Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

М НОГИЕ, проезжая через Колу, видели стоящий у дороги под навесом ста­ ринный деревянный крест. От времени он потемнел, по­ крылся трещинами, отдель­ ные участки поверхности разрушились, но все еще можно прочитать: лета 7143 июня въ 16 день иоставлетіъ сии крестъ на поклонение всемъ христианомъ. Как видно из надписи, это поклонный молитвенный крест. Дата — 7143 год от сотворения мира — соответ­ ствует 1635 году по совре­ менному летоисчислению. Следовательно, крест стоит более 340 лет. Это самый древний деревянный памят­ ник на Кольской земле. Кем и зачем он поставлен здесь, если рядом стояла церковь и молено было по­ молиться, обратя взоры к храму? По рассказу помора П. В. Буторина, записанному в 1664 году, крест с «сенью» (покрытием) ставил коль­ ский воевода Гурии Ивано­ вич Волынцев в честь Вар- лаама Керетского за «исце­ ление» от тяжкого недуга. Неизвестно, об этом ли кресте идет речь в рассказе II. В. Буторина, но Г. И. Во­ лынцев действительно в се­ редине 30-х годов XVII века воеводствовал в Коле. Варлаам, согласно житий­ ной повести, происходил из села Керети и во времена Ивана Грозного служил в Коле священником. Из рев­ ности он убил свою жену. Желал искупить грех, Вар­ лаам сложил сан священни­ ка и с трупом жены плавал по морю на карбасе до тех пор, пока не получил проще­ ние от бога. Ііо народному поверью, он обрел чудодейственную си­ лу. Возле Святого Носа Варлаам «заклял» червей, которые прогрызали днища судов и тем навсегда изба­ вил мореходов от величай­ шей опасности. Поморы считали Варлаама святым, приходящим на по­ мощь во время несчастий на море. К нему обращались с молитвой, когда терпели бедствие на иоде. Писателя С. В. Максимова в 1856 году поморы, провожая в плава* ние, напутствовали слова­ ми: «Смотри — неладное что выйдет тебе: поветерья что ли долго не будет, в бурю ли страх обуяет тебя... — мо­ литву свою Варлаамчю Ке- ретскому посылай... Пособ­ ляет». Церковь не канонизирова­ ла Варлаама как святого, но молиться ему не запрещала. Варлаам не похож на ос­ тальных божьих угодников. Исследователь «Жития Вар­ лаама Керетского» доктор филологических наук Л. Л. Дмитриев отмечал, что пе­ ред нами не подвижник во славу веры, а «человек, со­ вершивший тяжкое прес­ тупление, человек с несча­ стной судьбой. Подвиг его -­ ото не отшельничество, не деяния, укрепляющие могу- - 3 4 0 Л Е Т Страницы истории щество церкви, а тяжкий повседневный труд на мо­ ре...». В прошлые времена на морских берегах стояло не­ мало крестов: благодарст­ венных (за спасение от смерти), навигационных (пу­ тевые ориентиры), надмо­ гильных (в память о погиб­ ших). Крест, воздвигнутый в честь Варлаама Керет­ ского, ориентиром не слу­ жил. По церковным сведениям, первоначально он стоял воз­ ле судовой пристани. Но после того, как в последней четверти XVIII века река Кола изменила течение и устремилась вправо от Кладбищенского острова, крест перенесли в так назы­ ваемое Верховье, к часовне Всемилостивого Спаса. В X IX веке ореди колян сложилось убеждение, будто крест был срублен самим Варлаамом Керетским. Из­ вестный этнограф В. Н. Ха- рузина, посетившая Колу в 1887 году, отметила две ме­ стные святыни: очень древ­ нюю, «всеми почитаемую икону св. Троицы» и «ста­ ринный крест под навесом», стоящий возле «часовенки во имя Спаса Милостивого». *По кольскому преданию, — писала В. Н. Харузина, — он был поставлен собственно­ ручно Варлаамием Керет­ ским, святым, очень почита­ емым на. всем Севере». Кола являлась сборным пунктом для рыбаков, за­ нимавшихся весенними про­ мыслами на Мурмане. Сюда ежегодно в марте сходилось со всего непашенного Помо­ рья до 2—3 тысяч человек. Около трети из них придер­ живались «старой веры», не посещали церковь, предпо­ читали молиться у древнего, дониконианского креста, со­ оруженного, как они дума­ ли, их земляком — святым Варлаамом Керетским. Путешественники, посе­ щавшие Север, неизменно восхищались бесстрашием промышленников. Академик И. И. Лепехин отмечал: на утлых шняках, шитых ви­ цею (тонкими скрученными корнями), местные жители плавают из Колы в Архан­ гельск и обратно: на таких же судах «коляне и другие тресковые промышленники пускаются верст по 30 от берега в открытый океан, не бояся никакой погоды». Директор народных учи­ лищ Архангельской губер­ нии Илья Никольский в 1845 году писал: «Для жите­ лей Кольского уезда одна надежда на море, с которым они свыкаются с самого детства, а потому они равно­ душно смотрят на ужасные его волны, без боязни садят­ ся в малую лодку и беспеч­ но пускаются в даль кипя­ щей бездны. Кольский ры­ бак является истинно вели­ ким, когда он в самую бу­ рю объезжает свои рыболов­ ные снасти. Смотря на него, нельзя не удивляться зака­ ленной его отважности и ис­ кусству управлять лодкою». Не случайно Петр I зачис­ лил 250 колян в матросы Балтийского военно-мор­ ского флота. Но океан все-таки был сильнее человека. По осени, когда промышленники воз­ вращались в селения и при носили вести о погибших, вдовы и сироты горько опла­ кивали своих кормильцев. И мысли людей невольно обращались к святым покро­ вителям — Николе, Варла- аму, Трифону... Уходя в мо­ ре, клали поклоны кресту, стоявшему у пристани. В Поморье говорили: «Кто на Мурмане не бывал, тот и го­ ря не видал — богу не ма- ливался». Настроение промышленни­ ка перед выходом в морс выразительно обрисовано в безыскусном стихотворении местного поэта Якова Ива­ новича Редькина: Сегодня в море отправляюсь, Быть может, завтра ворочусь. Кладу земной поклон иконам, Молитву богу воздаю. С родными я прощаюсь, Крепко руку им пожму: Сегодня с ними я видаюсь, А завтра, может быть, и нет! Морока волна меня закроет, И богу душу отдаю... Автор этих строк погиб на промысле в марте 1898 года. Товарищи вспоминали о нем: «Человек был роста выше среднего, коренастый, смел до чрезвычайности, ни­ когда не растеряется». Ему исполнилось 37 лет — опыт­ ный мореход, в расцвете сил... Современному человеку, моряку, плавающему на крупных машинных судах, особенно молодому поколе­ нию, нелегко понять внут­ ренний мир людей прошло­ го, их наивную веру в по­ мощь святых. Многим мо­ жет показаться, что незачем хранить этот придорожный крест. Рассуждать так — не ува­ жать историю своей стра­ ны. Кольский крест — уди­ вительный, единственный в своем роде памятник. Он — наглядное свидетельство глубоких истоков тяжелой и полной опасностей жизни русских людей на Кольской земле. Это памятник нашим предкам, безвестным труже­ никам, в течение веков ос­ ваивавшим суровые север­ ные моря, памятник многим поколениям рыбаков, ходив­ ших на мурманские про­ мыслы. И. УШАКОВ. Член президиума Мур­ манского областного сове­ та Всероссийского обще­ ства охраны памятников истории и культуры. ПАМЯТНИКУ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz