Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

Иван УШАКОВ, краевед — —— ^ ■—Iм— ■и——— m m и— — а— в в ж и ж — и— і 3. СТРАСТОТЕРПЦЫ БОРИС И ГЛЕБ Во многих храмах Кольского Севера сто­ яли иконы с изображением первых русских святых Бориса и Глеба. Им был посвящен храм, построенный Трифоном на левом берегу реки Паз в 1565 году. Борис и Глеб - младшие сыновья киев­ ского князя Владимира Святославича, кр е ­ стителя Руси. Борис от имени отца правил в Ростове, а Глеб - в М уроме. Почувствовав приближение смерти, Владимир вызвал к себе сыновей. Прибывшему в Киев Борису отец поручил отправиться с войском про­ тив печенегов, угрожавших городу. Вскоре Владимир скончался. Власть в Киеве в 1015 году захватил его сын, правив­ ший до этого в Пинске, Святополк. Народ не любил этого князя и хотел видеть на троне Бориса. Последний, возглавляя бое­ вую дружину, мог изгнать Святополка из Киева, но он не пожелал вести братоубий­ ственную войну. Воспользовавшись м и р о ­ любием Бориса, Святополк подослал к не­ му убийц, которые 24 июля умертвили Бо­ риса возле Киева, затем, 5 сентября, в См о ­ ленске слуги Святополка покончили и с Глебом. Народ проклял преступника Свя­ тополка и прозвал его Окаянным. Разби­ тый князем Ярославом, правившим в Нов­ городе, Святополк Окаянный бежал в Польшу, где сошел с ума и умер. По пре­ данию, от его могилы "исходил злой смрад". Борис и Глеб, отказавшиеся от "усобные рати", принесшие себя в жертву ради спо­ койствия на Руси, в глазах соотечественни­ ков предстали как страстотерпцы (мучени­ ки) за идеалы мира и братолюбия. 2 мая 1072 года, при князе Изяславе, состоялось торжественное перенесение останков (м о ­ щей) причисленных к лику святых Бориса и Глеба в новый храм, возведенный в Киеве. Вслед затем появились иконы страстотер­ пцев, звавшие к прекращению усобиц и раздоров князей. Святые Борис и Глеб яв­ ляли пример незлобия и кротости. Вместе с тем верующие считали святых братьев своими защитниками от внешних врагов. Рассказывали, что в 1240 году, ког­ да д ружина новгородского князя Алексан­ дра Ярославича стояла на Неве, его страж ­ ник "при восходе солнца увидел плывущий корабль; на нем в темно-красных одеждах показались святые Борис и Глеб". Старший брат говорил младшему: "Пойдем скорее, п ом ож ем сроднику нашем у..." В тот же день князь Александр одержал победу над шведами, за что получил прозвание Нев­ ский. Др уго е чудо произошло в 1380 году, на­ кануне Куликовской битвы. Воину Ф о м е Хацибееву в небе показалось облако и в нем два светлых юноши, державшие в р у­ ках свечи и обнаженные мечи. В юношах признали Бориса и Глеба. Узнав об этом видении, московский князь Дмитрий Ива­ нович помолился богу и разбил войско М а ­ мая. На иконах Борис и Глеб обычно изобра­ жались стоящими рядом в узорных кн яж е ­ ских одеждах. В правой, приподнятой руке каждый из них держит крест, а левая, опу­ щенная рука касается рукояти меча в н о ж ­ нах, наполовину скрытого в полах одежды. 28-летний Борис - с усами и бородкой, Глеб, еще подросток,- с чистым лицом. Иногда братья изображались вместе с отцом. В кольском Благовещенском собо­ ре, на северной стороне храма, стоял, как значится в описи 1819 года, "большой об­ раз князя Владимира с Борисом и Глебом". О горестной судьбе сыновей верующие уз­ навали не по сценам их убиения, а по ж и ­ тийной литературе летописца Нестора и Дмитрия Ростовского. В эпоху государственной раздробленно­ сти Руси икона святых Бориса и Глеба ут­ верждала принцип нерушимости наследст­ венных прав на престол. Она напоминала о зле, исходящем от людского разлада и не­ согласия. В какой-то мере она созвучна нашему времени. Икона Бориса и Глеба, Трагедия отчей земли. Над ней только вечное небо Да русские избы вдали. Что зависть, коварство и злоба И братоубийственный меч! Встают убиенные оба, Чтоб кротостью Русь оберечь. (И. Тюленев.) В 1858 году древнюю церковь Бориса и Глеба на реке Паз посетил лесничий К. А. Соловцов. "Иконостас в ней,- писал он,- самый простой, с иконами, почерневшими от времени в такой степени, что на них почти вовсе не видно живописи". Потуск­ нели иконы, поставленные Трифоном, одна из которых, несомненно, изображала Бо­ риса и Глеба. Но остался на кольской земле живой памятник первым русским святым - поселок, именуемый Борисоглебским.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz