Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

МИР лет У д » ' тШт ІІМ ІІІ ■ idMm Иван УШАКОВ, краевед 8. СТРАШНЫЙ суд Эту и ко н у едва ли м о ж н о отнести к числу любимых, но она на К ол ьском Севере имелась почти в каж д о й ц е р к ­ ви. О бычно ее ставили на западной стене, над выходной дверью , в напо­ минание того, что ж д е т людей, не со­ блю д ающ и х заповедей Христа и п р е д ­ писаний це ркви . В ко л ь с ком В о скре ­ сен ском соборе, ка к показывает опись 1803 года, "б о льш ой образ С трашного суда Б ож и я " стоял "в паперти, подле северной д в е р и ". В новопостроенной Благовещенской церкви икона Суда находилась в де и сусном чине, заменяя о браз Иоанна Предтечи (в о зм ож н о , ввиду отсутствия нужной иконы ). В описи 1819 года сказано: "В о втором поставе - большой образ Спасителя, а по сторонам оно го Страшивый суд, два архангела и Б о гом атер ь". И зображ ения С траш ного суда на иконах довольно ра знообразны . О б ­ щая схема их такова. В верхней части ангелы трубами возвещ аю т о втором пришествии Христа и о наступлении суд н о го дня. В средней части восседа­ ет Бог в о кр уж е н и и ангелов и святых; он взвешивает грехи и доброде тели людей ; земля и м о ре отдаю т по ко й ни ­ ков на суд Божий. В нижней части и ко ­ ны, с левой стороны , через райские врата восходят счастливые праведни ­ ки, ко то ры м уготовано вечное б л аж е н ­ ство на небесах, а справа показаны ад ­ ские мучения греш ни ков : хищные зве­ ри, черти и фантастические чудовищ а тер заю т свои жертвы , пронзаю т пи ка ­ ми, ж а ря т на огне. К а ж д о м у - свое. Х уд ож н и ки вносили м н о го вы д ум ки и интересных деталей: сатана д е рж и т д уш у И уды -п ред ателя; б л а го р а зум ­ ный ра збой н и к (уверовавш ий в Христа во врем я его распятия на Голгофе) входит во врата рая; помилованный б л уд н и к в голом виде привязан к стол­ бу, при нем надпись: "Ради милостыни избавлен от вечных м у к, а ради блуда лишен царствия н еб е сно го ". Н е ре д ко ад ские мучения показаны в семи кле й ­ мах - соответственно семи см е р тным грехам . Проф ессиональные ж и во п и сцы с о ­ здавали иногда весьма сл ож ны е и за­ мысловатые и зображ е ни я С траш ного суда. На Севере, вдали от иконописны х центров (Н о вгорода , Вологды , С оло в ­ ков), работали местные х у д о ж н и к и -к у ­ стари. Они писали иконы , или п о д р а ­ жа я обр а зцам , или по соб ственном у р а зум ен ию сю ж е та . З а к а з ч и ки -кр е ­ стьяне ценили иконы , понятные по со­ де рж а н ию , отвечавшие их настрое­ нию, бы ту и эстетическом у в кусу. Тво­ рения сельских х уд ож н и ко в отлича­ лись незатейливостью и ясностью и зо­ б ражений, сход ством с л убочным и карти н кам и . В искусствоведении их произведения называют 'с е в е р ны м п и сьм ом ". В 1916 го д у канд а л а кш с кую ц е р к о в ь Иоанна Предтечи, по строенную в XV III веке, осмотрел журналист А . Ре нн и- ков. "Слева от входа,- п иш е т с н ,- во всю стену интересная живопись - " В т о ­ рое страшное пришествие Го сп о д а Иисуса Христа". Вся ка р ти н а р а зб и та на отдельные части, и к а ж д а я часть трогает наивностью , свя то й п р о с т о т о й . Тут и две смерти: "С м е р ть п р а в е д н и ­ к а " и "С м е р ть гр еш ни ка ", п р и ч е м о к о ­ ло праведника стоят ангелы , а с к о л о греш ни ка злой дух, п р о т ы к а ю щ и й г о р ­ ло греш ни ка пикой. Есть и весы, на чашки ко торы х ангелы и б е сы н а кл а ­ дываю т д о б ры е и злые д ел а в п р и с у т ­ ствии ож и д аю щ е го с во е й участи п о ­ койника. Через всю к а р ти н у п р о х о д и т извивами змей-соблазнитель, и на нем белые кольца с надписями: " С о д о м ­ ский гр е х", "Б л у д ", " Ч а р о д е й " , " У б и й ­ ство", "Е р е с и "... А внизу и з о б р а ж е н ы м уки . Д ьявол оцепил в е р е в ко й с в я ­ щенников и гонит их в ад. Н а д р и с у н ­ ко м надпись: "С е м ука п о п ам и ж е не учат". Затем ряд д р уги х м у к : в котле, под ко то ры м видны я зы ки п л ам е ни , л ежит греш ник, и над ним те кс т: " М у к а за гн е в". В д р у го м котле н а д о гн е м целая группа людей, и надпись гласит, что "с е м у ка е р е т и ка м ". А в с а м о м ко н ц е пустой котел, над к о т о р ы м о б ъ ­ яснено, что это "см о л а кип ящ а я ", и затем последний р и су н о к - с а мы й л ю ­ бопытный из всех. Он представляет со­ б ою пустой п р ям о уго ль н и к, р а в н о м е р ­ но замазанный черной кра ской . На нем нет ничего ровно, кр о м е этой с п л о ш ­ ной черноты . И сверху н а п и с а н о : Тьма к р ом еш н а я ". П оказ лютых мучений гр е ш н и к о в з аду вполне соответствовал христиан­ с к о м у веро учению . Если ч е л о в е к не боится наказания Бога, ем у н и ч е го не стоит нарушить и человеческие з а к о ­ ны, говорили отцы це ркви . К о л ь с ка я рукопи сна я книга X V II века п о д н а зв а ­ нием "Ж е м ч ю г " провозглаш ала: " З а ­ чало спасения - страх Божий, и к о р е н ь всем д о б р о д е те л ям - закон Б о ж и й ” . П оказательно: и коны н а зы ва л и сь "С траш ны й с у д ", а не "С у д Б о ж и й ", хотя страш ным он был ке дл я всех, праведники радовались в то ром у п р и ­ шествию Христа и получению б л а ж е н ­ ства в раю .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz