Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

U s p K m Ні4 K * i M K * i t l * SSESPfi Иван УШАКОВ, краевед 10. Накануне революции ( Окончание. Начало в № 252 — 256, Ms 1 — 3.) В XIX веке число храмов на Кольском Севере заметно увеличилось. Помимо прежних, уже упомянутых, были открыты приходы: Тетринский (1844 г.), Ковдский (1845 г.), Печенгский (1855 г.), Кузомен- ский и Нотозерский (1861 г.), Ловозерский (1862 г.), Пазрецкий (1874 г.), Териберский (1885 г.), Гавриловский (1893 г.), Кильдин- ский и Чапомский (1894 г.), Александров­ ский (1899 г.). В начале XX века к ним добавились приходы Рындский, Олениц- кий и Княжегубский. В 1914 году в Алек­ сандровском благочинии, состоявшем из 11 приходов, числилось 813 дворов и 4792 жителя православного вероисповедания, имелось 23 церкви и 17 часовен. На Тер­ ском берегу и побережье Кандалакшско­ го залива в пределах нынешней Мурман­ ской области в 11 приходах насчитыва­ лось 1424 двора и 7718 жителей право­ славного благочиния. В годы первой мировой войны на Коль­ ском полуострове развернулось строи­ тельство железной дороги, порта и воен­ ных сооружений на Кольском заливе. В край прибыло несколько тысяч рабочих и служащих. Возникла потребность в со­ здании новых церквей. В 1915 году нача­ ла действовать Святоникольская церковь на транспорте "К сения” (судне из Сибир­ ской флотилии, стоявшем на базе "флот­ ской роты", там, где ныне находится Рыб­ ный порт). 21 сентября 1916 года при тор­ жественном открытии города Романо- ва-на-Мурмане (ныне — Мурманск) зало­ жили храм во имя Николая Мирликийско- го, который построить до революции не успели (ныне здесь — Дом культуры име­ ни С. М. Кирова). На железнодорожном участке Кандалакша— Кола существова­ ла передвижная церковь при 53-м рабо­ чем батальоне. В 1917 году действовала церковь на линейном корабле "Чесма” , пополнившем флотилию Северного Ледо­ витого океана, которая охраняла Мурман от нападений немецкого флота. Финские и норвежские поселенцы на Мурмане (по учету 1900 года — 1048 че­ ловек) имели свою, лютеранскую, моле­ льню в колонии Ура, построенную в 1874 году. В мае 1904 года здесь поселился пастор Андрей Густав Вуотила, и с 1905 года был открыт особый "Евангеличе­ ско-Лютеранский приход” . В начале XX века авторитет Русской православной церкви резко упал. Огром­ ное воздействие на умонастроение масс оказала революция 1905— 1907 годов. В церкви видели реакционную силу — за­ щитницу самодержавия и несправедли­ вых общественных порядков. Христианское учение, если его рас­ сматривать с позиций здравого смысла, довольно уязвимо. Под влиянием анти- церковной пропаганды (в ней принимал участие и такой великан духа, как Лев Толстой) в России появилось немало со­ мневающихся в истинах Священного пи­ сания. Раздавались голоса за "обновле­ ние” церкви. Росло безверие. Исчезало благоговейное отношение к духовным пастырям. Все это проявилось и в жизни Кольского Севера. Уже в 1899 году в отчете Кольского благочиния отмечается, что четвертая часть прихожан "нерадива в религиоз­ но-нравственном отношении", и "хотя ме­ щане и крестьяне часто посещают бого­ служения, но равнодушно смотрят на призыв к исполнению христианского дол­ га” . Сократился приток пожертвований сельскому духовенству. Со времен Екате­ рины Второй священникам и причетникам стало выдаваться казенное жалование. На Мурманском берегу в начале XX века священники получали из казны обычно по 558 рублей в год (лишь один — Кон­ стантин Щеколдин — 1146 рублей 60 ко­ пеек) и 100 рублей на разъезды. На Тер­ ском берегу жалованье священника ко­ лебалось в пределах 425— 475 рублей. Причетники получали примерно втрое меньше, чем священнослужители. Квали­ фицированные рабочие — пильщики на станках — на Умбском лесозаводе зара­ батывали в год около 300 рублей. Но духовенство имело большие дополни­ тельные доходы от требоисправления (в Коле — до 200 рублей на человека, в Кандалакше — около 100 рублей в год) и от угодий, которые выделялись прихо­ жанами в пользу причта по старинному обычаю (от 10 до 100 рублей в год в раз­ ных приходах православного благочи­ ния). Учитывая многодетность духовенства, его нельзя считать слишком зажиточным, особенно низший слой — пономарей, дьячков и псаломщиков. Но крестьяне высказывали недовольство поборами ду­ ховенства. По их мнению, духовные бла­ годенствовали за их счет. 9 марта 1906 года крестьянские уполномоченные, со­ бравшись в городе Александровске для составления наказов будущему члену Го­ сударственной думы, единодушно заяви­ ли: ” Мы ходатайствуем, чтобы причты обеспечивались в достаточной степени жалованьем из казны и все таинства и необходимейшие требоисправления — похороны, молебны родительницам — совершались священниками совер­ шенно бесплатно, а за совершение заказ­ ных литургий и молебнов установлена была умеренная такса, взимать плату свыше которой строго воспретить” . Показателен конфликт, происшедший в Кузомени. Местный священник Василий Перовский 15 декабря 1906 года прекра­ тил занятия в сельском училище и дал в Архангельск директору народных учи­ лищ телеграмму о том, что учитель Антон Андреевич Витюгов "проводит ученикам отрицательные взгляды на религию... Уроки закона Божия теряют смысл, его авторитет подрывается” . Священник по­ требовал удаления Витюгова. Прихожане разделились на две группы. "Крестьяне, держащиеся старого порядка” (77 домо­ хозяев из 120), поддержали священника, заявили, что им не нужен учитель, кото­ рый "учит детей, чтобы в Бога не веро­ вали, в церковь не ходили и Богу не молились". По утверждению некоторых родителей, их дети усвоили такие мысли учителя: "Нет Бога, нет рая, и мучений не будет в загробной жи зни ” . В защиту Ви­ тюгова подписались 12 крестьян, и часть прихожан уклонилась от поддержки свя­ щенника. В донесении училищному на­ чальству В. Перовский обращал внима­ ние на "распространявшийся в народе новый взгляд на жизненные духовные во­ просы и общественного характера” . 17 февраля 1907 года А. А. Витюгова арестовали выслали з Архангельск. Чиновник по крестьянским делам А. А. Мухин в 1910 году отмечал: ’’Населе­ ние Мурманского берега весьма индиф­ ферентно (безразлично) относится к за­ просам духа в области религии” , поэтому здесь "нужны пастыри сильные духом и верою", а не присланные в наказание за ’’безнравственную жизнь". Лопарское население в церковных от­ четах характеризуется как религиозное и ревностно исполняющее христианский долг исповеди и причастия. Но и среди этой паствы появились признаки безве­ рия. Так, в ноябре 1914 года 20-летний понойский лопарь Киприан Харлин в при­ сутствии нескольких жителей села креп­ ко ругал царя "и вместе с сим такой же бранью ругал и Бога” . Несмотря на отмеченные явления, в народной массе сохранялась вера в Бо­ га. В годы войны положение трудового населения значительно ухудшилось. В селения приходили извещения о гибели и ранениях людей на полях сражений. Страдания и бедствия народа подпиты­ вали в нем религиозное чувство, усили­ вали тяготение к церкви и святым мес­ там. Но в обстановке обострения соци­ альных противоречий среди части насе­ ления росло неприязненное отношение к духовенству, которое, по представле­ нию обедневших прихожан, имело слиш­ ком много материальных благ и отстаи­ вало интересы господствующих классов. Октябрь 1917 года открыл эпоху лютых гонений и поругания Русской церкви и православного духовенства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz