Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
М НОГИЕ, проезжая через Колу, видели стоящий у дороги под навесом ста ринный деревянный крест. От времени он потемнел, по крылся трещинами, отдель ные участки поверхности разрушились, но все еще можно прочитать: лета 7143 июня въ 16 день иоставлетіъ сии крестъ на поклонение всемъ христианомъ. Как видно из надписи, это поклонный молитвенный крест. Дата — 7143 год от сотворения мира — соответ ствует 1635 году по совре менному летоисчислению. Следовательно, крест стоит более 340 лет. Это самый древний деревянный памят ник на Кольской земле. Кем и зачем он поставлен здесь, если рядом стояла церковь и молено было по молиться, обратя взоры к храму? По рассказу помора П. В. Буторина, записанному в 1664 году, крест с «сенью» (покрытием) ставил коль ский воевода Гурии Ивано вич Волынцев в честь Вар- лаама Керетского за «исце ление» от тяжкого недуга. Неизвестно, об этом ли кресте идет речь в рассказе II. В. Буторина, но Г. И. Во лынцев действительно в се редине 30-х годов XVII века воеводствовал в Коле. Варлаам, согласно житий ной повести, происходил из села Керети и во времена Ивана Грозного служил в Коле священником. Из рев ности он убил свою жену. Желал искупить грех, Вар лаам сложил сан священни ка и с трупом жены плавал по морю на карбасе до тех пор, пока не получил проще ние от бога. Ііо народному поверью, он обрел чудодейственную си лу. Возле Святого Носа Варлаам «заклял» червей, которые прогрызали днища судов и тем навсегда изба вил мореходов от величай шей опасности. Поморы считали Варлаама святым, приходящим на по мощь во время несчастий на море. К нему обращались с молитвой, когда терпели бедствие на иоде. Писателя С. В. Максимова в 1856 году поморы, провожая в плава* ние, напутствовали слова ми: «Смотри — неладное что выйдет тебе: поветерья что ли долго не будет, в бурю ли страх обуяет тебя... — мо литву свою Варлаамчю Ке- ретскому посылай... Пособ ляет». Церковь не канонизирова ла Варлаама как святого, но молиться ему не запрещала. Варлаам не похож на ос тальных божьих угодников. Исследователь «Жития Вар лаама Керетского» доктор филологических наук Л. Л. Дмитриев отмечал, что пе ред нами не подвижник во славу веры, а «человек, со вершивший тяжкое прес тупление, человек с несча стной судьбой. Подвиг его - ото не отшельничество, не деяния, укрепляющие могу- - 3 4 0 Л Е Т Страницы истории щество церкви, а тяжкий повседневный труд на мо ре...». В прошлые времена на морских берегах стояло не мало крестов: благодарст венных (за спасение от смерти), навигационных (пу тевые ориентиры), надмо гильных (в память о погиб ших). Крест, воздвигнутый в честь Варлаама Керет ского, ориентиром не слу жил. По церковным сведениям, первоначально он стоял воз ле судовой пристани. Но после того, как в последней четверти XVIII века река Кола изменила течение и устремилась вправо от Кладбищенского острова, крест перенесли в так назы ваемое Верховье, к часовне Всемилостивого Спаса. В X IX веке ореди колян сложилось убеждение, будто крест был срублен самим Варлаамом Керетским. Из вестный этнограф В. Н. Ха- рузина, посетившая Колу в 1887 году, отметила две ме стные святыни: очень древ нюю, «всеми почитаемую икону св. Троицы» и «ста ринный крест под навесом», стоящий возле «часовенки во имя Спаса Милостивого». *По кольскому преданию, — писала В. Н. Харузина, — он был поставлен собственно ручно Варлаамием Керет ским, святым, очень почита емым на. всем Севере». Кола являлась сборным пунктом для рыбаков, за нимавшихся весенними про мыслами на Мурмане. Сюда ежегодно в марте сходилось со всего непашенного Помо рья до 2—3 тысяч человек. Около трети из них придер живались «старой веры», не посещали церковь, предпо читали молиться у древнего, дониконианского креста, со оруженного, как они дума ли, их земляком — святым Варлаамом Керетским. Путешественники, посе щавшие Север, неизменно восхищались бесстрашием промышленников. Академик И. И. Лепехин отмечал: на утлых шняках, шитых ви цею (тонкими скрученными корнями), местные жители плавают из Колы в Архан гельск и обратно: на таких же судах «коляне и другие тресковые промышленники пускаются верст по 30 от берега в открытый океан, не бояся никакой погоды». Директор народных учи лищ Архангельской губер нии Илья Никольский в 1845 году писал: «Для жите лей Кольского уезда одна надежда на море, с которым они свыкаются с самого детства, а потому они равно душно смотрят на ужасные его волны, без боязни садят ся в малую лодку и беспеч но пускаются в даль кипя щей бездны. Кольский ры бак является истинно вели ким, когда он в самую бу рю объезжает свои рыболов ные снасти. Смотря на него, нельзя не удивляться зака ленной его отважности и ис кусству управлять лодкою». Не случайно Петр I зачис лил 250 колян в матросы Балтийского военно-мор ского флота. Но океан все-таки был сильнее человека. По осени, когда промышленники воз вращались в селения и при носили вести о погибших, вдовы и сироты горько опла кивали своих кормильцев. И мысли людей невольно обращались к святым покро вителям — Николе, Варла- аму, Трифону... Уходя в мо ре, клали поклоны кресту, стоявшему у пристани. В Поморье говорили: «Кто на Мурмане не бывал, тот и го ря не видал — богу не ма- ливался». Настроение промышленни ка перед выходом в морс выразительно обрисовано в безыскусном стихотворении местного поэта Якова Ива новича Редькина: Сегодня в море отправляюсь, Быть может, завтра ворочусь. Кладу земной поклон иконам, Молитву богу воздаю. С родными я прощаюсь, Крепко руку им пожму: Сегодня с ними я видаюсь, А завтра, может быть, и нет! Морока волна меня закроет, И богу душу отдаю... Автор этих строк погиб на промысле в марте 1898 года. Товарищи вспоминали о нем: «Человек был роста выше среднего, коренастый, смел до чрезвычайности, ни когда не растеряется». Ему исполнилось 37 лет — опыт ный мореход, в расцвете сил... Современному человеку, моряку, плавающему на крупных машинных судах, особенно молодому поколе нию, нелегко понять внут ренний мир людей прошло го, их наивную веру в по мощь святых. Многим мо жет показаться, что незачем хранить этот придорожный крест. Рассуждать так — не ува жать историю своей стра ны. Кольский крест — уди вительный, единственный в своем роде памятник. Он — наглядное свидетельство глубоких истоков тяжелой и полной опасностей жизни русских людей на Кольской земле. Это памятник нашим предкам, безвестным труже никам, в течение веков ос ваивавшим суровые север ные моря, памятник многим поколениям рыбаков, ходив ших на мурманские про мыслы. И. УШАКОВ. Член президиума Мур манского областного сове та Всероссийского обще ства охраны памятников истории и культуры. ПАМЯТНИКУ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz