Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

U m :m Hf4K*iMK*itl * SSESPfi Иван УШАКОВ, краевед <Продолжение. Начало в № 252.) 3. ЦЕРКОВЬ ИПРИХОЖАНЕ Каждый причтовый (со штатом служи­ телей) храм имел определенное количе­ ство подведомственных жилых дворов или веж (лопарских становий), обитатели которых составляли приход данной церк­ ви, сообщество верующих. В допетровское время прихожане сами выбирали священника, обычно из среды местного духовенства, но нередко и из крестьян, знавших порядок богослуже­ ния. Так, в 1688 году варзужане сооб­ щали архиепископу Афанасию, что у них священник Матфей Яковлев умер и "все прихожане излюбили и прирядили к церк­ вам верховных апостолов Петра и Павла и великого святителя Николая чудотвор­ ца в попы крестьянина Федора Григорье­ ва сына Мячнева, чтобы те церкви без пения не стояли и за благочестивейших государей... моление было и по усопших душах помяновение". Афанасий благо­ словил нового священника и выдал ему ’’архиерейскую ставленую грамоту” . Точ­ но так же в 1690 году умбские прихожане "выбрали и излюбили в священники тое ж волости крестьянина Ермолу Клемен­ тьева", Поставление на церковную должность без "излюба” прихожан считалось зло­ употреблением духовных властей и встречало сопротивление верующих. Отношение прихожан к своему храму было самое ревностное. Храм — это мес­ то особого присутствия Божия. Сюда ве­ рующие шли со своими печалями и моль­ бами. Здесь они крестили детей, венча­ лись, По смерти здесь их отпевали и про­ вожали в последний путь. Здесь, в цер­ ковной трапезе, они собирались на сходы для решения мирских дел. Церковь объ­ единяла верующих, мирила их при раз­ ных несогласиях. Многое значил личный авторитет священника — духовного пас­ тыря и наставника прихожан. В церкви запрещалось шуметь и скандалить, сквернословить и драться. Любое непо­ требство считалось неуважением к Богу. Приряженному священнику и его по­ мощникам — дьякону или пономарю — собрание прихожан определяло жало­ ванье ("р угу” ), давало из волостных уго­ дий семужью тоню и сенокосы, иногда ставило просторный дом с хозяйственны­ ми постройками. Схожий порядок мате­ риального обеспечения церковного при­ чта существовал и у лопарей. Сохранился договор, заключенный 3 февраля 1694 года лопарями Мотовского, Печенгского, Пазрецкого и Нявдемского (ныне г, Ней- ден в Норвегии) погостов со священни­ ком Борисоглебской церкви Симеоном Борисовым. Прихожане обязались еже­ годно давать ему ’’руги со всякой души по алтыну (3 копейки), сверх того, от ис­ поведи по алтыну с человека, а от креще­ ния младенцев, и от родильничныя и от четыредесятной молитвы” — по 13 копе­ ек, от венчания новобрачных — по 2 ефимка (1 рубль), от погребения умер­ ших — 20 копеек, от молитвы к Рождест­ ву Христову — по 2 копейки с вежи; "да нам же, лопарям, давать ему, священ­ нику Симеону, со всех четырех погостов на всякий год сала трескового по пуду с погоста да по две кережи (воза)... мяса и рыбы... А подводы ему, священнику, и диачку и под кладь ево, священника, наши крестьянские же... и диачку ему, Симеону, своего держать...” Архиепи­ скоп Афанасий разъяснил: по святым правилам брать плату от исповеди не по­ ложено. На что Симеон Борисов сооб­ щил: "Они, лопари, люди дикие, в том меня, богомольца твоего, не послушали", сами настояли на платеже. Сошлись на том, что по 3 копейки будут они давать священнику за поминание родителей. Солидные доходы от промыслов позво­ ляли северянам отчислять немалые сум­ мы на нужды церкви. Прихожане заботи­ лись о "благолепии” (красоте) своего храма, внутренней изящности его. Многие храмы появились благодаря пожертвованиям рядовых тружеников. Голландский купец Салинген записал рассказ Трифона о возникновении Пе­ ченгского монастыря: "Молва об его свя­ той жизни распространилась в других местах и его стало посещать много наро­ да... просили его, чтоб он построил тут церковь, где бы можно было совершать богослужение... К нему приезжали рыба­ ки и жертвовали рыбу... Благодаря таким дарам построен был большой монас­ тырь’’. У колян существовало "обыкновение” — лучшую рыбину из первого улова на тресковом промысле отдавать ’’Спасу всемилостивейшему” , а по возвращении с моря, в благодарение Богу, жертвовать ту или иную сумму денег приходской цер­ кви. На Терском берегу по "заведенному из веков порядку" в пользу церкви шла сем­ га, выловленная в заборах в некоторые праздничные дни. Так, в Умбе в Воскре­ сенской церкви 29 июня (Петров день) — весь улов, 6 августа (Преображение Господне) — 3 пуда, 15 августа (Успение Богородицы) — весь улов и 8 сентября (Рождество Богородицы) — 3 пуда. Приходные книги церквей содержат многочисленные записи такого рода: "Варзужской волости крестьяне Тимо­ фей Котлов, Василей Богданов с товари­ щи, пришед с торасового (на льдах) зве­ риного промысла доброхотно дали (Пет­ ропавловской церкви) 48 рублей 11 копе­ е к ” (май 1775 года): "Принято от Ефрема Хахаева боголюбческого подаяния от весновщиков 45 рублей 76 копеек” (31 июля) или: "Петропавловского прихода крестьяне по окончании рыбного сему­ жья лову вразнь доброхотно дали по ве­ ре своей 18 рублей" (октябрь 1775 года). О реальном значении упомянутых сумм можно судить по тому, что пуд пшеничной муки (16,4 кг) стоил в то время в Варзуге 55 копеек. Прихожане "своим иждивением” свое­ временно проводили ремонт церковных зданий, приобретали иконы, резные ук­ рашения, необходимую утварь, книги, ко­ локола и т. п. Когда храмы приходили в ветхость или сгорали, прихожане стро­ или новые, как правило, более обширные и красивые. (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz