Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

ЦШ ІОЕЬ Hrf KOiMK^itl »>SSBSPfi Иван УШАКОВ, краевед ( Продолжение. Начало в № 252 — 254.) 5. ЦЕРКОВЬ- ВЕСТНИК СОБЫТИЙ Петр Первый ликвидировал патриар­ шество. включил церковное ведомство в систему государственного аппарата. Через церковную сеть к населению шли распоряжения духовных и светских влас­ тей, извещения о мероприятиях прави­ тельства и событиях в стране. Церковь в еще большей степени стала проводни­ ком политики царского правительства. Информативная роль церкви освещена в литературе слабо, между тем эта сфера деятельности во многом определяла на­ строй крестьянской массы. Простой перечень предписаний, посы­ лаемых сельским церквам, показывает характер деятельности приходского ду­ ховенства. Вот, например, какие указы получала в XVIII веке Петропавловская церковь в селе Поной. 1710 год — о поучении раскольников; 1712 год — о взимании с крестьян цер­ ковной дани; 1714 год — о денежном сборе на содер­ жание лазаретов; 1715 год — о проведении молитв "о победе, тишине и мире” ; 1718 год — об упоминании при богослу­ жении имени царевича Петра Петровича раньше имени царевича Петра Алексе­ евича; 1721 год — о благодарственных молеб­ нах по случаю заключения мира со Шве­ цией; 1722 год — о наложении штрафов на прихожан, не бывающих у исповеди и причастия; 1723 год — о сборе денег для армии на провиант и фураж; 1726 год — об уничтожении всех рыбо­ ловных судов старых образцов и о по­ стройке впредь галеотов и катыфлентов; 1728 год — о представлении списка не способных к труду прихожан. Население извещается о событиях при­ дворной жизни. Даются предписания о проведении молебнов по случаю коро­ нации, "за здравие императрицы Анны Иоанновны” , поминовения умерших чле­ нов правящей династии. Во время войн через церковь население получало све­ дения о победах русских войск: 1736 год — о взятии Азова, 1737 год — Очакова. 1738 год — Перекопа, 1739 год — Хотина. В 1764 году понойскому священнику и сельскому старосте повелено было про­ вести расследование по делу о волшебст­ ве среди терских лопарей. В XIX веке население получало через церковь еще более обстоятельную ин­ формацию о политических событиях в стране. Например, регулярно поступали сведения о ходе боевых действий во вре­ мя Крымской войны. В церквах читался Манифест Николая I от 14 июня 1853 года: "Не завоеваний ищем Мы — в них Россия не нуждается!” . Целью борьбы провоз­ глашается "защита Православия” . 7 ап­ реля 1854 года предписывается "цело­ дневным звоном" отметить "благополуч­ ный переход чрез Дунай” . И далее народ извещается: манифест 9 февраля 1854 года — Англия и Франция "вступились за Турцию... Но Россия не изменит Святому своему призванию... Кого убоимся!": одержана победа над турками при Баш- кадыкларе — велено "отправить благо­ дарственное Господу Богу молебствие с коленопреклонением и обыкновенным звоном” . Затем, в связи с неудачами, следуют призывы: "Россияне! Верные сы­ ны Наши! С железом в руках, с крестом в сердце станем перед рядами врагов на защиту драгоценнейшего в мире блага: безопасности и чести Отечества". Война не обошла стороной Русский Се­ вер. Англичане и французы вторгались на Мурман и в Белое море. В правитель­ ственных сообщениях отмечалось муже­ ство защитников Соловецкого монастыря и поморских селений. Новый царь — Александр II заключил мир и обещал новый курс во внутренней политике. Прихожанам читали его Мани­ фест от 19 марта 1856 года: ’...Да утверж­ дается и совершенствуется внутреннее благоустройство России, правда и ми­ лость да царствуют в судах ее, да раз­ виваются повсюду и с новою силою стремление к просвещению и всякой по­ лезной деятельности, и каждый под се­ нью законов, для всех равно справедли­ вых, всем равно покровительствующих, да наслаждается в мире плодом трудов" своих, пусть "свет спасительной Веры, озаряя умы, укрепляя сердце, да сохра­ няет и улучшает более общественную нравственность, сей вернейший залог по­ рядка и счастия” . Появление газет и журналов снизило значение церковной информации о собы­ тиях в стране, но в сельскую глушь печат­ ная периодика проникала слабо. Народ шел в церковь не только помолиться, но и узнать новости. '' Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz