе Трифоне. С кромный храм Бориса и Глеба, построенный руками преподобного Трифона Пе­ ченгского, являлся святыней Кольской земли. Храмы- памятники Некоторые храмы воздви­ гались в память трагических событий, военных побед или других важных происшествий. Так, Покровский храм в Моск­ ве на Красной площади (боль­ ше известный как собор Васи­ лия Блаженного) - памятник взятия Казани русскими вои­ нами в 1552 году; «Храм на крови» в С.-Петербурге - па­ мятник царю Александру II, убитому народовольцами в 1881 году. Существовали памятные храмы и на Кольской земле. 30 ноября 1589 года шве­ ды напали на Троице-Печенг- ский монастырь и перебили в нем 116 монахов и слуг. Всех их похоронили в братской м о ­ гиле близ впадения речки Ма­ ны в Печенгу. В 1880 году местные коло­ нисты - поморы и карелы - построили на этом «святом месте» церковь, названную в честь печенгского подвижни­ ка Трифоновской. Позже ее перенесли в другое место, а на могиле страдальцев зало­ жили основание монастыр­ ского храма Рождества Хрис­ това. 8 июня 1872 года, в бур­ ную погоду, у Орлова мыса разбилась военная шхуна «Самоед», пытавшаяся вы­ грузить на берег строитель- Церковь Успения Пресвятой Богородицы не назовешь малым Но. согласитесь. - как хороша. храмом, ее высота - 34 метра. Фото С. МАЙСТЕРМАНА. ные материалы. Погиб ком ан ­ дир - лейтенант Гаврил Са­ фонов, а такж е инженер-пра­ порщик, квартирмейстер, 16 матросов и трое вольнонаем­ ных мастеровых. В том ж е го­ ду «в память утонувших» на­ чальник Архангельского порта князь Ухтомский при содейст­ вии родственников погибших построил на берегу Песчаной губы, где произошла траге­ дия, часовню во имя святых мучеников Бориса и Глеба. В описании церквей 1900 года отмечается: «По украшению утварью и иконами часовня на Орловом маяке лучше про­ чих». На Терском берегу на тоне Большая Точильна стояла ча­ совенка, в которой во время рыбных промыслов неугасимо горела лампада. Согласно преданию, тут некогда море выкинуло мертвеца, который остался неопознанным. Ж и в ­ шему на тоне помору «при­ снилось, что покойник просит, чтоб его похоронили и постро­ или над могилой часовню». Каш каранские крестьяне это желание исполнили и никогда не забывали несчастного. На Кольском Севере вы­ соко чтили и строили храмы в честь преподобного Трифона, просветителя печенгских ло­ парей. Его имя носили часов­ ни в становище Малонемец­ ком, в погостах. Над могилой Трифона и его учеников Ионы и Германа в 1708 году была поставлена церковь Сретения Господня: над гробницей Три­ фона стояла «сень резная под золотом», в храме храни­ лись некоторые вещи, кото­ рыми пользовался при жизни Трифон. Могила Трифона еще в XVII веке стала местом па­ ломничества, «Меккой Коль­ ского края» по выражению Ф. Литке. Храм на распутье Каждый год в марте ж и ­ тели беломорских селений со­ вершали свой мученический путь на Мурманский берег, чтобы заработать на рыбных промыслах хлеб насущный. Морозы и вью ги крайне за­ трудняли движение людей по заснеженным просторам. Че­ рез две-три недели поморы достигали северной оконечно­ сти озера Имандра Здесь по­ среди Лапландии находилось становье Раснаволок. от кото­ рого путь раздваивался: одни шли на Колу и далее к полуос­ трову Рыбачьему, другие по­ ворачивали на восток, к Лово- зеру, а из него - по разным маршрутам к Териберскому побережью . Ко времени прихода помо­ ров в Раснаволок съезжались торговцы с товарами из Колы и лопарских погостов. Д о р о ж ­ ная станция состояла из трех казенных изб, мало приспо­ собленных для отдыха и не вмещавших и пятой доли шедших на Мурман. В трудных обстоятельствах у многих появлялось желание помолиться Богу, подкрепить­ ся духовно. Но при отсутствии храма и церковных служите­ лей страждущие оставались «без всякой духовной помощи и утешения». Постройка храма в мало­ людной и бездорожной мест­ ности требовала значитель­ ных средств и хлопот. Долгое время никто не решался по­ ставить на лапландском рас­ путье хотя бы маленькую ча­ совню. В 1891 году кольский бла­ гочинный Александр Попов обратился за помощ ью к про­ тоиерею Иоанну Кронш тад­ тскому, который к этому вре­ мени приобрел авторитет все­ российского пастыря. В моло­ дости, обучаясь в Архангель­ ской духовной семинарии, он мечтал о проповеднической деятельности среди отсталых народов Крайнего Севера. Но после окончания С.-Петер­ бургской духовной академии Иоанн Ильич Сергиев получил назначение в Кронштадт. Праведной ж и зн ью и забо­ той о бедствующих он снис­ кал славу святого человека. На его имя поступали щедрые пожертвования (около милли­ она рублей в год), которые он все тратил на благотворитель­ ность. Деньги шли на устрой­ ство храмов, приютов, школ, домов трудолюбия, женских монастырей, на раздачу голо­ дающим . Иоанн Кронштадтский вы­ слал на строительство расна- волокской церкви столько, сколько потребовалось на ее сооружение и снабжение всем необходимым. Строительство началось в 1894 году. Раснаволокские лопари на сходе избрали «строителем ее крестьянина- лапландца Василия Захарови­ ча Кобелева как более всех способного к этой должнос­ ти». Проект здания составил губернский архитектор Э. Кра ­ ус. Небольшая, но довольно красивая церковь во имя Алексея человека Божия в 1895 году была освящена и приписана к Кильдинскому приходу. Через десять лет, когда прекратилось движение по­ моров по «мурманской доро­ ге» на весенние промыслы, Алексеевскую церковь из Рас- наволока перевезли в Пулозе- ро. «Желаем построить . . . » Все близко наблюдавшие жи знь российских лопарей от­ мечали их глубокую религиоз­ ность. Исследователь М урма­ на Н. О зерецковский в 1772 году писал: «Многие из них по большим праздникам прихо­ дят в Колу единственно для того, чтоб слушать Бож ью службу». Неудивительно, что инициатива сооружения хра­ мов в лопарских селениях обычно исходила от самих ве­ рующих. 5 февраля 1902 года ж и ­ тели Мотовского погоста - «крестьяне-лопари» подали кольскому благочинному про­ шение следующего сод ержа­ ния: «Мотовский зимний по­ гост наш отстоит от приход­ ской Печенгской церкви за 90 верст, а от обители Печенг­ ской за 70 верст. При такой духовной нужде мы, с общего согласия, желаем поставить в своем погосте новую часов­ ню... чтоб в ней м ож н о было исповедоваться и святые тай­ ны приобщать живущих в по­ госте, и приготовлять к испо­ веди и совершать богослуже­ ние. Новую часовню мы ж е л а ­ ем построить на свои средст­ ва и заготовим весь потреб­ ный материал, как бревна для постройки, так и полы, и по­ толки, и тес для крыши...» Вскоре просители получи­ ли архииерейское благослове­ ние и приступили к делу - до­ были проект часовни, загото­ вили бревна, наняли масте- ров-плотников. 23 января 1905 года ча­ совня во имя Николая Чудо­ творца была принята от стро­ ителей по акту и освящена. Донося Архангельской конси­ стории о начале богослуже­ ния в часовне, кольский бла­ гочинный отметил заслуги старосты Пимена Чапурова: «за свой счет содержал рабо- чих-строителей, доставлял их за сто верст к месту построй­ ки и обратно, привез чугунную печь к месту, наблюдал за хо­ дом строительства». Н ява емская часовня Долгое время четкой Гра­ ницы межд у Россией и Нор­ вегией не существовало. Счи­ талось, что земли, населен­ ные православными лопаря­ ми, принадлежат России, а Финнм ар кен - крайний Север Скандинавии, населенный лютеранами, - является час­ тью Норвегии. Самым северо-западным лопарским погостом «русской веры» являлся Нявдемский. Но по разграничению 1826 го­ да он целиком отошел Норве­ гии (ныне ■город Нейден). О казавш иеся за рубежом нявдем ские лопари продол­ жали исповедовать право­ славную веру Норвежцы не чинили в этом никаких пре­ пятствий. Бережно сохраня- л зсь часовня во имя святого великом ученика Георгия. Из Пазрецкой приходской церкви за 60 верст в Нявдему регу­ лярно приезжали священник с причетником и вели бого­ служение. В 1895 году на средства частных благотвори­ телей часовню покрыли но­ вым тесом. Надзирал за ча­ совней местный лопарь Иван Летов. В случае необходимости церковнослужители посещали зарубежных прихожан не только в предусмотренные I дни. С вящ енники Борисоглеб- \ ской церкви Константин Ще- I колдин и его причетник Васи­ лий Ивановский писали: «В I летнее время мы ездим в І Нявдем ский погост один или \ два раза, смотря по обстоя- j тельствам». Без храма | селение — j сирота К концу XIX века на Коль­ ском полуострове почти не ос­ талось постоянных селений . без молитвенных зданий. Ж и ть без храма, хотя бы ма­ ленькой часовни верующие уже не мыслили. Каждая де­ ревня стремилась иметь кра­ сивую , отличавшуюся от дру­ гих церковь. Если церковь сгорала, жители без промед- ‘ ления строили новую, ибо, по народному изречению , селе- | ние без храма - сирота. ! Зажиточный промышлен­ ник или торговец счит&п за ' бесчестье и грех не иметь в становище возле своего заве­ дения часовни или церквуш­ ки. Если менялось место про- I мысловой деятельности, пе­ ревозился и храм. Так же по­ ступали и лопари, которые че­ рез 10-15 лет, когда истоща­ лись ягельные угодья и запа­ сы дровяного леса, избирали новое место для жилья Лопари верили в защит­ ную силу храма. Если лопаря кто-либо обижал и он хотел наказать обидчика, то. по сло­ вам Немировича-Данченко, отправлялся в часовню и про­ сил Бога «разобрать их дело». Лопари и русские поморы любовно украшали свои хра­ мы, снабжали их разными потребностями. Лопарь Петр Матвеевич Клементьев купил для Териберской Грузинско- Богородицкой церкви колоко­ ла и серебряную ризу на ико­ ну Тайной вечери, за что в 1898 году был «награжден се­ ребряной медалью на стани- І славской ленте». Малоиму- | щие прихожане обычно опус­ кали монеты в церковную круж ку. «Часто священники, - сообщает Немирович-Данчен­ ко, - на папертях церквей на­ ходят убитого оленя, груз ры бы или несколько мехов. Это < приношение на церковь, при- || чем жертвователь пожелал р остаться неизвестным». Особое почтение верую- _ ■ щие оказывали надгробной Сретенской церкви. 2 февра­ ля, в день памяти святого Трифона, со всего Кольского § края сюда съезжались бого­ мольцы. Церковь сближала едино- Щ верцев - лопарей и русских, j способствовала укреплению || дружбы межд у ними. Лютера- If не - ф ин ские и норвежские поселенцы - в 1874 году пост- || роили в Ура-Губе свою не­ большую молельню-кирху; ни- Ц каких помех в богослужении || им не делалось. й;:' В конце ХІХ -начале XX ве­ ка в русском образованном Р обществе росло неверие, уси- І лилась критика церкви как . служанки самодержавия. Но у J| нас, в глуши Севера, новые веяния еще не повлияли на религиозные воззрения про­ стого народа. Русские жители и лопари продолжали искрен­ не верить в Бога, исполнять все предписания церкви, воз­ водить и содержать храмы - свое прибежище и духовную радость

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz