Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

U s p im лНгі K * iM K * i t 1 ^ gSESPfi Иван УШАКОВ, краевед 9. Трифоно-Печенгскиймонастырь (Продолжение. Начало « № 252 — 256, № 1, 2.J В 60— 70-х годах XIX века на Западном Мурмане поселились так называемые ко­ лонисты — православные крестьяне, при­ шедшие из беломорских селений, и люте­ ране — финны и норвежцы. Одна из ко­ лоний обосновалась на месте древнего Печенгского монастыря. Здесь в 1880 го­ ду колонисты поставили храм во имя пре­ подобного Трифона, ставший причтовой церковью Печенгского прихода. Культ Трифона, в середине XVII века причисленного к лику святых, за два сто­ летия пустил глубокие корни в сознании жителей Севера. Ежегодно сотни палом­ ников посещали могилу Трифона при Сретенской церкви. Известный путешест­ венник Ф. П. Литке назвал Печенгу "М е к­ кой” Кольского края. 15 декабря 1883 года исполнялось 300 лет со дня кончины Трифона. Накануне этой даты стали раздаваться голоса о не­ обходимости возобновления Печенгской обители. По подписке на это поступило более 20 тысяч рублей пожертвований. Строительство Трифоно-Печенгского монастыря глава Синода К. П. Победоно­ сцев в 1886 году поручил соловецким мо­ нахам. Первые пять ,лет дело подвига­ лось медленно. Положение решительно изменилось, когда настоятелем созидае­ мой обители стал энергичный и уже имевший опыт строительной деятельнос­ ти иеромонах Ионафан. В короткий срок в месте погребения 116 мучеников, уби­ тых шведами в 1589 году, возник поселок (более десятка жилых домов), различные мастерские и хозяйственные службы. Ко­ лонистов, поселившихся на Трифоновом поле, Ионафан переселил в колонию Га­ гарку, построив им новые дома. Летом 1900 года приходскую Трифоновскую церковь и причтовый дом перенесли на Баркинский кряж — центральное место нескольких поселений, именовавшихся в целом Печенгой. В строительстве монастыря участвова­ ли богомольцы, во множестве стекав­ шиеся поклониться мощам святого Три­ фона и потрудиться во славу его обители. От разных учреждений и лиц поступали пожертвования. Александр Третий пода­ рил шитую золотом и серебром бархат­ ную ризу с полным священническим об­ лачением к ней. Казна отпускала бес­ платно лес. Николай Второй прислал две динамо-машины и другое оборудование для электрического освещения. Прави­ тельство отвело монастырю обширные сельскохозяйственные и промысловые угодья, ежегодно выдавало на строи­ тельство монастыря по 5 тысяч рублей. Наряду с сооружением зданий был вы­ полнен огромный объем земляных работ: проложена конная дорога от Пустыни до Печенги протяженностью 14 верст, на ко­ торой устроено 16 мостов и 38 водопро­ водных труб, прокопано около 40 верст канав по болотистой местности, прорыты холмы и засыпаны овраги. В Пустыни над могилой Трифона поставили новую Сре­ тенскую церковь. На Трифоновом поле построили красивую гостиницу и двух­ этажный дом для рабочих и мастерских. Трифоно-Печенгский монастырь посе­ щали многие видные деятели: министр финансов С. Витте, меценат С. Мамонтов, великий князь Владимир Александрович. Художники К. Коровин, В. Серов писали здесь этюды — вид Трифонова ручья и др. Летом 1911 года в монастыре побывал московский журналист Е. В. Гешин, кото­ рый поделился своими впечатлениями в "Русской мысли” : "Утомленный тяже­ лыми картинами мурманской жизни... я попал в Трифоно-Печенгский монас­ тырь с его мастерскими, водяными двига­ телями, электрическим освещением, мо­ торными лодками, цветущим сельским хозяйством, с его комфортом... Казалось, что это только сон... Все здания монас­ тыря соединены телефоном... Новая цер­ ковь — высокая, светлая, какая-то осо бенно жизнерадостная, с прекрасными, художественно исполненными иконами... Трифоно-Печенгский монастырь, пред­ ставляющий собою цветущий, полный жизни оазис в этой негостеприимной се­ верной природе, является наглядным до очевидности доказательством могущест­ ва человеческого гения, человеческого труда". В 1913 году монастырь посетило 1436 человек, в том числе из дальних губерний 86 богомольцев; в 1917 году число палом­ ников достигло 3650 человек. Глубокое воздействие на верующих оказывала главная святыня — могила Трифона, а также реликвии, хранившиеся в монас­ тыре: "слиток камня, кирпича и глины с вплавленною человеческою костью с места разорения древней обители и два ручных жернова, принесенных по преда­ нию Трифоном из Кольского поселка за 150 верст” . Постоянное население монастыря сос­ тояло: в 1907 году — 11 монахов, 40 по­ слушников и 147 трудников; в 1916 году — 28 монахов, 27 послушников и 39 годо­ вых трудников. Монастырю принадлежа­ ло 12185 десятин земли, в том числе 1200 десятин покоса. На Айновых островах мо­ настырь создал "гагачье хозяйство” . Скота в 1913 году числилось: лошадей 24, коров и быков 34, оленей 2318. Сена сня­ то 15960 пудов. Накануне революции в монастыре сто­ яло 85 построек, среди них — храм Рож­ дества Христова, воздвигнутый над моги­ лой 116 мучеников. Монастырь имел две библиотеки, в которых находилось свыше 3 тысяч книг. Монастырь, содержавший Баркинскую школу, несомненно способствовал рас­ пространению грамотности среди окрест­ ного населения. По свидетельству пе­ ченгского священника Георгия Теренти- ева, игумен Ионафан имел "немалое вли­ яние на религиозно-нравственную жизнь колонистов и подавал нуждающимся по­ сильную помощь” . Правительство и Си­ нод считали Трифоно-Печенгский монас­ тырь "оплотом православия” , "светочем культуры" в краю, "заполненном иновер­ цами” , образцом, как следует благоуст­ раивать жизнь в условиях сурового Мур­ мана. ( Окончание следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz