Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
Ц £ р к т Ш KO ribSK^rfl * SfiESPfi Иван УШАКОВ, краевед 4. Борьба с расколом (Продолжение. Начало в № 252, 253.) Русская православная церковь немало сделала для укрепления и развития Оте чества. Но в ее многовековой истории есть и такие деяния, которые похваль ными назвать нельзя. Одной из самых прискорбных страниц церковной истории являются гонения и жестокие расправы с раскольниками — людьми, не приняв шими обрядовую реформу патриарха Ни кона. Этот властный глава русской церкви по желанию правительства в середине XVII века решил устранить различия в рус ском и греческом богослужении. Велено было креститься не двумя, а тремя паль цами, класть не земные, а поясные по клоны. Никон распорядился ввести новые богослужебные книги, исправленные по греческому образцу, писать имя Христа не ” Исус” , а "Иисус” . В глазах верующих реформа Никона походила на святотатство — поругание исконных обычаев, закрепленных поста новлением Стоглавого собора 1551 года. Часть населения отвергла нововведения патриарха и осталась верной "древнему благочестию” . Духовные деятели, возгла вившие движение за сохранение преж них правил церкви, подверглись строгим наказаниям. Летом 1654 года в Кандалакшу привез ли Ивана Неронова — протопопа Казан ского собора на Красной площади в Мос кве. Он обладал даром красноречия, об личал Никона как виновника "беды всей Руси” , написал яркое сочинение "Похва ла защитникам старой веры” . Патриарх приказал держать Неронова "в цепи и в железах, чернил не давать” , чтобы он не мог общаться с населением. Начальник стражи в Кандалакшском монастыре оказался человеком "злого нрава... сквернословец и преизлишно свиреп” . Охранники страшно били и му чили закованного в кандалы узника, но он сохранял силу духа, нашел слушате лей из числа монахов и сумел сделать их своими сторонниками. После одиннадца ти месяцев заточения Неронов при содей ствии своих единомышленников бежал из Кандалакши, но его пребывание здесь не прошло бесследно. В 70-х годах XVII века Кандалакша ста ла одним из идейных центров раскола. Ученики Неронова Сила, Алексей и Фе дор несли в мир "богатство радости” . Семен Денисов в книге "Виноград Рос сийской” писал: "От всех берегов мор ских людие ко оным с великою ревнос тью всерадостно течаху (приезжали): от сих о древнем благочестии просвещахуся слышанием, от сих добродетельному жи тию научахуся". Кандалакшский поп Степан вел цер ковную службу по-старому, а когда от митрополита прибыли смотрители "для дозору", то их "в церковь Божию не пус тили” . Новгородский владыка Корнилий в феврале 1679 года предписал: "Рас кольников Силку и Алешку заковать в кандалы, посадить в земляную тюрьму и держать за стражею, чтоб они не ушли, и никого к ним не пропущать, чернил и бумаги им не давать, и чтоб они впредь какого расколу не чинили. А попа Степа на за ослушание выслать в Новгород, в Судный приказ, с нарочным тотчас” . Началось выискивание скрытых рас кольников. В феврале 1682 года коль ский дьякон Иван Григорьев подал вое воде Василию Эверлакову извет на стрельца Ивана Самсонова, что он крес тится по-раскольничьи "двумя персты” , а троеперстие называет "антихристовою печатью” . На допросе после пятнадцати ударов кнутом Иван Самсонов назвал имена еще трех староверов, которых тот час арестовали и посадили ” в съезжей избе за решетку” . На запрос, как с ними поступить, из Москвы последовал приказ: нераскаявшихся еретиков и церковных противников в Кольском остроге сжечь "на площади в костре” ! Пока шла переписка воеводы с выс шими властями, раскольники Прокопий Ледуношников, Мартын Васильев и Мат вей Леонтьев сумели бежать из Колы, а Иван Самсонов принес повинную, от "старой веры” отрекся. За него поручил ся священник кольской Спасской церкви Алексей Симонов. Расследование обстоятельств бегства трех закоренелых старообрядцев выяви ло фанатичную раскольницу Мавру Гри горьеву, жену ссыльного стрельца Мар тына Васильева, которая учила в церковь не ходить и поучения попов не слушать. 22 декабря 1683 года Мавру привели в во еводскую канцелярию. В присутствии игу мена Кандалакшского монастыря Иоаса- фа, двух кольских священников — Федо та Елисеева и Алексея Симонова, дьяко на Ивана была Григорьева подвергнута испытанию в вере. Раскольница заявила, что "ныне церкви нет” и потому посещать богослужение не желает. "Игумен и свя щенники,— говорится в донесении вое воды,— почали ее поучать от божествен ного писания” . Мавра отказалась их слу шать, обозвав ’’волками” , ’’мордовскими попами” (намек на мордовское проис хождение Никона); ’’игумен ее почал крестом благословлять, и она на игумена почала плевать и говорила игумену, отой ди де ты от меня враг прочь...” Во время последующих допросов Мав ру изуверски пытали, требуя покориться и отказаться от своих заблуждений. ” В три стряски” (подвешивание на крюке) ей дали 25 ударов кнутом, но она не раска ялась и "говорила те ж свои прежние речи” . Приговор, вынесенный Мавре, гласил: "за ее богохульные слова... каз нить смертью — сжечь в срубе, чтоб на то смотря иным не повадно было таких неистовых богохульных речей говорить” . 29 января 1684 года Мавру Григорьеву сожгли в Коле, на городской площади, на глазах у сотен православных христиан. Старообрядчество на Кольском Севере не получило широкого распространения. Жители почти поголовно признавали себя правоверными людьми, не противящими ся официальной церкви, но в быту со храняли остатки древнего благочестия. "Коляне,— отмечал знаток местной жиз ни К. А. Соловцов в 1861 году,— вообще набожны; каждый праздник церковь Бо жия полна народа... В целой Коле нет ни одного раскольника ...но все вообще име ют привязанность к иконам старинного письма, и все, без исключения, знамену ются двухперстным крестом, почитая его истинным". Кандалакшский священник Василий Рябов в 1909 году сообщал, что в его приходе "все крестятся двухперст но, предпочитают молиться перед стары ми иконами, служить по старым книгам” . В Поморье в большом числе ходили рукописные сочинения раскольников. Приходским священникам вменялось в обязанность отвращать верующих от их лжеучения, бороться с инакомыслием.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz