Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

Ц £ р к т Ш KO ribSK^rfl * SfiESPfi Иван УШАКОВ, краевед 4. Борьба с расколом (Продолжение. Начало в № 252, 253.) Русская православная церковь немало сделала для укрепления и развития Оте­ чества. Но в ее многовековой истории есть и такие деяния, которые похваль­ ными назвать нельзя. Одной из самых прискорбных страниц церковной истории являются гонения и жестокие расправы с раскольниками — людьми, не приняв­ шими обрядовую реформу патриарха Ни­ кона. Этот властный глава русской церкви по желанию правительства в середине XVII века решил устранить различия в рус­ ском и греческом богослужении. Велено было креститься не двумя, а тремя паль­ цами, класть не земные, а поясные по­ клоны. Никон распорядился ввести новые богослужебные книги, исправленные по греческому образцу, писать имя Христа не ” Исус” , а "Иисус” . В глазах верующих реформа Никона походила на святотатство — поругание исконных обычаев, закрепленных поста­ новлением Стоглавого собора 1551 года. Часть населения отвергла нововведения патриарха и осталась верной "древнему благочестию” . Духовные деятели, возгла­ вившие движение за сохранение преж­ них правил церкви, подверглись строгим наказаниям. Летом 1654 года в Кандалакшу привез­ ли Ивана Неронова — протопопа Казан­ ского собора на Красной площади в Мос­ кве. Он обладал даром красноречия, об­ личал Никона как виновника "беды всей Руси” , написал яркое сочинение "Похва­ ла защитникам старой веры” . Патриарх приказал держать Неронова "в цепи и в железах, чернил не давать” , чтобы он не мог общаться с населением. Начальник стражи в Кандалакшском монастыре оказался человеком "злого нрава... сквернословец и преизлишно свиреп” . Охранники страшно били и му­ чили закованного в кандалы узника, но он сохранял силу духа, нашел слушате­ лей из числа монахов и сумел сделать их своими сторонниками. После одиннадца­ ти месяцев заточения Неронов при содей­ ствии своих единомышленников бежал из Кандалакши, но его пребывание здесь не прошло бесследно. В 70-х годах XVII века Кандалакша ста­ ла одним из идейных центров раскола. Ученики Неронова Сила, Алексей и Фе­ дор несли в мир "богатство радости” . Семен Денисов в книге "Виноград Рос­ сийской” писал: "От всех берегов мор­ ских людие ко оным с великою ревнос­ тью всерадостно течаху (приезжали): от сих о древнем благочестии просвещахуся слышанием, от сих добродетельному жи ­ тию научахуся". Кандалакшский поп Степан вел цер­ ковную службу по-старому, а когда от митрополита прибыли смотрители "для дозору", то их "в церковь Божию не пус­ тили” . Новгородский владыка Корнилий в феврале 1679 года предписал: "Рас­ кольников Силку и Алешку заковать в кандалы, посадить в земляную тюрьму и держать за стражею, чтоб они не ушли, и никого к ним не пропущать, чернил и бумаги им не давать, и чтоб они впредь какого расколу не чинили. А попа Степа­ на за ослушание выслать в Новгород, в Судный приказ, с нарочным тотчас” . Началось выискивание скрытых рас­ кольников. В феврале 1682 года коль­ ский дьякон Иван Григорьев подал вое­ воде Василию Эверлакову извет на стрельца Ивана Самсонова, что он крес­ тится по-раскольничьи "двумя персты” , а троеперстие называет "антихристовою печатью” . На допросе после пятнадцати ударов кнутом Иван Самсонов назвал имена еще трех староверов, которых тот­ час арестовали и посадили ” в съезжей избе за решетку” . На запрос, как с ними поступить, из Москвы последовал приказ: нераскаявшихся еретиков и церковных противников в Кольском остроге сжечь "на площади в костре” ! Пока шла переписка воеводы с выс­ шими властями, раскольники Прокопий Ледуношников, Мартын Васильев и Мат­ вей Леонтьев сумели бежать из Колы, а Иван Самсонов принес повинную, от "старой веры” отрекся. За него поручил­ ся священник кольской Спасской церкви Алексей Симонов. Расследование обстоятельств бегства трех закоренелых старообрядцев выяви­ ло фанатичную раскольницу Мавру Гри­ горьеву, жену ссыльного стрельца Мар­ тына Васильева, которая учила в церковь не ходить и поучения попов не слушать. 22 декабря 1683 года Мавру привели в во­ еводскую канцелярию. В присутствии игу­ мена Кандалакшского монастыря Иоаса- фа, двух кольских священников — Федо­ та Елисеева и Алексея Симонова, дьяко­ на Ивана была Григорьева подвергнута испытанию в вере. Раскольница заявила, что "ныне церкви нет” и потому посещать богослужение не желает. "Игумен и свя­ щенники,— говорится в донесении вое­ воды,— почали ее поучать от божествен­ ного писания” . Мавра отказалась их слу­ шать, обозвав ’’волками” , ’’мордовскими попами” (намек на мордовское проис­ хождение Никона); ’’игумен ее почал крестом благословлять, и она на игумена почала плевать и говорила игумену, отой­ ди де ты от меня враг прочь...” Во время последующих допросов Мав­ ру изуверски пытали, требуя покориться и отказаться от своих заблуждений. ” В три стряски” (подвешивание на крюке) ей дали 25 ударов кнутом, но она не раска­ ялась и "говорила те ж свои прежние речи” . Приговор, вынесенный Мавре, гласил: "за ее богохульные слова... каз­ нить смертью — сжечь в срубе, чтоб на то смотря иным не повадно было таких неистовых богохульных речей говорить” . 29 января 1684 года Мавру Григорьеву сожгли в Коле, на городской площади, на глазах у сотен православных христиан. Старообрядчество на Кольском Севере не получило широкого распространения. Жители почти поголовно признавали себя правоверными людьми, не противящими­ ся официальной церкви, но в быту со­ храняли остатки древнего благочестия. "Коляне,— отмечал знаток местной жиз­ ни К. А. Соловцов в 1861 году,— вообще набожны; каждый праздник церковь Бо­ жия полна народа... В целой Коле нет ни одного раскольника ...но все вообще име­ ют привязанность к иконам старинного письма, и все, без исключения, знамену­ ются двухперстным крестом, почитая его истинным". Кандалакшский священник Василий Рябов в 1909 году сообщал, что в его приходе "все крестятся двухперст­ но, предпочитают молиться перед стары­ ми иконами, служить по старым книгам” . В Поморье в большом числе ходили рукописные сочинения раскольников. Приходским священникам вменялось в обязанность отвращать верующих от их лжеучения, бороться с инакомыслием.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz