Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

U s p n m ha К*імк*і« fiSESPfi Иван УШАКОВ, краевед Н е о бы кн о в е н н о во зро с ин терес к р ел и ги о з ны м учениям , истории цер кв и , трад и ц и о н н ой р у с с кой к ул ь т уре , вообще к вопросам д у хов но й ж и з н и . На наших гла за х меняе тся об ­ щественная иде оло гия . П ублицис ты сошли с по зи ц и й в о и н ­ с тв ующ е го а теизма , стали иначе тр а к т о в а т ь рол ь ц е р к в и и ре ­ ли ги о з н о -н р а в о у ч и те л ь н о й ли тер а т уры в ж и з н и р у с с ко го на ­ рода . Р ел и гио зная тема неисчерпаема . Настоящие зам е т ки к а с а ­ ю тся лиш ь н е к о т о ры х с торон д е я те л ьн о с ти ц е р кв и на К о л ь ­ с к ом Севере в д о р е в о лю ц и о н ны й период . 1. Душеспасительное учение Вероятно, каждый задумывался о смысле своего существования. Какова цель жизни? — это вечный вопрос. На ум приходят "Стансы” Пушкина: Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Невеселая перспектива — трудиться в поте лица своего, волноваться и стра­ дать, зная, что в конце пути — ничто. Как же так? Археология показывает, что в самые отдаленные, первобытные времена люди верили в загробную жизнь, клали в моги­ лу рядом с умершим необходимые ему для последующей жизни в ином мире ве­ щи, иногда очень дорогие. В человечес­ ком существе видели единство бренного тела и неумирающей души, которая поки­ дает тело после кончины человека. Возникшее почти две тысячи лет назад христианское вероучение определило земную жизнь человека как приуготовле- ние для вечной жизни в потустороннем мире, где — в зависимости от поведения человека в обществе — умершему угото­ ваны разные обиталища: рай или ад. Це­ лью земной жизни объявлялось спасение души от вечных мучений, обретение бла­ женства в раю. Иисус Христос, сын Божий, собствен­ ной жертвой (гибелью на кресте) искупил грехи людей и открыл им путь спасения, дал надежду на вечную жизнь в небесах Учение Христа о праведной'жизни донес­ ли до широких масс его ученики и после­ дователи — апостолы-евангелисты, писа­ тели-проповедники ("отцы церкви” ), со­ здавшие богословскую литературу и мне гочисленные сочинения нравоучительно го характера. Христианство стало религией миллио­ нов людей. Оно устанавливало незыбле­ мые нормы поведения верующих, глав­ ной благодетелью провозглашало лю ­ бовь к ближнему, учило творить добрые дела, искоренять зло. Христианская ре­ лигия сплачивала людей, дисциплиниро­ вала их, требовала подчинения правите­ лям ("Всякая власть от Бога ). Утверж­ дение христианства повсюду сопровож­ далось распространением письменности, развитием школьного обучения, повыше­ нием нравственности народа. Хранительницей и исполнительницей учения Христа стала разветвленная об­ щественная структура — церковь с ее особым сословием служителей (духовен­ ство), многочисленными храмами, монас­ тырями, святыми местами. Роль церкви в жизни общества на про­ тяжении веков огромна и не всегда одно­ значна. Церковь формировала мировоз­ зрение народа, в значительной степени определяла развитие государства, боро­ лась с инакомыслием, укрепляла само­ державие. 2. Первые храмы В середине XV века на Терском берегу, на реках Умбе и Варзуге, поселились рус­ ские крестьяне — потомки выходцев из Новгородской земли. Они исповедовали православную веру, заимствованную Ру­ сью из Византии при киевском князе Вла­ димире Святославиче. За пять столетий она прочно вошла в сознание и повсе­ дневную жизнь русского народа. Посеще­ ние церкви и исполнение религиозных обрядов стало духовной потребностью людей. В 1491 году Соловецкий монастырь по­ строил и освятил деревянный храм во имя чудотворца святого Николая — по­ кровителя мореходов и рыбаков — в по­ морском селении Варзуге. Вскоре цер­ ковь Воскресения Христова появилась и в Умбе (ныне урочище Погост). По соседству с терскими поморами обитали исконные жители Кольского по­ луострова лопари (саамы). Между рус­ скими поселенцами и лопарями установи­ лись постоянные торговые отношения. Первыми среди лопарей приняли хрис­ тианство те, что жили по побережью Кан­ далакшского залива. Ростовская лето­ пись под 1526 годом сообщает: "Приеха- ша к Москве лопляне с... усть Нивы ре­ ки... и просили антиминса (священной ткани для храма) и священников церковь свящати и просветити их (познакомить с христианским учением)... И государь ве­ лел архиепископу Макарию послати из Новагорода от соборныя церкви священ­ ника и диакона, и они, ехавши, свящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих лоплян крестиша” . Христианское учение несли лопарям русские подвижники Феодорит, Трифон, Феогност — люди, сильные духом, убеж­ денные в величии своего дела — исторг­ нуть язычников из идолопоклонства, вы­ вести из "тьмы невежества” (незнания) к ’’свету истины” , указать им "путь спа­ сения” , приобщить к единственно верной, по их понятию, вере Христовой. Позднее церковные писатели нарекут их "просве­ тителями лопарей” . Феодорит, постриженник соловецкий, поселился среди лопарей близ устья Ко­ лы, жил с ними дружно несколько лет, вполне освоил их речь, постоянно пропо­ ведовал христианское учение. По словам Феодорита, лопари оказались людьми простодушными: "всякого лукавства не­ искусны, ко спасенному же пути тщаливы и охочи зело” , то есть весьма восприим­ чивы к вере Христовой. Феодорит не только познакомил лопарей с Евангели­ ем, но "науча их писанию, и молитвы некоторые привел им от словенска в их язы к” . Тем временем Трифон обосновался на Печенге и терпеливо внедрял христиан­ ство кончанской лопи. Местные кебуны (служители языческого культа) чинили ему всякие препятствия, но в конце кон­ цов большинство лопарей согласилось на принятие "русской веры” . Никоновская летопись под 1532 годом сообщает: ’’Приехаша в Великий Новго­ род лопляне Мурманского моря” , проси­ ли освятить храмы и крестить их самих; "и боголюбивый архиепископ Макарий посла... священника и диакона, і* они, ехавше, церкви Божиа свящали, Благо­ вещение святей Богородици да чюдотвор- ца Николу... и самих многих крестиша. . в нашу православную и святую веру". Историки считают, что Благовещенская церковь была поставлена на устье Колы, а Никольская — на Печенге. Для упрочения православной веры в землях новокрещенной лопи Феодорит и Трифон при содействии царского прави­ тельства в 1553 году основывают монас­ тыри и при них церкви: в Кандалакше — Пречистенскую (Рождества Богороди­ цы), на Печенге — Троицкую. В 1565 году Трифон строит храм во имя святых муче­ ников Бориса и Глеба на реке Паз по соседству с северными владениями Да­ нии, чтобы оградить российских лопарей от распространявшегося в Скандинавии лютеранства. Около 1570 года Феогност. соловецкий монах, ставит церковь святых апостолов Петра и Павла на устье Поноя. чтобы терские лопари "от веры Христо­ вой не отпали". Все необходимое для богослужения — книги, иконы, церков­ ную утварь, священнические облачения и прочее — прислал в дар лопарям Изан Грозный. В людных селениях Севера обычно строили две церкви: для зимнего времени — отапливаемую ("теплую ’ ) и для бого­ служения летом — без печей. В удачные промысловые годы, когда крестьяне име­ ли большой доход от продажи семги и звериного сала, прихожане на соб­ ственные средства и по своей инициативе в благодарение Богу ставили новые хра­ мы, беелричтовые, в которых служили штатные приходские священники и дья­ коны в определенные праздничные дни. Иногда к основной церкви делались при­ делы во имя того или иного почитаемого святого ("чудотворца"). По описи 1563 года, в селе Варзуге действовали три церкви: на левом берегу реки — Никольская и Петропавловская, на правой стороне — Успенская. В Кан­ далакше кроме старой Предтеченской церкви были две монастырские церкви. В писцовой книге 1574 года сказано: "церковь Николы чюдотворца, да два придела — Петр и Павел, да Зосимы и Савватия соловецких чюдотворцев,— да теплая церковь Рождества Пречистые Богородицы". В Умбе также видим при­ бавление. Раздельная книга 1585 года со­ общает: "Волость Умба. а в ней церковь теплая Воскресение Христово, да другая церковь студеная верховных апостол Петра и Павла, да придел преподобного Кирила Белоозерского чюдотворца” . Кола, возникшая около 1556 года, име­ ла к началу XVII столетия внутри крепос­ ти ("острога") два храма: "Церковь с тра­ пезою Никола чудотворец — клетски дре- вяная теплая, да церковь страстотерпца (мученика) Христова Георгия — древяная ж, студеная, верх шатровой... строение мирское". Еще две церкви принадлежали Печенгскому монастырю: в Кольском остроге Благовещения Пречистые Бого­ родицы... и за рекой Колою, против ост­ рогу... — святых апостол Петра и Павла... теплая, с трапезою, древяная” . Три мо­ настырских храма на реке Печенге — Троицкий, Успенский и Зосимо-Савва- тиевский — были сожжены шведами в 1589 году. Недолгое время существовал храм близ устья реки Порьей, где до 1590 года стоял Кукуев монастырь (затем переме­ стившийся в Кандалакшу). Шведское вторжение 1589 года нанес­ ло северо-западному Поморью громад­ ный урон. Кандалакшский монастырь и крестьянское селение ("волость") были полностью сожжены, а люди убиты. Со­ гласно описи 1611 года в Кандалакше стояла вновь построенная церковь Рож­ дества Пречистые Богородицы, шатро­ вая, с трапезою и келарскою (подсобны­ ми помещениями). В Княжой Губе указа­ но "место церковное Николы чюдотвор­ ца, а церковь сожгли свейские немцы как воевали волость Кандолокшу” . В Ковде была возобновлена Никольская церковь — ’’теплая, древяная, верх шатровой... строения волостных людей” . Таким образом, на Кольском Севере в XV— XVI веках возникло более десятка действующих храмов, два из них — По- нойский и Борисоглебский — предназна­ чались для лопарей. Христианство стало общей религией как русского, так и ло­ парского населения. (Продолжение следует.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz