Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

Иван УШАКОВ, краевед 6. ВЕЛИКОМУЧЕНИКИ ГЕОРГИЙ И ДМИТРИЙ В народе весьма почитались страдальцы за веру Христову. В числе любимых героев выступал святой Георгий, в просторечии - Егорий. В истории христианства это м уче­ ник. В народном представлении - отваж ­ ный воин, победивший дракона (змия) - Георгий Победоносец. Реальный Георгий жил при императоре Диоклетиане, служил в его войске, вопреки запрету проповедовал христианское уче­ ние и за то после восьмидневных мучений 23 апреля 303 года был обезглавлен. Согласно легенде, Георгий избавил на­ род от страшного дракона, регулярно яв­ лявшегося за данью - девушками, которых он пожирал, в случае отказа д рокон угр о ­ жал сжечь всю страну, когдаа пришел че­ ред идти в лапы чудовища царевне, неож и­ данно появился всадник на белом коне и поверг этого змия. Изумленные язычники, получив спасение, приняли христианство. По житийной версии, святой Георгий смирил змия словом и крестом. На Руси возникла иная трактовка: храбрый юноша победил его силою оружия. Ярослав М у д ­ рый, разгромив печенегов в 1036 году, ос­ новал в Киеве монастырь святого Георгия и повелел ежегодно 26 ноября "творити праздник". Второй праздник, так называе­ мый Егорьев день, отмечался 23 апреля - в годовщину смерти Георгия. И зображение Святого Георгия, п о беж ­ дающего змия, стало гербом Москвы. По­ сле Куликовской битвы оно стало воспри­ ниматься как символ победы над угнетате- лями-татарами. В 1769 году Екатерина II учредила орден Святого Георгия как знак высшего отличия за храбрость на поле сра­ жения. Выразительные, в ярких красках, иконы Георгия Победоносца приобрели о гр о м ­ ную популярность в России. Центр нашего края - Кола - долгое время носил название Кольского острога, то есть крепости. Главная башня острога имела название Георгиевской, по имени находив­ шегося поблизости храма Святого Георгия. В 1681-1684 годах коляне построили новый храм в виде соединения трех церквей: Ни­ кольской, Воскресенской и Георгиевской.В алтаре Воскресенского собора среди д р у ­ гих икон находился и "образ великомуче­ ника Георгия". В Княжей Губе стояла древняя часовня святого великомученика Георгия Победо­ носца. В 1907 году вместо нее прихожане поставили церковь того же названия. Наряду с Георгием почитался и святой Дмитрий, его современник, римский наме­ стник в Фессалониках - греческом городе, который славяне называли Сопунью (со­ временные Салоники). За приверженность к христианству, подобно Георгию, он был казнен около 305 года гонителем христиан Диоклетианом. Во Владимирской Руси его считали покровителем воинства, сберега­ телем Русской земли. В начале XVIII века в деревне Кузомени на Терском берегу крестьяне на собствен­ ные средства построили "церковь во имя святого великомученика Дмитрия Солун- ского, с трапезою, теплую". В 1887 году жители Кузомени поставили новую Дм и т­ риевскую церковь "в память мученической кончины" царя-освободителя Александра 11, убитого народовольцами. Небольшой храм (часовня) во имя свято­ го великомученика Георгия стоял в Нявде- ме (ныне город Нейден в Норвегии). В представлениях верующих произошло сближение обоих святых воинов, защитни­ ков Руси. В селе Ковда, в Никольской ц ер­ кви, например, позади правого клироса на­ ходился "образ святых великомучеников Георгия и Димитрия с медными окладами и таковыми же венцами". Жители селений по побережью Канда­ лакшского залива на Егория (23 апреля по старому стилю) выходили на весенний под­ ледный лов сельди - самый доходный из местных промыслов. Святой Егорий радо­ вал тружеников богатым уловом. "Иной раз,- говорил кандалакшанин Никита М о с­ товиков писателю Василию Немировичу- Данченко в 1873 году,- на 20 карбасов тебе навалит". Под влиянием жизненных усло­ вий, в результате совпадения времени про­ мысла с праздником Егория, святой воин- победоносец превратился у поморов в по­ кровителя рыбаков. В классическом варианте икона святого Георгия писалась в житии со следующими клеймами: 1. Проповедь Георгия перед Диоклетианом; 2 . Избиение его воловьими жилами; 3. Терзание крючьями; 4. Пропо­ ведь в темнице; 5. Раздаяние имущества; 6. Пытка на колесе; 7. Возвращение мла­ денца вдовице; 8. Сокрушение идолов; 9. Истязание железами; 10. Варка в котле; 11. Оживление вола землепашца Гликерия; 12. Последнее чудо; 13. Георгий во рву с известью; 14. Воскрешение Георгием м е р ­ твых; 15. Язычники переходят б правую веру; 16. Обезглавливание царицы А л е к­ сандры; 17. Обезглавливание Георгия и 18. Георгий в темнице беседует с ангелом. В описании храмов Кольского Севера иконы Георгия с житием не упоминаются.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz