Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

Ц $ р к т Ш K * i1 b £K * it1 ^ SSESPfi Иван УШАКОВ, краевед 7. Священнослужение Продо.гжение. Начало в № 252 — 256.) Помимо богослужения в церкви духо­ венство исполняло и ряд других обязан­ ностей, среди которых особенно обреме­ нительной был выезд к прихожанам в места их проживания. На Кольском Се­ вере церковные приходы занимали ог­ ромную и при том почти бездорожную территорию. Селения нередко отстояли от церкви более чем на сто верст. Коль­ ский священник Петр Епимахов 9 октября 1686 года сообщал: ” В приходе Воскре­ сенской соборной церкви лопских пого­ стов семь: Кильдинской, Воронеской, Се­ миостровской, Ловозерской, Масельской, Нотозерской. Сонгельской... и он в тех погостах лопарей исповедовал, и младен- цов крестил, и родильницам молитву да­ вал, и браки венчал, и усопших отпевал” . О том же доносил борисоглебский свя­ щенник, живший в Коле: "В погосты Паз- рецкий и Нявдемский для всякой духов­ ности к лопарям ездит...” В поэме Некрасова 'Кому на Руси жить хорошо” священник рассказывает: Дороги наши трудные, Приход у нас большой. Болящий, умирающий. Рождающийся в мир Не выбирают времени: ...В глухую ночь осеннюю, Зимой в морозы лютые И в половодье вешнее Иди — куда зовут! Трудно не только физически, говорит священник, нельзя без боли в душе выно­ сить "предсмертное хрипение, надгроб­ ное рыдание, сиротскую печаль!” . В отдаленных от приходской церкви се­ лениях постепенно жителями строились часовни и беспричтовые церкви, куда священник с причетником выезжали для богослужения и совершения религиоз­ ных треб на храмовые праздники и в не­ которые другие установленные дни. Так, из Териберского прихода (открыт в 1885 году) причт выезжал в Мало-Оленье, к часовне Петра и Павла, три раза в год: 29 июня, 5 и 26 августа, проводил молеб­ ны и всенощные бдения. Из умбской Вос­ кресенской церкви причт периодически выезжал в свои ’’приписные" церкви: в Порью Губу к храму святого Николая, и в Кузреку к храму Сретения Господня. Из Сретенского прихода (открыт в 1857 году) священник и дьячок регулярно ез­ дили к своим прихожанам в часовни, по­ строенные лопарями и промышленника­ ми: в Малонемецкое — к часовне препо­ добного Трифона, Мотовку — Воскресе­ ния Христова, становище Столбчво — святого Николая, Нявдему — святого Георгия, Китовку — святого Николая и в Печенгское селение к часовне Пре­ чистой Троицы. К приезду священника верующие съез­ жались на богослужение из разных мест, прекращая на время промысловые и дру­ гие занятия. В большие праздники, осо­ бенно на Пасху и Рождество Христово, жители отдаленных селений обычно яв­ лялись на богослужение в свою приход­ скую церковь. Присутствие на богослуже­ нии сближало людей разного состояния, способствовало преодолению обществен­ ных трений. Во второй половине XIX века в практи­ ку церковной службы вошло говорение проповедей — популярное объяснение священником основ христианской веры, смысла религиозных праздников и бесе­ ды нравоучительного характера. Так, в послужной ведомости священника пе- ченгской Сретенской церкви К. П. Щекол- дина в графе "С колько в год проповедей говорил сказано: в 1872 году "говорил три проповеди” . Образовательный уровень сельского духовенства в XIX веке резко поднялся. В послужных списках XVIII века постоян­ но отмечается тот факт, что священно­ служители не имели специального обра­ зования ("в школах не бывали” ). В поре­ форменный период священники обычно имели семинарское образование, а дьяч­ ки являлись выпускниками духовных учи­ лищ или приходских школ. Так, упомяну­ тый К. П. Щеколдин окончил "полный курс Архангельской духовной семина­ рии... обучался наукам: богословским, философским, словесности и языкам —- греческому, латинскому и французско­ му” . Духовное начальство придавало боль­ шое значение проповеднической дея­ тельности сельских священников и поощ­ ряло лучших наставников прихожан. В отчете Кольского благочиния за 1899 год отмечается: "Причты старательно и добросовестно исполняют свое пастыр­ ское служение... Поучения и проповеди на праздничные и воскресные дни произ­ носились по всем церквам — частью сво­ его сочинения, а большей частью из по­ учительных книг протоиереев Путятина, Нордова, Белоцветова, священника Шу­ милова и других". Кольский священник Василий Мартынов сам составил и произ­ нес "поучения о таинстве покаяния и при­ чащения” . На Терском берегу кузомен- ский священник Василий Перовский про­ изнес 101 проповедь, умбский священник Анатолий Попов — 80 проповедей. Проповедники ратовали за трезвый об­ раз жизни. После лекций о вреде пьян­ ства некоторые крестьяне добровольно "пред святым Евангелием и животворя­ щим Крестом” давали обет на 2— 3 года не употреблять вина. В 1893 году поной- ский священник Николай Шмаков открыл в приходе Общество трезвости, в которое ежегодно записывалось от 5 до 10 чело­ век. Терские поморы постановили: "хода­ тайствовать перед правительством о за­ крытии в селе Кузомени казенной винной лавки с 1 июля 1908 года". Духовные власти требовали примерно­ го поведения всех служителей церкви. Провинившихся строго наказывали, не­ редко переводили на службу за пределы уезда. Священника кильдинского прихо­ да Александра Голубкова за появление на пароходе в пьяном виде летом 1905 года Консистория оштрафовала на 38 рублей 14 копеек. В обязанности священнослужителей входили все дела, ныне подлежащие ве­ дению ЗАГСа. Они являлись также хра­ нителями церковного архива и библиоте­ ки, занимались приобретением книг, икон, свеч и прочих надобностей, поправ­ кой церковных зданий, приводили к при­ сяге должностных лиц и свидетелей при расследовании преступлений, произноси­ ли напутствия ("благословения” ) призы­ ваемым в армию и флот, участвовали в работе церковного Попечительства и благотворительных обществ, ежегодно составляли отчеты о состоянии прихода, вели учет населения, подавали в епар­ хию сведения о числе дворов в приходе, возрастном составе жителей с указани­ ем, были ли они у исповеди и причастия, выполняли разные поручения начальст­ ва. Вопреки утверждению атеистов, что "попы — трутни...” , священнослужители играли стержневую роль в общественной жизни, получали жалованье не зря, и ед­ ва ли их можно было отнести к разряду тех, "кому живется весело, вольготно на Руси” . ( Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz