Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
U s p n m ha К*імк*і« fiSESPfi Иван УШАКОВ, краевед Н е о бы кн о в е н н о во зро с ин терес к р ел и ги о з ны м учениям , истории цер кв и , трад и ц и о н н ой р у с с кой к ул ь т уре , вообще к вопросам д у хов но й ж и з н и . На наших гла за х меняе тся об щественная иде оло гия . П ублицис ты сошли с по зи ц и й в о и н с тв ующ е го а теизма , стали иначе тр а к т о в а т ь рол ь ц е р к в и и ре ли ги о з н о -н р а в о у ч и те л ь н о й ли тер а т уры в ж и з н и р у с с ко го на рода . Р ел и гио зная тема неисчерпаема . Настоящие зам е т ки к а с а ю тся лиш ь н е к о т о ры х с торон д е я те л ьн о с ти ц е р кв и на К о л ь с к ом Севере в д о р е в о лю ц и о н ны й период . 1. Душеспасительное учение Вероятно, каждый задумывался о смысле своего существования. Какова цель жизни? — это вечный вопрос. На ум приходят "Стансы” Пушкина: Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Невеселая перспектива — трудиться в поте лица своего, волноваться и стра дать, зная, что в конце пути — ничто. Как же так? Археология показывает, что в самые отдаленные, первобытные времена люди верили в загробную жизнь, клали в моги лу рядом с умершим необходимые ему для последующей жизни в ином мире ве щи, иногда очень дорогие. В человечес ком существе видели единство бренного тела и неумирающей души, которая поки дает тело после кончины человека. Возникшее почти две тысячи лет назад христианское вероучение определило земную жизнь человека как приуготовле- ние для вечной жизни в потустороннем мире, где — в зависимости от поведения человека в обществе — умершему угото ваны разные обиталища: рай или ад. Це лью земной жизни объявлялось спасение души от вечных мучений, обретение бла женства в раю. Иисус Христос, сын Божий, собствен ной жертвой (гибелью на кресте) искупил грехи людей и открыл им путь спасения, дал надежду на вечную жизнь в небесах Учение Христа о праведной'жизни донес ли до широких масс его ученики и после дователи — апостолы-евангелисты, писа тели-проповедники ("отцы церкви” ), со здавшие богословскую литературу и мне гочисленные сочинения нравоучительно го характера. Христианство стало религией миллио нов людей. Оно устанавливало незыбле мые нормы поведения верующих, глав ной благодетелью провозглашало лю бовь к ближнему, учило творить добрые дела, искоренять зло. Христианская ре лигия сплачивала людей, дисциплиниро вала их, требовала подчинения правите лям ("Всякая власть от Бога ). Утверж дение христианства повсюду сопровож далось распространением письменности, развитием школьного обучения, повыше нием нравственности народа. Хранительницей и исполнительницей учения Христа стала разветвленная об щественная структура — церковь с ее особым сословием служителей (духовен ство), многочисленными храмами, монас тырями, святыми местами. Роль церкви в жизни общества на про тяжении веков огромна и не всегда одно значна. Церковь формировала мировоз зрение народа, в значительной степени определяла развитие государства, боро лась с инакомыслием, укрепляла само державие. 2. Первые храмы В середине XV века на Терском берегу, на реках Умбе и Варзуге, поселились рус ские крестьяне — потомки выходцев из Новгородской земли. Они исповедовали православную веру, заимствованную Ру сью из Византии при киевском князе Вла димире Святославиче. За пять столетий она прочно вошла в сознание и повсе дневную жизнь русского народа. Посеще ние церкви и исполнение религиозных обрядов стало духовной потребностью людей. В 1491 году Соловецкий монастырь по строил и освятил деревянный храм во имя чудотворца святого Николая — по кровителя мореходов и рыбаков — в по морском селении Варзуге. Вскоре цер ковь Воскресения Христова появилась и в Умбе (ныне урочище Погост). По соседству с терскими поморами обитали исконные жители Кольского по луострова лопари (саамы). Между рус скими поселенцами и лопарями установи лись постоянные торговые отношения. Первыми среди лопарей приняли хрис тианство те, что жили по побережью Кан далакшского залива. Ростовская лето пись под 1526 годом сообщает: "Приеха- ша к Москве лопляне с... усть Нивы ре ки... и просили антиминса (священной ткани для храма) и священников церковь свящати и просветити их (познакомить с христианским учением)... И государь ве лел архиепископу Макарию послати из Новагорода от соборныя церкви священ ника и диакона, и они, ехавши, свящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих лоплян крестиша” . Христианское учение несли лопарям русские подвижники Феодорит, Трифон, Феогност — люди, сильные духом, убеж денные в величии своего дела — исторг нуть язычников из идолопоклонства, вы вести из "тьмы невежества” (незнания) к ’’свету истины” , указать им "путь спа сения” , приобщить к единственно верной, по их понятию, вере Христовой. Позднее церковные писатели нарекут их "просве тителями лопарей” . Феодорит, постриженник соловецкий, поселился среди лопарей близ устья Ко лы, жил с ними дружно несколько лет, вполне освоил их речь, постоянно пропо ведовал христианское учение. По словам Феодорита, лопари оказались людьми простодушными: "всякого лукавства не искусны, ко спасенному же пути тщаливы и охочи зело” , то есть весьма восприим чивы к вере Христовой. Феодорит не только познакомил лопарей с Евангели ем, но "науча их писанию, и молитвы некоторые привел им от словенска в их язы к” . Тем временем Трифон обосновался на Печенге и терпеливо внедрял христиан ство кончанской лопи. Местные кебуны (служители языческого культа) чинили ему всякие препятствия, но в конце кон цов большинство лопарей согласилось на принятие "русской веры” . Никоновская летопись под 1532 годом сообщает: ’’Приехаша в Великий Новго род лопляне Мурманского моря” , проси ли освятить храмы и крестить их самих; "и боголюбивый архиепископ Макарий посла... священника и диакона, і* они, ехавше, церкви Божиа свящали, Благо вещение святей Богородици да чюдотвор- ца Николу... и самих многих крестиша. . в нашу православную и святую веру". Историки считают, что Благовещенская церковь была поставлена на устье Колы, а Никольская — на Печенге. Для упрочения православной веры в землях новокрещенной лопи Феодорит и Трифон при содействии царского прави тельства в 1553 году основывают монас тыри и при них церкви: в Кандалакше — Пречистенскую (Рождества Богороди цы), на Печенге — Троицкую. В 1565 году Трифон строит храм во имя святых муче ников Бориса и Глеба на реке Паз по соседству с северными владениями Да нии, чтобы оградить российских лопарей от распространявшегося в Скандинавии лютеранства. Около 1570 года Феогност. соловецкий монах, ставит церковь святых апостолов Петра и Павла на устье Поноя. чтобы терские лопари "от веры Христо вой не отпали". Все необходимое для богослужения — книги, иконы, церков ную утварь, священнические облачения и прочее — прислал в дар лопарям Изан Грозный. В людных селениях Севера обычно строили две церкви: для зимнего времени — отапливаемую ("теплую ’ ) и для бого служения летом — без печей. В удачные промысловые годы, когда крестьяне име ли большой доход от продажи семги и звериного сала, прихожане на соб ственные средства и по своей инициативе в благодарение Богу ставили новые хра мы, беелричтовые, в которых служили штатные приходские священники и дья коны в определенные праздничные дни. Иногда к основной церкви делались при делы во имя того или иного почитаемого святого ("чудотворца"). По описи 1563 года, в селе Варзуге действовали три церкви: на левом берегу реки — Никольская и Петропавловская, на правой стороне — Успенская. В Кан далакше кроме старой Предтеченской церкви были две монастырские церкви. В писцовой книге 1574 года сказано: "церковь Николы чюдотворца, да два придела — Петр и Павел, да Зосимы и Савватия соловецких чюдотворцев,— да теплая церковь Рождества Пречистые Богородицы". В Умбе также видим при бавление. Раздельная книга 1585 года со общает: "Волость Умба. а в ней церковь теплая Воскресение Христово, да другая церковь студеная верховных апостол Петра и Павла, да придел преподобного Кирила Белоозерского чюдотворца” . Кола, возникшая около 1556 года, име ла к началу XVII столетия внутри крепос ти ("острога") два храма: "Церковь с тра пезою Никола чудотворец — клетски дре- вяная теплая, да церковь страстотерпца (мученика) Христова Георгия — древяная ж, студеная, верх шатровой... строение мирское". Еще две церкви принадлежали Печенгскому монастырю: в Кольском остроге Благовещения Пречистые Бого родицы... и за рекой Колою, против ост рогу... — святых апостол Петра и Павла... теплая, с трапезою, древяная” . Три мо настырских храма на реке Печенге — Троицкий, Успенский и Зосимо-Савва- тиевский — были сожжены шведами в 1589 году. Недолгое время существовал храм близ устья реки Порьей, где до 1590 года стоял Кукуев монастырь (затем переме стившийся в Кандалакшу). Шведское вторжение 1589 года нанес ло северо-западному Поморью громад ный урон. Кандалакшский монастырь и крестьянское селение ("волость") были полностью сожжены, а люди убиты. Со гласно описи 1611 года в Кандалакше стояла вновь построенная церковь Рож дества Пречистые Богородицы, шатро вая, с трапезою и келарскою (подсобны ми помещениями). В Княжой Губе указа но "место церковное Николы чюдотвор ца, а церковь сожгли свейские немцы как воевали волость Кандолокшу” . В Ковде была возобновлена Никольская церковь — ’’теплая, древяная, верх шатровой... строения волостных людей” . Таким образом, на Кольском Севере в XV— XVI веках возникло более десятка действующих храмов, два из них — По- нойский и Борисоглебский — предназна чались для лопарей. Христианство стало общей религией как русского, так и ло парского населения. (Продолжение следует.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz