Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

Ц я р к т Hr4 K * iM K * i t 1 * SSESPfi Иван УШАКОВ, краевед 6. Образовательнаядеятельность (Продолжение. Начало в N 2 252---254.) Занятие торговлей и промыслами, а также исполнение казенных служб, требовали от поморского населения уме­ ния читать, писать и производить матема­ тические вычисления. На Русском Севере грамотность была распространена шире, чем среди крепостных крестьян Цент­ ральной России. Большую роль в этом сыграло сельское духовенство. Бедные дьячки в зимнее время за умеренную плату в домашней обстановке обучали грамоте детей крестьян. При некоторых монастырях существовали школы, в кото­ рых занимались монахи. На богослужеб­ ной книге Кандалакшского монастыря есть надпись, сделанная в XVI веке: ’’Мо­ литва детям на учение грамоте: Госпо­ ди... настави раба своего (называется имя), научи его псалмам книжным... от­ верзи ему очи" и т. д. Долгое время ведение занятий с деть­ ми зависело от личной инициативы от­ дельных пастырей. С 1884 года по рас­ поряжению правительства стали повсе­ местно создаваться церковноприходские школы с двухлетним сроком обучения (с 1899 года — трехлетним). "Школы сии,— гласил Устав,— имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сооб­ щать первоначальные полезные знания” . В учебный план входили следующие предметы: ” 1) закон Божий и именно: а) изучение молитв; б) священная история и объяснение богослужения; в) краткий катехизис (изложение основ вероучения в форме вопросов и ответов); 2) церков­ ное пение; 3) чтение церковной и граж­ данской печати и письмо; 4) начальные арифметические сведения” . Правительство больше заботилось не о "полезных знаниях” , а о воспитании верноподданных христиан. Церковнопри­ ходские школы согласно параграфу 9 Ус­ тава "нераздельно с церковью должны внушать детям любовь к церкви и бого­ служению, дабы посещение церкви и участие в богослужении соделалось на­ выком и потребностью сердца учащихся. В воскресные и праздничные дни учащи­ еся должны присутствовать при богослу­ жении, а способные, по надлежащей под­ готовке, должны участвовать в церков­ ном чтении и пении” . К началу'1892 года в Кольском* крае возникло 11 церковноприходских школ, в которых обучалось 137 мальчиков и 48 девочек. В понойской, тетринской, тери- берской, пазрецкой и кильдинской шко­ лах всем предметам обучали священни­ ки, в ковдской школе занятия вел пса­ ломщик, а в варзужской, кашкаранской, кандалакшской, нотозерской и сонгель- ской школах "полезные знания” давали наемные учителя, а "законоучителями" являлись местные священники и причет­ ники. По переписи 28 января 1897 года, в Кольском уезде насчитывалось 9183 жителя, из них грамотных было 2624 че­ ловека. Значительная часть населения научилась читать и писать в церковно­ приходских школах. Однако образова­ тельный уровень обучавшихся в этих школах был ниже, чем в школах Мини­ стерства народного просвещения. Одни служители церкви занимались с детьми с увлечением, другие относились к уче­ нию нерадиво и вызывали нарекания ро­ дителей. Современники с похвалой отзывались о работе баркинской школы, открытой Трифоно-Печенгским монастырем осе­ нью 1893 года. Занятия с детьми местных колонистов вел монах Петр Поликин. Его выпускники писали неплохие сочинения, знали некоторые произведения русской классической литературы, декламирова­ ли как светские стихи ("Нива моя, ни­ ва...” ), так и духовные, например "Молит­ ву Божьей матери” . Мира заступница, матерь всепетая, Я пред тобою с мольбой: Бедного грешника, мраком одетого, Ты благодатью прикрой! Если настигнут меня испытания — Скорби, утраты, враги ,— В трудный час жизни, в минуту стра­ дания, Ты мне, молю, помоги. Радость духовную, жажду спасения В сердце мое положи; В царство небесное, в мир утешения Путь мне прямой укажи! Для взрослого населения наиболее об­ разованные монахи читали по воскрес­ ным дням лекции по шести разделам: 1) по религиозно-нравственному воспита­ нию (16 тем); 2) по русской истории (10 тем); 3) по русской словесности (11 тем); 4) по географии (9 тем); 5) по естественной истории — из жизни живот­ ных и растений (3 темы) и 6) против пьян­ ства (5 тем). Чтения обычно сопровож­ дались показом картин с помощью проек­ ционного фонаря. Слушатели знакоми­ лись с произведениями Пушкина, Гоголя, Крылова и других писателей. Одна из лекций называлась "Жизнь без религии — жизнь без смысла и цели” . Кроме двух псаломщиков (в Териберке и Нотозере), получавших от прихожан плату до 3 рублей в месяц, все священно- іл церковнослужители учили детей без­ возмездно. В 1913 году на территории Александ­ ровского уезда работали 14 церковно­ приходских школ, в которых обучалось 348 детей. Несмотря на то, что церковноприход­ ские школы давали довольно ограничен­ ный круг знаний и умений, они способ­ ствовали распространению грамотности и повышению нравственности окрестного населения. (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz