Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
КОЛЬСКАЯ СТАРИНА Иван УШАКОВ, краевед 5. АПОСТОЛЫ ПЕТР И ПАВЕЛ Апостолы - это ученики Иисуса Христа. Первым примкнул к Сыну Божьему п р о стой рыбак Симон, получивший затем имя Петр, то есть "камень", в знак того, что он станет твердым основанием Церкви. Петр постоянно сопровождал Христа, слушал его проповеди, беседовал с Христом, был свидетелем его предсмертных страданий. На Петра пал выбор Христа - идти в мир и нести людям слово Божие. Ему спаситель , даровал способность общаться с инопле менниками, "говорить на иных языках". После воскресения Христа и вознесения его на небо Петр убедил три тысячи иудеев принять крещение, устроил в Иерусалиме первую церковь. Он неоднократно подвергался арестам, истязаниям, но продолжал распространять учение Христа. Он направляется за пре делы Палестины, в края, где ждали "бла гую весть", творит чудеса - исцеляет боль ных, воскрешает мертвую христианку. Петр учит: милость Божью нельзя получить за деньги, она достигается праведной ж и з нью, покаянием и твердой верой в Христа. Иным предстает нам Павел. В молодости он яростно преследовал христиан: "входя в дома, влачил мужчин и женщин, отдавал в темницу", одобрял лютые расправы с приверженцами новой религии. Однажды, когда Павел шел в Дамаск на розыск хри стиан, его внезапно озарил яркий свет, и послышался голос Христа: "Зачем ты го нишь меня?" Потрясенный Павел принял крещение и стал ревностным проповедни ком учения Христа. Наделенный свыше да ром творить чудеса, Павел исцеляет боль ных, воскрешает юношу, убившегося при падении с третьего этажа. Павел соверша ет три путешествия по языческим странам - побывал на Кипре, в Македонии, Малой Азии, Греции и даже в Испании, всюду со здавая христианские общины. В одном м е сте его едва не убили, забросав камнями, в д ругом - высекли и бросили в тюрьму; наконец, схватили в Риме и подвергли м у чительной казни. Павел - один из столпов христианского богословия. Им написаны 14 посланий сво им приверженцам в разных городах. Это объяснения коренных вопросов христиан ского учения: о конце света и воскрешении мертвых, об отношении к светской власти и т. п. Павел провозглашает: "Кто не тру дится, да не ест", "Нет власти не от Бога", "Рабы должны служить хозяевам, как слу жат Христу". Несогласные с такими утвер ждениями обвинили Павла в искажении учения Христа, заявили о том, что он не является истинным апостолом (его не было в окружении Христа). Павел ответил: сам Бог поручил ему нести христианское уче ние "во всех народах, начиная с Иерусали ма", не делая различия по национальности, полу и социальному положению людей, просвещать язычников на их родном язы ке. Петр и Павел ставили перед собой задачу как м ож н о больше язычников обратить в христианскую веру. В этом они видели свое призвание, смысл жизни и будущее спасе ние (пребывание в раю). Пример Петра и Павла стоял перед гла зами первых проповедников христианства среди язычников-лопарей - Феодорита, Трифона, Феогноста. Вероятно, этим объ ясняется тот факт, что в XVI веке, в пору приобщения лопарей к православию, на Кольском полуострове появляются три храма во имя апостолов Петра и Павла: в Поное, Варзуге и Коле. Названия церквей, а следовательно, и храмовых икон соответствовали задаче ут верждения христианства среди только что крещенной лопи. В писцовой книге 1608 года сказано: "Погост Понойский... А на погосте храм верховных апостол Петра и Павла, древян, поставлен по челобитью терских лопарей и для их крещения и веры православные, а в церкве образы... госу дарево данье: ...по правую сторону ц ар ских дверей образ Петра и Павла, обложен серебром, басмен, венцы сканные (укра шены узорами витой проволоки), в венцах камыш ки ". Еще два образа (апостолы по рознь) стояли в иконостасе. Храм строился около 1570 года, и все иконы, книги, ризы, утварь - дар Ивана Грозного. Фигуры апостолов писались в рост, Петр - с золотыми ключами (от небесного рая), Павел - с книгой (Священным писанием). Апостолы, приобщавшие человечество к христианству,- люди разного характера, и художники в меру своего таланта изобра жали их на иконах с индивидуальными чер тами. "Павел,- отмечает искусствовед К. В. Корнилович,- человек крайностей... По складу ума - это мыслитель, по складу д у ши - фанатик. Его вера, страстная, испепе ляющая душу, не терпит инакомыслия. На тура сильная, волевая, он находится в по стоянном борении с самим собой, смиряя свой дух, свою гордыню ... Совсем иным рисуется Петр: кроток, простодушен, по рывист, легко переходит от одного душев ного состояния к другому, волею слаб. В его поступках проявляются лучшие сторо ны человеческого характера, но одновре менно ему присущи и людские слабости". Различали апостолов и простые люди, не искушенные в вопросах богословия. В на родных сказках Петр выступает как при вратник райских дверей. Павла знали как строгого наставника праведной жизни. Помимо обычных однофигурных икон Петра и Павла существовали и изображе ния их в житийном жанре. Так, в кольском 19-главом Воскресенском соборе, соглас но описи 1819 года, близ юж ны х дверей находился образ "апостолов Петра и Павла в чудесах", то есть с клеймами, показыва ющими сотворенные ими чудеса. В право славных храмах редко встречаются какие- либо скульптуры. Но в варзужской Успен ской церкви, как сказано в описи 1887 года, над царскими вратами, в сени (арке), нахо дились "два резных образа апостолов Пет ра и Павла".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz