Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
U s n m ІНгі K*r1b£K«ft1 ^ S£E£P£ Иван УШАКОВ, краевед (Продолжение. Начало в № 252-256; N 9 1) 8. ХРАМОСТРОЕНИЕ Каждое крупное селение стремилось срубить у себя красивую, не похожую на остальные церковь. Для этого приглаша ли лучших мастеров и, рядясь с ними, не скупились на плату. Заранее, зимою, за готовляли смолистый сосновый лес, вы бирали для храма возвышенное, хорошо обозреваемое место. Замечательным творением церковной архитектуры стал храм Воскресения Хри стова, сооруженный в Коле в 1681— 1684 годах. В описании 1711 года даются такие сведения: "Соборная церковь Воскресе ния Христова, деревянная, крестовая; по правую (южную) сторону тое церкви при дел Николая чудотворца, а по левую сто рону придел Георгия великомученика, а те все церкви и алтари покрыты чешу ею (узорными пластинками) и на тех цер квах девятнадцать глав, а кругом тое це ркви с трех сторон паперть покрыта те сом. А в той соборной церкви царские врата, и сень, и столбцы резные, вызоло чены золотом двойным; по правую сторо ну царских врат образ Воскресения Хри стова... венец серебряной... да ожерелья жемчужные... три камня зеленых да два красных в гнездах серебряных; поля кру гом обложены серебром, вызолочены...” Далее следует перечень богато украшен ных икон и ценной утвари. Историк В. Верещагин в "Очерках Ар хангельской губернии” (СПб., 1849 год) писал: ’’Воскресенский собор есть глав ная достопримечательность Колы. Он... построен из чрезвычайно толстых бре вен. Над главною церковью, над приде лами ее и алтарями возвышаются 19 мас сивных, крытых чешуею глав, которые придают всему храму прекрасную пира- мидальность. На восточной стороне церк ви, под кровлею, прибита доска, на кото рой славянскими буквами написана ис тория основания этого храма” . Собор, по обмеру 1819 года, имел ос нование 23,5x21,3 м и высоту 38 метров. Выдающийся памятник русского зод чества сгорел 11 августа 1854 года во время бомбардировки Колы англичана ми. Два года спустя Колу посетил писатель С. В. Максимов. На месте города прос тиралось огромное пожарище. Старик ко- лянин, горюя, говорил гостю: ” Колы-то жаль... Пуще того жаль собора нашего — такой он был приглядный, хороший, таким благолепием сиял, особенно вон с горы Соловараки, все отдай, да мало. Очень его жаль!” . Максимов со слов ста рика записал легенду о строителе Вос кресенского собора, который, закончив работу, бросил свой топор в Тулому в знак того, что лучшего храма ему уже не создать. Высокими художественными и кон структивными достоинствами отличается Успенская церковь, сооруженная в 1674 году и до сих пор стоящая в селе Варзуга. Она одноглавая, шатровая, крестообраз ная в основании (кроме алтаря, сделаны три прируба). "Успенская церковь в Варзуге,— отме чал искусствовед И. В. Евдокимов в 1920 году,— является в буквальном смысле потрясающей, до того прекрасен ее див но-стройный и какой-то певучий облик". Особую прелесть Успенской церкви придают крыши прирубов, имеющие вид заостренных кверху полукружий — так называемых бочек, которые живо напо минают кровлю русских теремов. В один ряд с третьим ярусом бочек помещены четыре башенки, которые вместе с верх ними бочками образуют нечто вроде ож е релья или венка на восьмерике — цент ральном срубе здания. Красота постройки достигалась не только изяществом и пропорциональнос тью форм, но и богатым декоративным убранством, наличием большого числа резных деталей, чешуйчатостью покры тий. В конструкции церкви все целесооб разно. Покатые кровли и водоотбросы обеспечивали быстрое просыхание зда ния после дождя. В пазы между бревна ми положена двойная прокладка из бере сты. Нижние венцы сруба сложены из особо смолистых бревен. Строители стре мились обеспечить зданию долговеч ность, позаботились о том, чтобы оно не плесневело и не гнило. Издали храм напоминает свечу в све тильнике, поражает стройностью, устрем ленностью ввысь. С близкого расстояния храм выглядит довольно внушительно, монументально. Его высота 34 метра. Из вестно имя мастера, создавшего храм,— Климент. К сожалению, никаких других сведений о нем нет. В 1783 году Екатерина Вторая пожало вала Коле как самому северному уездно му городу России 8000 рублей на соору жение каменного храма. Строить его на чали в 1800 году "на месте прежде быв шей церкви Благовещения Пресвятой Бо городицы, за ветхостью упраздненной". Кладку церкви завершили в 1805 году. В течение десяти лет богослужение шло лишь в приделе Алексея человека Бо жьего, а вся церковь была оборудована и освящена только в январе 1817 года. Каменную церковь строили по одному из типовых проектов, без "архитектурных излишеств” . Она состоит из четырех час тей: колокольни (с запада), "зимней цер кви” , главного помещения и алтаря. Вы сота шатровой звонницы 24 метра, основ ного здания с куполом и крестом — 19.3 метра. Кольский купец Алексей Попов пожер твовал на украшение Благовещенской церкви 2400 рублей. Вот некоторые дета ли из описания убранства храма в 1819 году: ’’Иконостас столярной работы... в три постава икон, с шестью на нем фронтонами... и шестнадцатью колонна ми и резными капителями. Царские врата из красного дерева, резные ...по прилич ным местам вызолочены... На северных пономарских дверях образ преподобного Трифона Печенгского... Наверху иконо стаса распятие деревянное резное... По среди оной церкви, пред иконостасом, паникадило медное о 16-ти подсвечни ках, весом около 4 пудов... под оным большой хрустальный шар” . В 1867 году Благовещенский храм, сильно пострадавший во время англий ского погрома Колы в августе 1854 года, был восстановлен и стал соборной (глав ной в уезде) церковью. В 1899 году на Мурмане возник второй город, названный в честь императора Александра Третьего Александровском (ныне — Полярный). Казна соорудила в нем деревянный пятиглавый храм во имя святого Николая "в русском стиле” . Достопримечательностью александров ского храма стал превосходный резной иконостас, исполненный по рисункам из вестного художника В. М. Васнецова. Иконы северных святителей писал К. А. Коровин, образы Богоматери и Спасите ля копировала Т. В. Васнецова, изобра жения архангелов Михаила и Гавриила написал академик А. А. Киселев. Меце нат Савва Иванович Мамонтов привлек к благоустройству храма своих друзей: Н. К. фон Мекк пожертвовал "сребропоз лащенные священные сосуды и Святое Евангелие в серебряном окладе", Н. И. Мамонтов -— полный круг церковных бо гослужебных книг, Н. А. Казаков — пани кадило, лампады и подсвечники; жена мецената дала в дар храму священничес кое облачение и завесу на царские врата; сам Савва Иванович доставил церковные звоны (7 колоколов общим весом 87 пу дов). Большинство сельских церквей строи лось на средства крестьян ("тщанием прихожан” ). Обычно использовались до ходы от коллективного лова семги. Чи новник Н. Н. Макшеев в 1892 году от мечал: "Общество в Кузомени настолько богато, что могло построить на свой счет новую церковь, которая обошлась в 18000 рублей, не прибегая ни к мирским сбо рам, ни к пособию от правительства". Речь идет о пятиглавой Дмитриевской це ркви, поставленной в 1887 году "в память мученической кончины Государя импера тора Александра Второго". Сооружение церквей и часовен счита лось богоугодным делом. Кузоменский ’’торгующий крестьянин” Алексей Забор- щиков на свои деньги построил церкви: в Лумбовке (1883), Иоканге (1891) и Сос- новке (1898), приписанные к Понойскому приходу. ” На доброхотные пожертвова ния рыбопрсімышленников” поставлены церкви в становище Териберка — Ильин ская (1875) и Грузинско-Богородицкая (1884). Никольская церковь в Гаврилове построена на средства кронштадтского дворянина А. Пасского (1888), Владимир ская церковь в Порт-Владимире — на средства московского купца Н, Алексе ева (1890), Ильинская церковь в Харлов- ке — на средства маловишерского купца Пономарева (1891), Алексеевская цер ковь в Раснаволоке — на средства о. Иоанна Сергиева Кронштадтского (ны не причисленного к лику святых) в 1895 году и т. д.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz