Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

КОЛЬСКАЯ СТАРИНА % т т ІШ — і — у<л>У'>ѵ<<!*ѵ<<<y»>w w v МИР Иван УШАКОВ, краевед 7. СПАС НА ПРЕСТОЛЕ Основная масса икон в храме размеща­ лась на предалтарной стене - иконостасе. В центре его находилось треиконие, назы­ ваемое "Де и сус" (в переводе с греческого - "моление", "прошение"): изображение Иисуса Христа, часто именуемое "Спас на престоле", а по бокам его - с правой сто­ роны Богоматерь Мария, с левой - Иоанн Предтеча (Креститель), повернувшиеся и слегка наклонившиеся в сторону Христа - в молитвенной позе, иначе "в предстоянии". Они просят Спасителя быть снисходитель­ ным и милостивым в отношении к верую ­ щим. В Деисусе заключена идея заступничест­ ва Бога. Народ приходил в храм со своими тревогами и страданиями замолить грехи и получить Божью благодать. Перед м оля­ щимися на небесном троне восседал Хри­ стос "м и л ующ ий". Деисус в иконостасе расширялся в обе стороны симметрично расположенными фигурами архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, святитетей, мит­ рополитов, мучеников. Весь этот ряд икон именовался "деисусным чином ". Ниже не­ го находились двери в алтарь и изоб раже­ ния Благовещения, Тайной вечери или иной сцены, четырех евангелистов, Спасителя, храмовой иконы и местночтимых святых. Выше деисусного чина, в третьем ярусе, ставились праздничные иконы: "Благове­ щение", "Рождество Христово", " К р ещ е ­ ние", "Сретение", "Преображение", "У с п е ­ ние", "П о кр о в " и другие. Праздничные иконы отличались многоцветностью, я р ко ­ стью красок, особо радостным настроени­ ем. Д аже кончина Богородицы представ­ лена как воссоединение ее души с Богом, с сыном Иисусом. Выше праздничного чина располагались ряды икон пророческого чина, над ними - праотцы, Бог-Отец (Сава­ оф) в окружении херувимов и серафимов (своих слуг - ангелов). Иконостас - Главное украшение храма. Он создает у молящихся особый духовный настрой, подчеркивает собою присутствие божественной силы, дает картину м и р о ­ здания, зримое представление о невиди­ м ом мире. Спас на престоле обычно правой рукой благословляет молящихся, а левой держит на коленях р аскры тую книгу с каким-либо евангельским текстом, например: "А з есмь свет всему мир у, ходяй по мне". Есть изречения на свитках, которые держат пророки и святители. Чем больше икон размещалось в храме, тем величественнее он выглядел. Воскре­ сенский собор в городе Коле имел в глав­ ном храме в каж д ом из пяти ярусов по 25 икон; такой ж е иконостас был и в придель­ ной Никольской церкви, а в Егорьевской (Георгиевской) церкви - по 10-14 икон в ярусе. Кроме того, много икон висело на стенах собора. В иконостасе Успенской церкви в селе Варзуга стояло 84 иконы, в иконостасе Предтеченской церкви в Кандалакше - 59 икон. В малых храмах Кольского Севера набор икон был очень скром ным . Иногда Спас не имел даже предстоящих. Так, в Расново- локской церкви, построенной в 1894 году в глуши Лапландии (у северной оконечности озера Имандра), над царскими вратами размещались: "Спаситель", храмовая ико ­ на (Алексея Божьего человека), "Николай чудотворец" - по правой стороне; иконы Богоматери, первомученика Стефана и Трифона Печенгского - на левой стороне; в алтаре на горнем месте (позади престо­ ла) - изображение Спасителя в святитель­ ском облачении, над жертвенником (в ле­ вой части алтаря) - Богоматери; ниже ико ­ ностаса, на царских вратах - четыре еван­ гелиста, над ними "Тайная вечеря". Итого - 13 икон. В ковдской Никольской церкви в иконо­ стасе три яруса. В деисусном чине по одну сторону Христа - Иоанн Предтеча, архангел Гавриил, апостолы Павел и Матфей, по д ругую сторону - Богоматерь, архангел Михаил, апостолы Петр и Иоанн; празднич­ ного чина нет, а в пророческом по обе стороны от Богоматери изображены на иконах по 6 пророков. Спас на престоле в целом ансамбле икон выглядел благодушным и добрым повели­ телем человеческих судеб. Но существо­ вали и другие изображения Всевышнего, где он суров и строг.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz