Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

КОЛЬСКАЯ СТАРИНА Иван УШАКОВ, краевед 9. БОГОМАТЕРЬ Пожалуй, не было иконы более чтимой и распространенной, чем о б ­ раз Богоматери, по п ростонарод но­ м у названию - Бо городицы . Она по­ читалась ка к заступница перед Бо­ гом за страж д ущ и й ро д лю д ско й . Как мать, переживш ая тра гическую участь своего сына, безвинно ра спя­ того на кресте, она сострадала го р е ­ стям и несчастьям людей . Б о гор од и ­ цу прославляли в молитвах и ц е р ко в ­ ных песнопениях. Иконных сюжето в, посвященных Божьей Матери, м нож еств о. И ску с­ ствоведы насчитывают о кол о 800 разновидностей икон и росписей Бо­ гоматери. Она главный персонаж в праздничных иконах: Благовещение, Рождество Христово, Введение во храм, Сретение, Успение, Покров. Существует более 600 "ге о гр аф и ч е ­ ски х " наименований икон Бо гом ате­ ри: Владимирская, Казанская и т. д. Она помещается в деисусе "о д е с н ую Христа", то есть в предстоянии спра­ ва от Бога. На иконах Богоматери с младен ­ цем она изображалась в двух видах. На од н ом - ре бен о к щечкой приник к лицу матери, это так называемое "Ум и л е н и е ", икона очень трогатель­ ная, в ней выражены нежность мате­ ри и детская доверчивость к ней Иисуса Христа. На втором типе - мл а­ де нец сидит на коленях матери и смотрит вперед. Это - "О д и ги тр и я " ("П уте води тельница” ). Есть ещ е и зо ­ б раж е ни е Богоматери с Х ри стом - юношей ("Е м м а н у и л "). О диночно Богоматерь часто изображалась в молитвенной позе или в рост ("О р а н - та"), или по пояс ("З н а м е н и е "). Не­ которы е такие и зображения имели особые названия: "Н ер уш им ая сте­ на" (заступница), "Н еопалимая куп и ­ на" (охранительница от пож ар ов ). Встречаются и м н о гоф и гур ны е и ко ­ ны: "С о б о р Бо гом атери ", "О тебе ра ­ д у е тся " и др угие . В храмах К ол ьско го Севера им е ­ лись почти все основные виды икон Б о гор од и цы . О собенно часты и зо- \ бражения Благовещения пресвятые Богородицы , то есть сцены получе­ ния вести Девой Марией о том, что ей предстоит явить на свет Сына Божьего. В Петропавловской церкви К ол ьско -П е чен гско го монастыря, согласно описи 1757 года, за левым кл и ро сом стоял "о б р а з пресвятые Богородицы , именуемы й "Д ве р ь Господня", а над деисусом , в верх­ нем ряд у иконостаса, находилась икона Знамения пресвятой Б о гор о­ дицы . В в а р зуж ски х и кольских храмах на почетных местах стояли м н о гоф и ­ гурные иконы Успения Божьей М а те ­ ри. Возле тела умерш ей Богоматери стоят скорб ны е апостолы и д р угие святые; в верхней части иконы и зо ­ браж е н Иисус Христос, п р и ним аю ­ щий д уш у своей матери. Икона ни­ ко гд а не называлась "ко н ч и н о й " Бо­ го родицы . Ее смерть трактовалась как тихий сон, успокоение. На третий день после успения, по воле Иисуса Христа, она вознеслась на небо, ска ­ зав апостолам : "Радуйтесь! Я с вами есмь по вся д н и ". Среди икон Богородицы , назван­ ных по пр ои с хож д е нию и сотв ор е ­ нию чудес, на Кол ьском Севере чаще всего упоминается икона Тихвинской Богоматери (она находилась в алта­ ре ко л ь ско го Благовещ енского со б о ­ ра, на стене в а р зуж ской Успенской церкви, в Каш каран ской часовне). По преданию , икона Богоматери во вре ­ мя нашествия шведов в 1613-1614 годах спасла го р о д Тихвин от захвата его врагом . Селения К ол ьско го Се­ вера в Х Ѵ І-Х Ѵ ІІ веках не раз п о д в е р ­ гались нападениям шведов, и, веро­ ятно, этим объясняется ра спростра­ нение соименных икон в нашем крае. Над ю ж ны м и дв ер ям и Успенской церкви в Варзуге висела икона Вла­ д им и р ской Божьей М атери . Перво­ начальная икона такого названия пи­ салась в Византии, откуд а попала в Киев, затем во Владимир и, наконец, в М о с кв у. В 1395 году ее вывозили в Елец к р у с с ком у войску, п р е гр а ж ­ д а вш ем у путь Тим уру. Великий заво­ еватель, не вступая в сражение, п о ­ вернул назад. С тех пор икона Влади­ м и р ско й Божьей Матери считалась защитницей России. Написанные п о ­ до б н о подлинной иконе В ладим ир­ ской Богоматери появились и в д р у ­ гих местах. В 1895 го д у вар зуж ски й крестьянин Ф е д о р М ош ни ков пере­ дал в дар своей п ри ход ской церкви икон у Казанской Божьей Матери. Подлинная икона такого названия из­ вестна тем, что с нею, присланной из Казани, в 1612 го д у М инин и П о ж а р ­ ский освободили М о с кв у от поляков. Позднее князь П ож а р ский для этой священной иконы построил у К рас­ ной площади Ка зан скую це рков ь (ра зр уш е нн ую в сталинщину, ее не­ давно восстановили). В Т ериберской летней це р кви на­ ходилась икона Грузинской Божьей М атери. Согласно легенде подлин ­ ную икон у (п р о то граф ) в XV II веке привезли в М о с к в у из гр узи н ско го монастыря Иберион на Аф он е (Гре­ ция), и она спасла ж и зн ь царской д о ­ чери. С тех пор икон у почитали как охранительницу правящей династии. "Н еопалима я купи на " стояла в к о - вдской Ни кольской це ркви . Купина - ю ж н о е растение, в знойные дни вы ­ деляющ ее эфирные вещества, к о т о ­ рые, б уд учи п о д о ж ж е н ны м и , не по­ ражали стебля и листьев растения. Христианские богословы уп о д о б л я ­ ли ем у Богоматерь, оставшую ся д е ­ вой и после р ож д ен и я Иисуса,- "я к о купина не сгораш е опаляема, тако дева родися еси ". Божья Матерь - "Н еопалимая куп и на " с им в ол и зир о ­ вала нер уш имо сть и защ итную силу Ц еркви. Такого ж е рода иконы "Всех с к о р ­ бящ их Божьей М а те р и " и "У то л и моя печали", стоявшие в в а р зуж ско й У с ­ пенской це ркви . Заступницей за че­ ловечество Б о гор од и ца выступает и в и зображ е ни я х "П о к р о в а ", п о м е ­ щавшихся в пра здн и чн ом р я д у и ко ­ ностасов. И коны Божьей М атери всегда л ю ­ бовно украш ались п ри хожанам и . В описании ко л ь ско го В оскре сен ского собо ра 1803 года говорится: "О б р а з О д и ги трии Пресвятые Бо гор од и цы с превечным м л аденцом , на ко ем ве­ нец и цата сребропозлащ енные , у б ­ рус с подв есом шейным ж е м ч у ж ­ ным ; к р у го м того образа убр ус кр а с­ ной кам ки , концы золотые; при том образе три пелены: две камчатые красные, а третья желтая, кресты вы ­ шиты з о л о т ом ". Во врем я р а згр ом а Колы англичанами в 1854 го д у В оск­ ресенский храм полно стью сгорел, но икона Божьей М атери уцелела: ее нашли на п ож а р ищ е невредимой * среди углей и золы . К а ким об р а зом это прои зош ло, осталось невыяснен­ ным ; сами жители наделяли икону, по д о б но чудо творным , б ож е стве н ­ ной силой. И коны Б о гор од и цы несли св ою д у ­ ховн ую с л уж б у и за пределам и хра­ ма. Перед ними молились д о м а и на промы слах. Их ставили на це р ко вны х и кл а дб ищ е н ски х воротах, на м о ­ гильных и путевых крестах. С ними шли в праздничный крестный ход. Родители ими благословляли д о ч е ­ рей при вы ходе з а м у ж .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz