Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
U m :m Hf4K*iMK*itl * SSESPfi Иван УШАКОВ, краевед <Продолжение. Начало в № 252.) 3. ЦЕРКОВЬ ИПРИХОЖАНЕ Каждый причтовый (со штатом служи телей) храм имел определенное количе ство подведомственных жилых дворов или веж (лопарских становий), обитатели которых составляли приход данной церк ви, сообщество верующих. В допетровское время прихожане сами выбирали священника, обычно из среды местного духовенства, но нередко и из крестьян, знавших порядок богослуже ния. Так, в 1688 году варзужане сооб щали архиепископу Афанасию, что у них священник Матфей Яковлев умер и "все прихожане излюбили и прирядили к церк вам верховных апостолов Петра и Павла и великого святителя Николая чудотвор ца в попы крестьянина Федора Григорье ва сына Мячнева, чтобы те церкви без пения не стояли и за благочестивейших государей... моление было и по усопших душах помяновение". Афанасий благо словил нового священника и выдал ему ’’архиерейскую ставленую грамоту” . Точ но так же в 1690 году умбские прихожане "выбрали и излюбили в священники тое ж волости крестьянина Ермолу Клемен тьева", Поставление на церковную должность без "излюба” прихожан считалось зло употреблением духовных властей и встречало сопротивление верующих. Отношение прихожан к своему храму было самое ревностное. Храм — это мес то особого присутствия Божия. Сюда ве рующие шли со своими печалями и моль бами. Здесь они крестили детей, венча лись, По смерти здесь их отпевали и про вожали в последний путь. Здесь, в цер ковной трапезе, они собирались на сходы для решения мирских дел. Церковь объ единяла верующих, мирила их при раз ных несогласиях. Многое значил личный авторитет священника — духовного пас тыря и наставника прихожан. В церкви запрещалось шуметь и скандалить, сквернословить и драться. Любое непо требство считалось неуважением к Богу. Приряженному священнику и его по мощникам — дьякону или пономарю — собрание прихожан определяло жало ванье ("р угу” ), давало из волостных уго дий семужью тоню и сенокосы, иногда ставило просторный дом с хозяйственны ми постройками. Схожий порядок мате риального обеспечения церковного при чта существовал и у лопарей. Сохранился договор, заключенный 3 февраля 1694 года лопарями Мотовского, Печенгского, Пазрецкого и Нявдемского (ныне г, Ней- ден в Норвегии) погостов со священни ком Борисоглебской церкви Симеоном Борисовым. Прихожане обязались еже годно давать ему ’’руги со всякой души по алтыну (3 копейки), сверх того, от ис поведи по алтыну с человека, а от креще ния младенцев, и от родильничныя и от четыредесятной молитвы” — по 13 копе ек, от венчания новобрачных — по 2 ефимка (1 рубль), от погребения умер ших — 20 копеек, от молитвы к Рождест ву Христову — по 2 копейки с вежи; "да нам же, лопарям, давать ему, священ нику Симеону, со всех четырех погостов на всякий год сала трескового по пуду с погоста да по две кережи (воза)... мяса и рыбы... А подводы ему, священнику, и диачку и под кладь ево, священника, наши крестьянские же... и диачку ему, Симеону, своего держать...” Архиепи скоп Афанасий разъяснил: по святым правилам брать плату от исповеди не по ложено. На что Симеон Борисов сооб щил: "Они, лопари, люди дикие, в том меня, богомольца твоего, не послушали", сами настояли на платеже. Сошлись на том, что по 3 копейки будут они давать священнику за поминание родителей. Солидные доходы от промыслов позво ляли северянам отчислять немалые сум мы на нужды церкви. Прихожане заботи лись о "благолепии” (красоте) своего храма, внутренней изящности его. Многие храмы появились благодаря пожертвованиям рядовых тружеников. Голландский купец Салинген записал рассказ Трифона о возникновении Пе ченгского монастыря: "Молва об его свя той жизни распространилась в других местах и его стало посещать много наро да... просили его, чтоб он построил тут церковь, где бы можно было совершать богослужение... К нему приезжали рыба ки и жертвовали рыбу... Благодаря таким дарам построен был большой монас тырь’’. У колян существовало "обыкновение” — лучшую рыбину из первого улова на тресковом промысле отдавать ’’Спасу всемилостивейшему” , а по возвращении с моря, в благодарение Богу, жертвовать ту или иную сумму денег приходской цер кви. На Терском берегу по "заведенному из веков порядку" в пользу церкви шла сем га, выловленная в заборах в некоторые праздничные дни. Так, в Умбе в Воскре сенской церкви 29 июня (Петров день) — весь улов, 6 августа (Преображение Господне) — 3 пуда, 15 августа (Успение Богородицы) — весь улов и 8 сентября (Рождество Богородицы) — 3 пуда. Приходные книги церквей содержат многочисленные записи такого рода: "Варзужской волости крестьяне Тимо фей Котлов, Василей Богданов с товари щи, пришед с торасового (на льдах) зве риного промысла доброхотно дали (Пет ропавловской церкви) 48 рублей 11 копе е к ” (май 1775 года): "Принято от Ефрема Хахаева боголюбческого подаяния от весновщиков 45 рублей 76 копеек” (31 июля) или: "Петропавловского прихода крестьяне по окончании рыбного сему жья лову вразнь доброхотно дали по ве ре своей 18 рублей" (октябрь 1775 года). О реальном значении упомянутых сумм можно судить по тому, что пуд пшеничной муки (16,4 кг) стоил в то время в Варзуге 55 копеек. Прихожане "своим иждивением” свое временно проводили ремонт церковных зданий, приобретали иконы, резные ук рашения, необходимую утварь, книги, ко локола и т. п. Когда храмы приходили в ветхость или сгорали, прихожане стро или новые, как правило, более обширные и красивые. (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz