Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

КОЛЬСКАЯ СТАРИНА Иван УШАКОВ, краевед "Образ Зосимы и Савватия соловецких с изображением чудес" стоял возле цар­ ских дверей в Успенской церкви в Варзу- ге. Такая же икона находилась в Георги­ евском приделе кольского Воскресенско­ го собора. Иногда Зосима и Савватий пи­ сались отдельно, на двух досках (в ковд- ской Никольской церкви). Поморское население чтило Зосиму и Савватия не только как духовных настав­ ников, но и как неутомимых тружеников. В клеймах икон показаны строительство монастыря, хозяйственная деятельность. На одной из сцен - выварка соли: возле варницы стоит в нарядной одежде, с по­ сохом в руке Зосима, поодаль, у колодца, держит бадью с рассолом монах Герман, в простой одежде (кафтане), без нимба (сияния вокруг головы); на море плавают более двух десятков гусей. Искусствоведы отмечают "отличную прорисовку и четкость живописания" со­ ловецких художников. Их иконы Зосимы и Савватия, пишет И. Л. Кызласова, отли­ чаются "богатством фантазии... м но го ­ цветьем". Мастера применяли цвета раз­ ного тона и насыщенности - "красный и розовый, оливковый и светло-зеленый и д ругие". При всей условности иконного письма клейма "весьма точны б изобра­ жении отдельных построек Соловецкой обители, северной природы, промыслов и ремесел того времени". В клеймах изображены также различ­ ные чудеса: святые воскрешают у м е р ­ шую, изгоняют бесов, спасают гибнущих на море. Небесные силы помогают стар­ цам: ангелы привозят Зосиме печеный хлеб и м у ку на ке р еж ке (санках наподо­ бие лодочки). В ХѴІІІ-ХІХ веках иконы Зосимы и Сав­ ватия небольшого размера ("пяднич- ные") соловецкие монахи раздавали в дар вместе с архимандритским благосло­ вением приезжавшим в монастырь бо го ­ мольцам и трудникам, благодаря чему они разошлись по обширной территории Русского Севера и попали в божницы сельских жителей. 4. ЗОСИМА И САВВАТИЙ СОЛОВЕЦКИЕ На кольской земле были широко рас­ пространены иконы с изображением со­ ловецких чудотворцев Зосимы и Савва­ тия - как в храмах, так и в домашних киотах. Соловецкий монастырь до 1764 года имел вотчинные владения в Умбской и Варзужской волостях, занимался рыбо­ ловством на М урмане (становище на Кильдине), вел торговлю с населением Кольского полуострова. Основатели Соловецкого монастыря Зосима и Савватий еще в 1547 году были причислены к лику святых. Их "Жития” - рукописные, а затем и печатные - явля­ лись увлекательным чтением русских крестьян. "Все Поморие блажит (чтит) Савватия и З осим у",- отмечает У стю ж ­ ская житийная книга XVI века. В Соловках существовала специальная иконописная палата со штатом превос­ ходных художников, которые писали ико­ ны для многих храмов Русского Севера. В Варзуге монахи построили в 1683 году Зосимо-Савватиевскую церковь; в 1878 году ее, обветшавшую, прихожане заме­ нили новой, более просторной (освящена 16 августа 1882 года). В церкви, разуме­ ется, стояла храмовая икона соловецких чудотворцев. В том же селе, в Успенской церкви, в алтаре, над горним местом, на­ ходился "образ отцов Зосимы и Савватия соловецких... оклад серебряной". В храмах иконе Зосимы и Савватия от­ водилось довольно почетное место. Так, в кольской Благовещенской церкви, как сказано в описи 1819 года, по правую сто­ рону иконостаса стоял "на столбе образ соловецких чудотворцев в раме, а на ле­ вом столбе - образ Богоматери". Иконы Зосимы и Савватия очень часто писались "с ж итием " - большим количе­ ством биографических сцен (на иконе главного соловецкого храма 56 клейм).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz