Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

U s n m ІНгі K*r1b£K«ft1 ^ S£E£P£ Иван УШАКОВ, краевед (Продолжение. Начало в № 252-256; N 9 1) 8. ХРАМОСТРОЕНИЕ Каждое крупное селение стремилось срубить у себя красивую, не похожую на остальные церковь. Для этого приглаша­ ли лучших мастеров и, рядясь с ними, не скупились на плату. Заранее, зимою, за­ готовляли смолистый сосновый лес, вы­ бирали для храма возвышенное, хорошо обозреваемое место. Замечательным творением церковной архитектуры стал храм Воскресения Хри­ стова, сооруженный в Коле в 1681— 1684 годах. В описании 1711 года даются такие сведения: "Соборная церковь Воскресе­ ния Христова, деревянная, крестовая; по правую (южную) сторону тое церкви при­ дел Николая чудотворца, а по левую сто­ рону придел Георгия великомученика, а те все церкви и алтари покрыты чешу­ ею (узорными пластинками) и на тех цер­ квах девятнадцать глав, а кругом тое це­ ркви с трех сторон паперть покрыта те­ сом. А в той соборной церкви царские врата, и сень, и столбцы резные, вызоло­ чены золотом двойным; по правую сторо­ ну царских врат образ Воскресения Хри­ стова... венец серебряной... да ожерелья жемчужные... три камня зеленых да два красных в гнездах серебряных; поля кру­ гом обложены серебром, вызолочены...” Далее следует перечень богато украшен­ ных икон и ценной утвари. Историк В. Верещагин в "Очерках Ар­ хангельской губернии” (СПб., 1849 год) писал: ’’Воскресенский собор есть глав­ ная достопримечательность Колы. Он... построен из чрезвычайно толстых бре­ вен. Над главною церковью, над приде­ лами ее и алтарями возвышаются 19 мас­ сивных, крытых чешуею глав, которые придают всему храму прекрасную пира- мидальность. На восточной стороне церк­ ви, под кровлею, прибита доска, на кото­ рой славянскими буквами написана ис­ тория основания этого храма” . Собор, по обмеру 1819 года, имел ос­ нование 23,5x21,3 м и высоту 38 метров. Выдающийся памятник русского зод­ чества сгорел 11 августа 1854 года во время бомбардировки Колы англичана­ ми. Два года спустя Колу посетил писатель С. В. Максимов. На месте города прос­ тиралось огромное пожарище. Старик ко- лянин, горюя, говорил гостю: ” Колы-то жаль... Пуще того жаль собора нашего — такой он был приглядный, хороший, таким благолепием сиял, особенно вон с горы Соловараки, все отдай, да мало. Очень его жаль!” . Максимов со слов ста­ рика записал легенду о строителе Вос­ кресенского собора, который, закончив работу, бросил свой топор в Тулому в знак того, что лучшего храма ему уже не создать. Высокими художественными и кон­ структивными достоинствами отличается Успенская церковь, сооруженная в 1674 году и до сих пор стоящая в селе Варзуга. Она одноглавая, шатровая, крестообраз­ ная в основании (кроме алтаря, сделаны три прируба). "Успенская церковь в Варзуге,— отме­ чал искусствовед И. В. Евдокимов в 1920 году,— является в буквальном смысле потрясающей, до того прекрасен ее див­ но-стройный и какой-то певучий облик". Особую прелесть Успенской церкви придают крыши прирубов, имеющие вид заостренных кверху полукружий — так называемых бочек, которые живо напо­ минают кровлю русских теремов. В один ряд с третьим ярусом бочек помещены четыре башенки, которые вместе с верх­ ними бочками образуют нечто вроде ож е­ релья или венка на восьмерике — цент­ ральном срубе здания. Красота постройки достигалась не только изяществом и пропорциональнос­ тью форм, но и богатым декоративным убранством, наличием большого числа резных деталей, чешуйчатостью покры­ тий. В конструкции церкви все целесооб­ разно. Покатые кровли и водоотбросы обеспечивали быстрое просыхание зда­ ния после дождя. В пазы между бревна­ ми положена двойная прокладка из бере­ сты. Нижние венцы сруба сложены из особо смолистых бревен. Строители стре­ мились обеспечить зданию долговеч­ ность, позаботились о том, чтобы оно не плесневело и не гнило. Издали храм напоминает свечу в све­ тильнике, поражает стройностью, устрем­ ленностью ввысь. С близкого расстояния храм выглядит довольно внушительно, монументально. Его высота 34 метра. Из­ вестно имя мастера, создавшего храм,— Климент. К сожалению, никаких других сведений о нем нет. В 1783 году Екатерина Вторая пожало­ вала Коле как самому северному уездно­ му городу России 8000 рублей на соору­ жение каменного храма. Строить его на­ чали в 1800 году "на месте прежде быв­ шей церкви Благовещения Пресвятой Бо­ городицы, за ветхостью упраздненной". Кладку церкви завершили в 1805 году. В течение десяти лет богослужение шло лишь в приделе Алексея человека Бо­ жьего, а вся церковь была оборудована и освящена только в январе 1817 года. Каменную церковь строили по одному из типовых проектов, без "архитектурных излишеств” . Она состоит из четырех час­ тей: колокольни (с запада), "зимней цер­ кви” , главного помещения и алтаря. Вы­ сота шатровой звонницы 24 метра, основ­ ного здания с куполом и крестом — 19.3 метра. Кольский купец Алексей Попов пожер­ твовал на украшение Благовещенской церкви 2400 рублей. Вот некоторые дета­ ли из описания убранства храма в 1819 году: ’’Иконостас столярной работы... в три постава икон, с шестью на нем фронтонами... и шестнадцатью колонна­ ми и резными капителями. Царские врата из красного дерева, резные ...по прилич­ ным местам вызолочены... На северных пономарских дверях образ преподобного Трифона Печенгского... Наверху иконо­ стаса распятие деревянное резное... По­ среди оной церкви, пред иконостасом, паникадило медное о 16-ти подсвечни­ ках, весом около 4 пудов... под оным большой хрустальный шар” . В 1867 году Благовещенский храм, сильно пострадавший во время англий­ ского погрома Колы в августе 1854 года, был восстановлен и стал соборной (глав­ ной в уезде) церковью. В 1899 году на Мурмане возник второй город, названный в честь императора Александра Третьего Александровском (ныне — Полярный). Казна соорудила в нем деревянный пятиглавый храм во имя святого Николая "в русском стиле” . Достопримечательностью александров­ ского храма стал превосходный резной иконостас, исполненный по рисункам из­ вестного художника В. М. Васнецова. Иконы северных святителей писал К. А. Коровин, образы Богоматери и Спасите­ ля копировала Т. В. Васнецова, изобра­ жения архангелов Михаила и Гавриила написал академик А. А. Киселев. Меце­ нат Савва Иванович Мамонтов привлек к благоустройству храма своих друзей: Н. К. фон Мекк пожертвовал "сребропоз­ лащенные священные сосуды и Святое Евангелие в серебряном окладе", Н. И. Мамонтов -— полный круг церковных бо­ гослужебных книг, Н. А. Казаков — пани­ кадило, лампады и подсвечники; жена мецената дала в дар храму священничес­ кое облачение и завесу на царские врата; сам Савва Иванович доставил церковные звоны (7 колоколов общим весом 87 пу­ дов). Большинство сельских церквей строи­ лось на средства крестьян ("тщанием прихожан” ). Обычно использовались до­ ходы от коллективного лова семги. Чи­ новник Н. Н. Макшеев в 1892 году от­ мечал: "Общество в Кузомени настолько богато, что могло построить на свой счет новую церковь, которая обошлась в 18000 рублей, не прибегая ни к мирским сбо­ рам, ни к пособию от правительства". Речь идет о пятиглавой Дмитриевской це­ ркви, поставленной в 1887 году "в память мученической кончины Государя импера­ тора Александра Второго". Сооружение церквей и часовен счита­ лось богоугодным делом. Кузоменский ’’торгующий крестьянин” Алексей Забор- щиков на свои деньги построил церкви: в Лумбовке (1883), Иоканге (1891) и Сос- новке (1898), приписанные к Понойскому приходу. ” На доброхотные пожертвова­ ния рыбопрсімышленников” поставлены церкви в становище Териберка — Ильин­ ская (1875) и Грузинско-Богородицкая (1884). Никольская церковь в Гаврилове построена на средства кронштадтского дворянина А. Пасского (1888), Владимир­ ская церковь в Порт-Владимире — на средства московского купца Н, Алексе­ ева (1890), Ильинская церковь в Харлов- ке — на средства маловишерского купца Пономарева (1891), Алексеевская цер­ ковь в Раснаволоке — на средства о. Иоанна Сергиева Кронштадтского (ны­ не причисленного к лику святых) в 1895 году и т. д.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz