Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

КОЛЬСКАЯ СТАРИНА И ван УШАКОВ , к р а а в е д мы к ней о тносим ся сейчас), с ко л ь ко свя­ тыней, п р е д м е то м по кл о не ния . Считалось, что она слышит м ол ящ его ся , обладает чу­ додейственной силой влиять на события и ж изне нны е обстоятельства. С нею, напри­ мер, выходили на п ожа р , чтобы укротить огонь. Ею изгоняли "н е ч и с тую силу", на­ путствовали в д о р о гу . Ее чтили ка к пред­ ставительницу Бога в д ом е . Н ар о дн ое на­ ставление гласило: "Н а п е р е д и ко н у целуй, там отца и мать, а там х л е б -с о л ь ". В у б е ж ­ дении, что икона м о ж е т воздействовать на поведение людей, писал свою "Т р о и ц у " знаменитый ж и в о п и с е ц А н д р е й Рублев, "дабы во ззр е ни ем побеждалась р о знь". Иконы в общей совокупности давали зр им о е представление о божественном м ироздании, воспитывали людей в духе христианского вероучения. Без учета роли икон в ж изни общества нельзя создать вер­ ную картину нашего прошлого. За изготовление ксе р о ко п и й с изобра­ ж е нием п ом о р ски х икон автор приносит благодарность В.А. Пожидаеву, директора областного краевед ческого м узея. 10, ОБРАЗЫ ГОСПОДА БОГА И ко н с и зо б р а ж е н и е м Бога очень м н о го . В о бщ е й м ассе м о ж н о вы делить н е с ко л ь ко типов. Это Христос, в о с с е д ающ и й на тр о не (к д а н н о м у типу относится у ж е о п иса нны й "С п а с на п р е сто л е ", б л и зки й к н е м у "С п а с в сил а х"); п о р тр е тны е и зо б р а ж е н и я - по - гр у д ны е и лицевые, р а зн о го во зр а ста - от м л ад е нц а до Христа "в е тх о в о д е н ь м и ” ; Б о г-В се д е рж и те л ь (П а н кр а то р ) - п о в е л и ­ тель м ир а ; тр ие д ины й Бог - "Т р о и ц а " в виде трех ангелов, о л и ц е тв о р я ю щ и х Бога- Отца, Бога-Сына и Д уха С вятого; и з о б р а ­ ж е н и я Иисуса Христа в собы тийны х сценах: Вход в И е русал им , П р е о б р а ж е н и е , Распя­ тие, Воскресение, С ош ествие во ад и д р у ­ гие. Все эти типы ико н встречаю тся в о писях х р ам о в К о л ь с ко го Севера. С р е ди го с п о д ­ ских икон в ко л ь с ко й Б л аго вещ е нской ц е р ­ кви выделялся стоявший "на го р н е м месте о бр а з Господа Всед ержителя, на облаках сид ящ е го , с п р е д с то ящ и м и в м о л е н и и р а з ­ ных святых и о п о ч и в ающ и х се дм и о тр о ко в во Эф е с е ". В с о се д н ем П е тр о п а в л о в с ком хр аме на этом м есте стоял о б р а з С п а сите ­ ля "П р ^ш е д ы й на небеса"; д р уга я икона называлась "Х ва л ите Бога с не бе с"; при входе в 'храм находился о б р а з " С пас Н е р у ­ ко тв о р ны й ". И зо б р а ж е н и я о д н о го лишь лика Христа, носивиіие название "С п а с Н е р у к о т в о р ­ ный” , имелись и в д ругих ц е р ква х К о л ь с к о ­ го Сейера. Этот о б р а з - п р иж и зн е н ны й портрДт Христа - хо р ош о известен, так как п о м е ч а л с я на д ре в н е р у с с ки х стягах (зн а ­ м е н а х ! и встречается на р а зны х и л лю с тр а ­ циях роенных действий. О п р о и с х ож д е н и и лика повествуется д во я ко . По б л и ж н е в о ­ сточной версии к Христу обратился с и р и й ­ ский правитель А вга р ь с п росьбой изл е­ чить его от п р о ка зы : Иисус омы л л иц о во ­ д ою и осушил его платом, на ко т о р о м о с ­ тался о бр а з Христа. Благодаря плату, при сланном у Христом , п р о каж е н ны й избавил ся от своей болезни. Сам плат (убр ус) стал первой иконой Христа. По за п а д н о е в р о ­ пейской версии Христос, несший тяжелы й крест на пути к Голгофе, остановился, бы вытереть пот на лице. Сердобольная ж е нщ ин а по имени Вероника подала ем у свой пл:ат. Иисус п риложил его к л иц у и вернул плат с запечатленным л и ком брой сирийке. "Н е р у ко тв о р ны й Спас" писался без ка ­ ких-л иб о деталей, изображалось только лицо с пр ядям и волос на фоне плата. Очень трогательны иконы Распятия Х р и ­ ста: на царских вратах писалась вы р а зи ­ тельная картина "Тайная вечеря" с п р е д ­ сказаниями Христа о предательстве Иуды . И ко но писцы прославляли Христа, и с ку ­ пившего грехи человечества своей ж е р т ­ вой на кресте, указавш его путь в царство небесное. Эта мысль заключена в е м к о м с л о в е "с п а с " - Спаситель. Говорить о худ ож ественны х достоинст­ вах икон К о л ьско го Севера пока рано - они почти не изучены . Часть икон из ва р зуж - ской У спенской и из ко вд ско й Никольской церквей взяты на реставрацию в м а с те р ­ ские М осквы и Петербурга. Те немногие, ко то ры е уж е р аскры ты от вековой пыли и копоти, оказались замечательными тв о р е ­ ниями неизвестных мастеров. Вы сокую о ц е н ку дали иконе " Спас в силах" из ко в ­ дской церкви: "На основе старых традиций х у д ож н и к создал образ монументальный, исполненный духовной силы " (журнал "С е ­ вер", 1992 год, №1, с .113). Первоначальные изображения, п о кр ы ­ тые "п он о вл е ниям и", еще д о лж ны явить подлинное письмо древних худ ож ни ко в. Под опытной р уко й реставраторов н е р е д ­ ко происходит чудо возвращения шедевра к новой жизни: ...Но кра ски чуждые, с летами, Спадают ветхой чеш уей; С о з д а н ь е гения пр ед нами Выходит с прежней красотой. (Л.С.Пушкин. "Возрождение''.) Несомненно, в недалеком б уд ущ ем нас ж д у т новые открытия замечательных п р о ­ изведений старинной иконописи. В жизни наших предков икона являлась не столько произведением искусства (как

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz