Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
Ц $ р к т Ш K * i1 b £K * it1 ^ SSESPfi Иван УШАКОВ, краевед 7. Священнослужение Продо.гжение. Начало в № 252 — 256.) Помимо богослужения в церкви духо венство исполняло и ряд других обязан ностей, среди которых особенно обреме нительной был выезд к прихожанам в места их проживания. На Кольском Се вере церковные приходы занимали ог ромную и при том почти бездорожную территорию. Селения нередко отстояли от церкви более чем на сто верст. Коль ский священник Петр Епимахов 9 октября 1686 года сообщал: ” В приходе Воскре сенской соборной церкви лопских пого стов семь: Кильдинской, Воронеской, Се миостровской, Ловозерской, Масельской, Нотозерской. Сонгельской... и он в тех погостах лопарей исповедовал, и младен- цов крестил, и родильницам молитву да вал, и браки венчал, и усопших отпевал” . О том же доносил борисоглебский свя щенник, живший в Коле: "В погосты Паз- рецкий и Нявдемский для всякой духов ности к лопарям ездит...” В поэме Некрасова 'Кому на Руси жить хорошо” священник рассказывает: Дороги наши трудные, Приход у нас большой. Болящий, умирающий. Рождающийся в мир Не выбирают времени: ...В глухую ночь осеннюю, Зимой в морозы лютые И в половодье вешнее Иди — куда зовут! Трудно не только физически, говорит священник, нельзя без боли в душе выно сить "предсмертное хрипение, надгроб ное рыдание, сиротскую печаль!” . В отдаленных от приходской церкви се лениях постепенно жителями строились часовни и беспричтовые церкви, куда священник с причетником выезжали для богослужения и совершения религиоз ных треб на храмовые праздники и в не которые другие установленные дни. Так, из Териберского прихода (открыт в 1885 году) причт выезжал в Мало-Оленье, к часовне Петра и Павла, три раза в год: 29 июня, 5 и 26 августа, проводил молеб ны и всенощные бдения. Из умбской Вос кресенской церкви причт периодически выезжал в свои ’’приписные" церкви: в Порью Губу к храму святого Николая, и в Кузреку к храму Сретения Господня. Из Сретенского прихода (открыт в 1857 году) священник и дьячок регулярно ез дили к своим прихожанам в часовни, по строенные лопарями и промышленника ми: в Малонемецкое — к часовне препо добного Трифона, Мотовку — Воскресе ния Христова, становище Столбчво — святого Николая, Нявдему — святого Георгия, Китовку — святого Николая и в Печенгское селение к часовне Пре чистой Троицы. К приезду священника верующие съез жались на богослужение из разных мест, прекращая на время промысловые и дру гие занятия. В большие праздники, осо бенно на Пасху и Рождество Христово, жители отдаленных селений обычно яв лялись на богослужение в свою приход скую церковь. Присутствие на богослуже нии сближало людей разного состояния, способствовало преодолению обществен ных трений. Во второй половине XIX века в практи ку церковной службы вошло говорение проповедей — популярное объяснение священником основ христианской веры, смысла религиозных праздников и бесе ды нравоучительного характера. Так, в послужной ведомости священника пе- ченгской Сретенской церкви К. П. Щекол- дина в графе "С колько в год проповедей говорил сказано: в 1872 году "говорил три проповеди” . Образовательный уровень сельского духовенства в XIX веке резко поднялся. В послужных списках XVIII века постоян но отмечается тот факт, что священно служители не имели специального обра зования ("в школах не бывали” ). В поре форменный период священники обычно имели семинарское образование, а дьяч ки являлись выпускниками духовных учи лищ или приходских школ. Так, упомяну тый К. П. Щеколдин окончил "полный курс Архангельской духовной семина рии... обучался наукам: богословским, философским, словесности и языкам —- греческому, латинскому и французско му” . Духовное начальство придавало боль шое значение проповеднической дея тельности сельских священников и поощ ряло лучших наставников прихожан. В отчете Кольского благочиния за 1899 год отмечается: "Причты старательно и добросовестно исполняют свое пастыр ское служение... Поучения и проповеди на праздничные и воскресные дни произ носились по всем церквам — частью сво его сочинения, а большей частью из по учительных книг протоиереев Путятина, Нордова, Белоцветова, священника Шу милова и других". Кольский священник Василий Мартынов сам составил и произ нес "поучения о таинстве покаяния и при чащения” . На Терском берегу кузомен- ский священник Василий Перовский про изнес 101 проповедь, умбский священник Анатолий Попов — 80 проповедей. Проповедники ратовали за трезвый об раз жизни. После лекций о вреде пьян ства некоторые крестьяне добровольно "пред святым Евангелием и животворя щим Крестом” давали обет на 2— 3 года не употреблять вина. В 1893 году поной- ский священник Николай Шмаков открыл в приходе Общество трезвости, в которое ежегодно записывалось от 5 до 10 чело век. Терские поморы постановили: "хода тайствовать перед правительством о за крытии в селе Кузомени казенной винной лавки с 1 июля 1908 года". Духовные власти требовали примерно го поведения всех служителей церкви. Провинившихся строго наказывали, не редко переводили на службу за пределы уезда. Священника кильдинского прихо да Александра Голубкова за появление на пароходе в пьяном виде летом 1905 года Консистория оштрафовала на 38 рублей 14 копеек. В обязанности священнослужителей входили все дела, ныне подлежащие ве дению ЗАГСа. Они являлись также хра нителями церковного архива и библиоте ки, занимались приобретением книг, икон, свеч и прочих надобностей, поправ кой церковных зданий, приводили к при сяге должностных лиц и свидетелей при расследовании преступлений, произноси ли напутствия ("благословения” ) призы ваемым в армию и флот, участвовали в работе церковного Попечительства и благотворительных обществ, ежегодно составляли отчеты о состоянии прихода, вели учет населения, подавали в епар хию сведения о числе дворов в приходе, возрастном составе жителей с указани ем, были ли они у исповеди и причастия, выполняли разные поручения начальст ва. Вопреки утверждению атеистов, что "попы — трутни...” , священнослужители играли стержневую роль в общественной жизни, получали жалованье не зря, и ед ва ли их можно было отнести к разряду тех, "кому живется весело, вольготно на Руси” . ( Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz