Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
U s p K m Ні4 K * i M K * i t l * SSESPfi Иван УШАКОВ, краевед 10. Накануне революции ( Окончание. Начало в № 252 — 256, Ms 1 — 3.) В XIX веке число храмов на Кольском Севере заметно увеличилось. Помимо прежних, уже упомянутых, были открыты приходы: Тетринский (1844 г.), Ковдский (1845 г.), Печенгский (1855 г.), Кузомен- ский и Нотозерский (1861 г.), Ловозерский (1862 г.), Пазрецкий (1874 г.), Териберский (1885 г.), Гавриловский (1893 г.), Кильдин- ский и Чапомский (1894 г.), Александров ский (1899 г.). В начале XX века к ним добавились приходы Рындский, Олениц- кий и Княжегубский. В 1914 году в Алек сандровском благочинии, состоявшем из 11 приходов, числилось 813 дворов и 4792 жителя православного вероисповедания, имелось 23 церкви и 17 часовен. На Тер ском берегу и побережье Кандалакшско го залива в пределах нынешней Мурман ской области в 11 приходах насчитыва лось 1424 двора и 7718 жителей право славного благочиния. В годы первой мировой войны на Коль ском полуострове развернулось строи тельство железной дороги, порта и воен ных сооружений на Кольском заливе. В край прибыло несколько тысяч рабочих и служащих. Возникла потребность в со здании новых церквей. В 1915 году нача ла действовать Святоникольская церковь на транспорте "К сения” (судне из Сибир ской флотилии, стоявшем на базе "флот ской роты", там, где ныне находится Рыб ный порт). 21 сентября 1916 года при тор жественном открытии города Романо- ва-на-Мурмане (ныне — Мурманск) зало жили храм во имя Николая Мирликийско- го, который построить до революции не успели (ныне здесь — Дом культуры име ни С. М. Кирова). На железнодорожном участке Кандалакша— Кола существова ла передвижная церковь при 53-м рабо чем батальоне. В 1917 году действовала церковь на линейном корабле "Чесма” , пополнившем флотилию Северного Ледо витого океана, которая охраняла Мурман от нападений немецкого флота. Финские и норвежские поселенцы на Мурмане (по учету 1900 года — 1048 че ловек) имели свою, лютеранскую, моле льню в колонии Ура, построенную в 1874 году. В мае 1904 года здесь поселился пастор Андрей Густав Вуотила, и с 1905 года был открыт особый "Евангеличе ско-Лютеранский приход” . В начале XX века авторитет Русской православной церкви резко упал. Огром ное воздействие на умонастроение масс оказала революция 1905— 1907 годов. В церкви видели реакционную силу — за щитницу самодержавия и несправедли вых общественных порядков. Христианское учение, если его рас сматривать с позиций здравого смысла, довольно уязвимо. Под влиянием анти- церковной пропаганды (в ней принимал участие и такой великан духа, как Лев Толстой) в России появилось немало со мневающихся в истинах Священного пи сания. Раздавались голоса за "обновле ние” церкви. Росло безверие. Исчезало благоговейное отношение к духовным пастырям. Все это проявилось и в жизни Кольского Севера. Уже в 1899 году в отчете Кольского благочиния отмечается, что четвертая часть прихожан "нерадива в религиоз но-нравственном отношении", и "хотя ме щане и крестьяне часто посещают бого служения, но равнодушно смотрят на призыв к исполнению христианского дол га” . Сократился приток пожертвований сельскому духовенству. Со времен Екате рины Второй священникам и причетникам стало выдаваться казенное жалование. На Мурманском берегу в начале XX века священники получали из казны обычно по 558 рублей в год (лишь один — Кон стантин Щеколдин — 1146 рублей 60 ко пеек) и 100 рублей на разъезды. На Тер ском берегу жалованье священника ко лебалось в пределах 425— 475 рублей. Причетники получали примерно втрое меньше, чем священнослужители. Квали фицированные рабочие — пильщики на станках — на Умбском лесозаводе зара батывали в год около 300 рублей. Но духовенство имело большие дополни тельные доходы от требоисправления (в Коле — до 200 рублей на человека, в Кандалакше — около 100 рублей в год) и от угодий, которые выделялись прихо жанами в пользу причта по старинному обычаю (от 10 до 100 рублей в год в раз ных приходах православного благочи ния). Учитывая многодетность духовенства, его нельзя считать слишком зажиточным, особенно низший слой — пономарей, дьячков и псаломщиков. Но крестьяне высказывали недовольство поборами ду ховенства. По их мнению, духовные бла годенствовали за их счет. 9 марта 1906 года крестьянские уполномоченные, со бравшись в городе Александровске для составления наказов будущему члену Го сударственной думы, единодушно заяви ли: ” Мы ходатайствуем, чтобы причты обеспечивались в достаточной степени жалованьем из казны и все таинства и необходимейшие требоисправления — похороны, молебны родительницам — совершались священниками совер шенно бесплатно, а за совершение заказ ных литургий и молебнов установлена была умеренная такса, взимать плату свыше которой строго воспретить” . Показателен конфликт, происшедший в Кузомени. Местный священник Василий Перовский 15 декабря 1906 года прекра тил занятия в сельском училище и дал в Архангельск директору народных учи лищ телеграмму о том, что учитель Антон Андреевич Витюгов "проводит ученикам отрицательные взгляды на религию... Уроки закона Божия теряют смысл, его авторитет подрывается” . Священник по требовал удаления Витюгова. Прихожане разделились на две группы. "Крестьяне, держащиеся старого порядка” (77 домо хозяев из 120), поддержали священника, заявили, что им не нужен учитель, кото рый "учит детей, чтобы в Бога не веро вали, в церковь не ходили и Богу не молились". По утверждению некоторых родителей, их дети усвоили такие мысли учителя: "Нет Бога, нет рая, и мучений не будет в загробной жи зни ” . В защиту Ви тюгова подписались 12 крестьян, и часть прихожан уклонилась от поддержки свя щенника. В донесении училищному на чальству В. Перовский обращал внима ние на "распространявшийся в народе новый взгляд на жизненные духовные во просы и общественного характера” . 17 февраля 1907 года А. А. Витюгова арестовали выслали з Архангельск. Чиновник по крестьянским делам А. А. Мухин в 1910 году отмечал: ’’Населе ние Мурманского берега весьма индиф ферентно (безразлично) относится к за просам духа в области религии” , поэтому здесь "нужны пастыри сильные духом и верою", а не присланные в наказание за ’’безнравственную жизнь". Лопарское население в церковных от четах характеризуется как религиозное и ревностно исполняющее христианский долг исповеди и причастия. Но и среди этой паствы появились признаки безве рия. Так, в ноябре 1914 года 20-летний понойский лопарь Киприан Харлин в при сутствии нескольких жителей села креп ко ругал царя "и вместе с сим такой же бранью ругал и Бога” . Несмотря на отмеченные явления, в народной массе сохранялась вера в Бо га. В годы войны положение трудового населения значительно ухудшилось. В селения приходили извещения о гибели и ранениях людей на полях сражений. Страдания и бедствия народа подпиты вали в нем религиозное чувство, усили вали тяготение к церкви и святым мес там. Но в обстановке обострения соци альных противоречий среди части насе ления росло неприязненное отношение к духовенству, которое, по представле нию обедневших прихожан, имело слиш ком много материальных благ и отстаи вало интересы господствующих классов. Октябрь 1917 года открыл эпоху лютых гонений и поругания Русской церкви и православного духовенства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz