Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

КОЛЬСКАЯ СТАРИНА Иван УШАКОВ, краевед В духовной жизни православных христиан важную роль играла икона. Церковь выработала твердые правила (каноны) письма икон, их тематики и сочетаний. Но в отдельных местностях вследствие своеобразных условий жизни возникли разли ­ чия как в манере , так и в сюжетах иконописи. В предлагаемых заметках речь пойдет об иконах, наибо­ лее чтимых и распространенных на Кольском Севере в дореволюционный период. 1. НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ М и р ико н о гр ом е н , неохватен. И зо б р а ­ ж а ли сь с ю ж е т ы из С вящ ен но го писания, ж и ти я святых, ц е р ко в ны х преданий и л е ­ генд. К а но ны давали лишь общ и е установки для письм а икон, оставляя х у д ож н и ку зна­ чительный пр о сто р для творчества. На о д ­ ну и ту ж е те м у писались иконы разные по р а с п о л о ж е н и ю ф и гур и предметов, цвету (ко л ор и ту), р а з м е р у и д аж е по смыслу. Ж и в о п и с цы учитывали вкусы и настроения за ка зч и ко в икон. Н е ко то ры е сюж е ты писа­ лись р е д ко , д р у ги е - о собенно лю б имы е - часто. На К о л ь с ко м Севере с давних времен и склю чи те л ь н о й п о п ул яр н остью п о л ьзо ­ вался святой Николай, в просторечии - Ни­ кола. Ф р а н ц у з с ки й путешественник Ла- м ар ти н ье р , п о зн а ком и вш и с ь в 1653 году с ве р о в а н и ям и ж ител ей М урм а на , назвал их "н и ко л а и с та м и по рел игии” , почитающими Н икол а я за бога. "О н и уве р яю т,- писал Ла- м а р ти н ь е р ,- что святой Николай приплыл к ним на м е л ь н и ч н ом ж е р н о в е ... что он - их б р а т и з е м л я к и п о то м у милостив к ни м ” . В с та р ину у р у с с ки х п о м о р о в имя Н и к о ­ лай при кр ещ е н и и не давалось. Это счита­ лось столь ж е н е п р и е м л ем ы м , ка к если бы назвать р е б е н ка И исусом или Спасом. В честь с вя то го Николая повсеместно стр о ил ись ц е р к в и и часовни. "О т Х о лм о го р д о К олы - тр ид ц ать три Н и к о л ы ",- гласила п о м о р с к а я п о го в о р ка . И это едва ли п р е ­ увеличение. О бъ я сне ние п р иве рж е нно сти жителей П о м о р ь я к св я то м у Н и ко л аю довольно п р о с то е : он считался п о кр о вите л ем тех, кто им е л д ел о с ко ва р но й водной стихией, - м о р е х о д о в , рыба ков , зверобоев. При бе д ствии о бр ащ а л ись за п о м ощ ь ю к свято­ м у Н и ко л аю . На п о м о р с ки х лоциях (п о со ­ бие для с у д о в о ж д е н и я ) писалась молитва с л е д у ю щ е го со д е р ж а н и я : "...С паси тел ь наш И исус Христос, сын Б ожий! Благослови тв о р е н и е Твое и п о м и л у й ... Всю на д ежд у на тебя, Господи, у п о в а е м ... Пошли, Госпо­ ди, сво е го святителя и п о м ощ н и ка Николая Ч у д о тв о р ц а на избавление нас, грешны х. А м и н ь ” . П е р вы й православный храм на К о л ьс ком п о л у о с тр о в е - ц е р ко в ь в Варзуге, п о с тр о ­ енная в 1491 го д у ,- носил имя святого Н и ­ ко л а я . З атем Н и ко л ь с ки е ц е ркви по я ви­ лись в К о вд е, П о р ье й Губе и Коле, позднее - в А л е кс а н д р о в с ке (ныне Полярный) и М у р м а н с к е . В ц е р к в и всегда на почетном месте - во зл е ц а р с ки х дверей, р я д о м с и з о б р а ж е ­ н и ем Спасителя (Иисуса Христа), ставилась с о им е н н а я , так назы ваемая храмовая, и ко ­ на. В Н и к о л ь с ки х ц е р кв а х это образ святи­ теля Н икол а я . И з о б р а ж е н и я Николая ч удотворц а р а з­ н о о б р а з н ы и ставились в разны х местах х р а м а - в иконостасе, на стенах, над вхо­ д о м . И к о н к у с и зо б р а ж е н и е м Н иколы б р а ­ ли в д о р о гу , п о м ещ а л и в п р омы сл ов о й и з­ бе. П е р е д н е ю м олились в кр е с тья н с ком д о м е . Н и ко л а о бы ч н о изо б раж а л ся в рост или по пояс, а иногда в о кр у ж е н и и д ругих святы х, ч ем п о д ч е р кива л а сь его первенст­ в у ю щ а я р о л ь ср е д и небесны х заступников. Ш и р о к о е р а с п ро стр а не н ие получила и ко н а Н и ко л а я Ч уд о тв о рц а в "ж и т и и ” : в ц е н тр е (с р е д н и к е ) и зо б р аж е н кр у п н о в с в я ти те л ь ско й о д е ж д е , портретно, сам святой, а по с то р о н а м в клетках ("к л е й ­ м а х ” ) - э п и зо ды из его ж изни , ко то ры е р а с к р ы в а ю т б и о гр а ф и ю и основные д е я ­ ния ч у д о тв о р ц а . П е р во на ч а л ьна я ж и в о п и с ь на старинных и ко н ах, д о л го стоявших в це ркви, скрыта п о д с л о е м ко п о ти (от гор е вш их свечей) и р я д а "п о н о в л е н и й " (п о в то р н о го нанесения к р а с к и ). Ч тобы увидеть п одл инное письмо д р е в н е го х у д о ж н и ка , н е о б х о д им о удалить эти насл оения, чем и занимаю тся спе ци а ­ листы - р е с та в р а то ры икон. В 1961-1966 год а х р е с та в р а то р Р усского м узе я в С .-П е ­ тербурге И. П. Ярославцев раскрыл хра­ м о в ую икону из Никольской церкви в селе Ковда, написанную на сосновой доске раз­ м е р о м 89x69 сантиметров в XVI веке. На ней в клеймах даны изображения: 1. Рождество Николы ; 2. Крещение; 3. О бу­ чение грамоте; 4. Поставление в диаконы; 5. Поставление в иереи; 6. Поставление в е пископы ; 7. Явление трем м у ж а м в тем ­ нице; 8. Явление царю Константину во сне; 9. Избавление Василия, сына А грикова; 10. Спасение корабля; 11. Спасение Димитрия со дна м ор я ; 12. Чудо о ковре; 13. Пре­ ставление Николы и 14. Перенесение м о ­ щей. Несомненно, для верующих поморов на­ иболее понятными и значимыми были сце­ ны спасения гибнущих в пучине моря (клейма 10 и 11). Искусствоведы отмечают высокие худо­ жественные д остоинства иконы . К рупный с пеци али ст по д р е в н е р у с с ко й живописи Э. С. Смирнова пишет: "Н икол а с житием " из п ом о р с ко го села Ковда поражает ш ум ­ ной и звонкой ж ивописью . Главное в нем - не средник, а клейма, их живость, их увле­ кательное повествование. Они нагружены, д аж е переполнены показанными в ракурсе зданиями и предметами, вздыбленными волнами, перевернутыми лодками, м н о ­ ж е ством фигурок, то подвижных и суетли­ вых, то застылых и скованных. Все это очерчено быстрыми, не всегда точными штрихами и раскрашено с необычайной я ркостью и р е зким и контрастами красного и зеленого, белого и черного, так, что вы­ глядит ослепительным ко вр ом . По своей пестроте и веселой красочности "Никола" из Ковды напоминает некоторые иконы новгородской провинции, но не имеет их объемности, рельефности, пластики. Все здесь плоское, а не вылепленное, рисован­ ное, а не написанное. Линия подчеркнута, мастер увлекается ею, превращает в орна­ мент, м но го кр а тно повторяет контур, лю ­ буясь его у зо р ом и достигая по р ою фанта­ стических эффектов. Но игра линий не ста­ новится самодовлеющей. Клейма не слу­ чайно даны "кр у п н ы м планом": каждая сценка преподнесена как осмысленное со­ бытие с наивной преувеличенностью, чрез­ м ер н остью эм оций". Особо чтимые иконы всегда украшались д ра го це н ным и окладами, шелком, ж е м ч у ­ гом . В описи К овдской церкви 1856 года говорится: "На предалтарном иконоста­ се... образ храмового праздника святителя и чудотворца Николая с чудесами им тво­ р имы м и - в киоте; риза (облачение), венец (о б о д о к поверх головы) и цата (привеска) на нем серебряные, чеканенные под золо­ том, весу 1 фунт 20 золотников" (495 грам ­ м ов). Еще один "Н и ко л а " стоял в трапез­ ном притворе, над входной д ве р ью ".

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz