Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
U s p im лНгі K * iM K * i t 1 ^ gSESPfi Иван УШАКОВ, краевед 9. Трифоно-Печенгскиймонастырь (Продолжение. Начало « № 252 — 256, № 1, 2.J В 60— 70-х годах XIX века на Западном Мурмане поселились так называемые ко лонисты — православные крестьяне, при шедшие из беломорских селений, и люте ране — финны и норвежцы. Одна из ко лоний обосновалась на месте древнего Печенгского монастыря. Здесь в 1880 го ду колонисты поставили храм во имя пре подобного Трифона, ставший причтовой церковью Печенгского прихода. Культ Трифона, в середине XVII века причисленного к лику святых, за два сто летия пустил глубокие корни в сознании жителей Севера. Ежегодно сотни палом ников посещали могилу Трифона при Сретенской церкви. Известный путешест венник Ф. П. Литке назвал Печенгу "М е к кой” Кольского края. 15 декабря 1883 года исполнялось 300 лет со дня кончины Трифона. Накануне этой даты стали раздаваться голоса о не обходимости возобновления Печенгской обители. По подписке на это поступило более 20 тысяч рублей пожертвований. Строительство Трифоно-Печенгского монастыря глава Синода К. П. Победоно сцев в 1886 году поручил соловецким мо нахам. Первые пять ,лет дело подвига лось медленно. Положение решительно изменилось, когда настоятелем созидае мой обители стал энергичный и уже имевший опыт строительной деятельнос ти иеромонах Ионафан. В короткий срок в месте погребения 116 мучеников, уби тых шведами в 1589 году, возник поселок (более десятка жилых домов), различные мастерские и хозяйственные службы. Ко лонистов, поселившихся на Трифоновом поле, Ионафан переселил в колонию Га гарку, построив им новые дома. Летом 1900 года приходскую Трифоновскую церковь и причтовый дом перенесли на Баркинский кряж — центральное место нескольких поселений, именовавшихся в целом Печенгой. В строительстве монастыря участвова ли богомольцы, во множестве стекав шиеся поклониться мощам святого Три фона и потрудиться во славу его обители. От разных учреждений и лиц поступали пожертвования. Александр Третий пода рил шитую золотом и серебром бархат ную ризу с полным священническим об лачением к ней. Казна отпускала бес платно лес. Николай Второй прислал две динамо-машины и другое оборудование для электрического освещения. Прави тельство отвело монастырю обширные сельскохозяйственные и промысловые угодья, ежегодно выдавало на строи тельство монастыря по 5 тысяч рублей. Наряду с сооружением зданий был вы полнен огромный объем земляных работ: проложена конная дорога от Пустыни до Печенги протяженностью 14 верст, на ко торой устроено 16 мостов и 38 водопро водных труб, прокопано около 40 верст канав по болотистой местности, прорыты холмы и засыпаны овраги. В Пустыни над могилой Трифона поставили новую Сре тенскую церковь. На Трифоновом поле построили красивую гостиницу и двух этажный дом для рабочих и мастерских. Трифоно-Печенгский монастырь посе щали многие видные деятели: министр финансов С. Витте, меценат С. Мамонтов, великий князь Владимир Александрович. Художники К. Коровин, В. Серов писали здесь этюды — вид Трифонова ручья и др. Летом 1911 года в монастыре побывал московский журналист Е. В. Гешин, кото рый поделился своими впечатлениями в "Русской мысли” : "Утомленный тяже лыми картинами мурманской жизни... я попал в Трифоно-Печенгский монас тырь с его мастерскими, водяными двига телями, электрическим освещением, мо торными лодками, цветущим сельским хозяйством, с его комфортом... Казалось, что это только сон... Все здания монас тыря соединены телефоном... Новая цер ковь — высокая, светлая, какая-то осо бенно жизнерадостная, с прекрасными, художественно исполненными иконами... Трифоно-Печенгский монастырь, пред ставляющий собою цветущий, полный жизни оазис в этой негостеприимной се верной природе, является наглядным до очевидности доказательством могущест ва человеческого гения, человеческого труда". В 1913 году монастырь посетило 1436 человек, в том числе из дальних губерний 86 богомольцев; в 1917 году число палом ников достигло 3650 человек. Глубокое воздействие на верующих оказывала главная святыня — могила Трифона, а также реликвии, хранившиеся в монас тыре: "слиток камня, кирпича и глины с вплавленною человеческою костью с места разорения древней обители и два ручных жернова, принесенных по преда нию Трифоном из Кольского поселка за 150 верст” . Постоянное население монастыря сос тояло: в 1907 году — 11 монахов, 40 по слушников и 147 трудников; в 1916 году — 28 монахов, 27 послушников и 39 годо вых трудников. Монастырю принадлежа ло 12185 десятин земли, в том числе 1200 десятин покоса. На Айновых островах мо настырь создал "гагачье хозяйство” . Скота в 1913 году числилось: лошадей 24, коров и быков 34, оленей 2318. Сена сня то 15960 пудов. Накануне революции в монастыре сто яло 85 построек, среди них — храм Рож дества Христова, воздвигнутый над моги лой 116 мучеников. Монастырь имел две библиотеки, в которых находилось свыше 3 тысяч книг. Монастырь, содержавший Баркинскую школу, несомненно способствовал рас пространению грамотности среди окрест ного населения. По свидетельству пе ченгского священника Георгия Теренти- ева, игумен Ионафан имел "немалое вли яние на религиозно-нравственную жизнь колонистов и подавал нуждающимся по сильную помощь” . Правительство и Си нод считали Трифоно-Печенгский монас тырь "оплотом православия” , "светочем культуры" в краю, "заполненном иновер цами” , образцом, как следует благоуст раивать жизнь в условиях сурового Мур мана. ( Окончание следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz