Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).

ПРАВЕДНИКИ РУССКОЙ ЖИЗН до уровня всероссийского пас­ тыря, каким он стал к концу царствования Александра III. Иоанн Сергиев по окончании Архангельского приходского училища поступил в Архангель­ скую духовную семинарию, окончил ее по первому разряду и был принят на казенный счет в Санкт-Петербургскую духов­ ную академию. Еще во время учебы в акаде­ мии он имел намерение посвя- на это почти все свое жалова­ нье. Сам он жил чрезвычайно аскетично — постился, молил­ ся, уклонялся от всяких соблаз­ нов. Иоанн Кронштадтский об­ ладал необыкновенной силой внушения. Душевнобольные ис­ целялись от своего недуга. Страждущие находили в бесе­ дах с отцом Иоанном утешение. Подвижничество Иоанна Сер­ гиева на первых порах вызыва­ ло неудовольствие духовного дело” . Общая сумма поступле­ ний составляла около миллиона рублей в год — огромная по тому времени сумма! Эти день­ ги шли на нужды русской церк­ ви, на раздачу нищим и бедству­ ющим. В Кронштадте отец Ио­ анн устроил "Дом трудолюбия” со школой, церковью, мастер­ скими и приютом. А в родном селе Суре основал женский мо­ настырь и в Петербурге постро­ ил женский монастырь на Кар­ ского чудотворца, обращался к нему "к а к вполне компетент­ ному лицу по устройству подо­ бных учреждений” и надеялся на поддержку своего предло­ жения. Аналогичные просьбы шли к отцу Иоанну со всех сторон. Появилось немало любителей поживиться за счет щедрого благотворителя. Видимо, еще и поэтому серьезно больной старик не спешил с ответом. МИР ЕГО СВЯТОЙ ДУ тить себя пасторскому служе­ нию среди отсталых народов Севера. Но судьба распоряди­ лась по-своему. В 1855 году Ио­ анн Сергиев окончил курс ака­ демии со степенью кандидата богословия и по правилам церк­ ви вступил в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора Елизаве­ тою Несвитской. 12 декабря то­ го же года он стал священни­ ком этого собора и вскоре полу­ чил прозвание "Кронштадт­ ский” , которым нередко и под­ писывался. В портовом поселке Кронш­ тадта жили чернорабочие, здесь многие пьянствовали и попрошайничали, к религии относились равнодушно, в Бога не особенно верили. При пер­ вом же знакомстве со своей паствой священник понял: в Кронштадте он нужнее, чем на Севере среди малопросве­ щенных, но не сбившихся с пути праведного людей. Весь пыл души Иоанн Кронш­ тадтский отдает перевоспита­ нию падших, которых называли "босяками” , "подонками". Он стал ежедневно бывать в их жалких лачугах и землянках, сердечно беседовать, утешать, ухаживать за больными и помо­ гать материально, употребляя начальства. Благотворительная' деятельность — насмешки (ни­ кто еще не раздавал свое жало­ ванье нищим), некоторые глу­ мились над ним, называя юро­ дивым. Кронштадтские же низы со­ чли его "чудотворцем” . Вскоре это "открытие” стало достояни­ ем всей России. Народная мас­ са жаждала видеть святого че­ ловека. И он явился. В 1890 году отец Иоанн совер­ шил поездку по стране, посетил Харьков, Самару, Саратов, Ка­ зань, Нижний Новгород и всюду многотысячные толпы осажда­ ли его, стремясь лицезреть свя­ того, прикоснуться к его одеж­ де, получить от него благосло­ вение. В октябре 1894 года Иоанн Кронштадтский находился в Крыму, в Ливадийском двор­ це, близ смертельно больного императора Александра III. В последние часы своей жизни он сказал отцу Иоанну: "Вы — святой человек, Вы — пра­ ведник. Вот почему Вас любит русский народ... Когда Вы дер­ жите руки свои на моей голове, я чувствую большое облегче­ ние...” Иоанну Кронштадтскому от верующих и фанатичных по­ клонников сыпались немысли­ мые пожертвования на "святое повке, в котором завещал похо­ ронить себя. И все-таки Иоанн Кронштадт­ ский никогда не забывал своего "далекого Севера” , стремясь помочь просвещению тех, кто слабо знал основы христиан­ ского вероучения. В 1891 году причт Кольского собора попросил отца Иоанна прислать деньги на постройку храма для лопарей Масельгско- го погоста. Исчисленную сумму (1098 рублей 29 копеек) он не­ медленно выслал. В 1895 году на средства Иоанна Кронштадт­ ского соорудили и освятили красивую церковь во имя Алек­ сея Божьего человека в Рас- Наволоке — на развилке дорог, по которым весною следовали беломорские промышленники на Мурман. В 1895 году Иоанн Кронштадт­ ский прислал 800 рублей на благоустройство самого Коль­ ского собора. Как-то заштатный протоиерей Александр Попов обратился к нему с просьбой благослове­ ния и денег на устройство в Ко­ ле "женской монашеской общи­ ны” наподобие скита при часов­ не святого Трифона. Бывший настоятель Кольского собора Александр Попов, не раз полу­ чавший деньги от кронштадт­ А 20 декабря 1908 года Иоанн Кронштадтский скончался. Бурные политические собы­ тия начала XX века не могли пройти мимо внимания "всерос­ сийского пастыря” . "Царство Русское, — отмечал он, — коле­ блется, шатается, близко к па­ дению” . С негодованием Иоанн Кронштадтский осуждает раз­ рушителей государства, пред­ рекает кару Господню за отход от заповедей Христа: "Кто нау­ чил непокорности и мятежам бесмысленным... Перестаньте безумствовать! Довольно!.. Ес­ ли в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты-бе­ зумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множес­ тва плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стер­ тые правосудием Божиим с ли­ ца земли за свое безбожие и за свои беззакония” . В своем сочинении "Мысли о Церкви” Иоанн Кронштадт­ ский писал: "Доколе Россия бу­ дет православна и будет усерд­ но чтить Бога и Богоматерь, до­ толе она будет могущественна и непобедима". Современники по-разному воспринимали мысли и дела Иоанна Кронштадтского. В ре­ волюционной среде его считали мракобесом, в церковно-монар­ хической — светильником, ве­ ликим учителем праведной жизни. В либеральном общест­ ве ему не прощали его "черно­ сотенства” — освящения стягов реакционного Союза Русского народа. На кончину Иоанна Кронш­ тадтского откликнулись многие печатные издания. Михаил Меньшиков, 35 лет близко знав­ ший покойного, писал: "Сегод­ ня Петербург хоронит отца Иоанна Кронштадтского... Два великих сверстника — кронш­ тадтский и яснополянский стар­ цы, полярнопротивоположные по духу, составляют гордость России, ибо оба выражают с ис­ ключительной силой наш наци­ ональный гений. Толстой вопло­ тил в себе могущество оторвав­ шейся от народа аристократии: знатный, богатый, художествен­ но одаренный Толстой вместил в себя все утверждения и все отрицания мира... Не то отец Иоанн: подобно Ломоносову, он вышел из народа, из глухих се­ верных преданий, из той благо­ честивой старины, которая ос­ талась в полузабытом прозви­ ще "Святая Русь” ... Бурно мяту­ щийся и гневный Толстой — са­ мое великое, что создала ин­ теллигенция наша. Неподвиж­ ный и пламенный в своей вере отец Иоанн — самое великое, что создал простой народ за последние 80 лет... В России ро­ дился и умер последний христи­ анин, какого знает мир. Да бу­ дет мир его святой душе” . Иоанн Кронштадтский оста­ вил довольно значительное ли­ тературное наследие, среди ко­ торого выделяется сочинение "Моя жизнь во Христе” , три то­ ма проповедей. Сейчас Россия понемногу возвращается к православию, востанавливаются церкви, воз­ рос интерес к христианскому учению. Выходят из забвения праведники русской жизни. И среди них Иоанн Кронштадт­ ский. И. УШАКОВ. Краевед. ’’Святый праведный отец наш Иоанн, Кронштадтский чудотворец, родился 19 ок­ тября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда — на да­ леком Севере России, в се­ мье бедного сельского дьячка Илии Сергиева” , — так начинается Житие весьма известного в про­ шлом церковного деятеля Иоанна Кронштадтского, выходца из захолустного лесного селения. ’’Живя в суровых условиях край­ ней материальной нужды, отрок Иоанн, — отмечается в его биографии, — рано познакомился с безотрад­ ными картинами бедности, горя, слез и страданий” . Н АДО было обладать выда­ ющимися способностями и волей, чтобы подняться

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz