Ушаков И. Ф. Церковь на Кольском Севере : подборка статей из периодических изданий, 1977 - 2004 гг. / Иван Фёдорович Ушаков ; Мурм. гос. обл. универс. науч. б-ка. – Мурманск : МГОУНБ, 2022. – 1 файл (124 МБ). – URL: http://kolanord.ru/ (дата обращения: 14.02.2022).
ПРАВЕДНИКИ РУССКОЙ ЖИЗН до уровня всероссийского пас тыря, каким он стал к концу царствования Александра III. Иоанн Сергиев по окончании Архангельского приходского училища поступил в Архангель скую духовную семинарию, окончил ее по первому разряду и был принят на казенный счет в Санкт-Петербургскую духов ную академию. Еще во время учебы в акаде мии он имел намерение посвя- на это почти все свое жалова нье. Сам он жил чрезвычайно аскетично — постился, молил ся, уклонялся от всяких соблаз нов. Иоанн Кронштадтский об ладал необыкновенной силой внушения. Душевнобольные ис целялись от своего недуга. Страждущие находили в бесе дах с отцом Иоанном утешение. Подвижничество Иоанна Сер гиева на первых порах вызыва ло неудовольствие духовного дело” . Общая сумма поступле ний составляла около миллиона рублей в год — огромная по тому времени сумма! Эти день ги шли на нужды русской церк ви, на раздачу нищим и бедству ющим. В Кронштадте отец Ио анн устроил "Дом трудолюбия” со школой, церковью, мастер скими и приютом. А в родном селе Суре основал женский мо настырь и в Петербурге постро ил женский монастырь на Кар ского чудотворца, обращался к нему "к а к вполне компетент ному лицу по устройству подо бных учреждений” и надеялся на поддержку своего предло жения. Аналогичные просьбы шли к отцу Иоанну со всех сторон. Появилось немало любителей поживиться за счет щедрого благотворителя. Видимо, еще и поэтому серьезно больной старик не спешил с ответом. МИР ЕГО СВЯТОЙ ДУ тить себя пасторскому служе нию среди отсталых народов Севера. Но судьба распоряди лась по-своему. В 1855 году Ио анн Сергиев окончил курс ака демии со степенью кандидата богословия и по правилам церк ви вступил в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора Елизаве тою Несвитской. 12 декабря то го же года он стал священни ком этого собора и вскоре полу чил прозвание "Кронштадт ский” , которым нередко и под писывался. В портовом поселке Кронш тадта жили чернорабочие, здесь многие пьянствовали и попрошайничали, к религии относились равнодушно, в Бога не особенно верили. При пер вом же знакомстве со своей паствой священник понял: в Кронштадте он нужнее, чем на Севере среди малопросве щенных, но не сбившихся с пути праведного людей. Весь пыл души Иоанн Кронш тадтский отдает перевоспита нию падших, которых называли "босяками” , "подонками". Он стал ежедневно бывать в их жалких лачугах и землянках, сердечно беседовать, утешать, ухаживать за больными и помо гать материально, употребляя начальства. Благотворительная' деятельность — насмешки (ни кто еще не раздавал свое жало ванье нищим), некоторые глу мились над ним, называя юро дивым. Кронштадтские же низы со чли его "чудотворцем” . Вскоре это "открытие” стало достояни ем всей России. Народная мас са жаждала видеть святого че ловека. И он явился. В 1890 году отец Иоанн совер шил поездку по стране, посетил Харьков, Самару, Саратов, Ка зань, Нижний Новгород и всюду многотысячные толпы осажда ли его, стремясь лицезреть свя того, прикоснуться к его одеж де, получить от него благосло вение. В октябре 1894 года Иоанн Кронштадтский находился в Крыму, в Ливадийском двор це, близ смертельно больного императора Александра III. В последние часы своей жизни он сказал отцу Иоанну: "Вы — святой человек, Вы — пра ведник. Вот почему Вас любит русский народ... Когда Вы дер жите руки свои на моей голове, я чувствую большое облегче ние...” Иоанну Кронштадтскому от верующих и фанатичных по клонников сыпались немысли мые пожертвования на "святое повке, в котором завещал похо ронить себя. И все-таки Иоанн Кронштадт ский никогда не забывал своего "далекого Севера” , стремясь помочь просвещению тех, кто слабо знал основы христиан ского вероучения. В 1891 году причт Кольского собора попросил отца Иоанна прислать деньги на постройку храма для лопарей Масельгско- го погоста. Исчисленную сумму (1098 рублей 29 копеек) он не медленно выслал. В 1895 году на средства Иоанна Кронштадт ского соорудили и освятили красивую церковь во имя Алек сея Божьего человека в Рас- Наволоке — на развилке дорог, по которым весною следовали беломорские промышленники на Мурман. В 1895 году Иоанн Кронштадт ский прислал 800 рублей на благоустройство самого Коль ского собора. Как-то заштатный протоиерей Александр Попов обратился к нему с просьбой благослове ния и денег на устройство в Ко ле "женской монашеской общи ны” наподобие скита при часов не святого Трифона. Бывший настоятель Кольского собора Александр Попов, не раз полу чавший деньги от кронштадт А 20 декабря 1908 года Иоанн Кронштадтский скончался. Бурные политические собы тия начала XX века не могли пройти мимо внимания "всерос сийского пастыря” . "Царство Русское, — отмечал он, — коле блется, шатается, близко к па дению” . С негодованием Иоанн Кронштадтский осуждает раз рушителей государства, пред рекает кару Господню за отход от заповедей Христа: "Кто нау чил непокорности и мятежам бесмысленным... Перестаньте безумствовать! Довольно!.. Ес ли в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты-бе зумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множес тва плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стер тые правосудием Божиим с ли ца земли за свое безбожие и за свои беззакония” . В своем сочинении "Мысли о Церкви” Иоанн Кронштадт ский писал: "Доколе Россия бу дет православна и будет усерд но чтить Бога и Богоматерь, до толе она будет могущественна и непобедима". Современники по-разному воспринимали мысли и дела Иоанна Кронштадтского. В ре волюционной среде его считали мракобесом, в церковно-монар хической — светильником, ве ликим учителем праведной жизни. В либеральном общест ве ему не прощали его "черно сотенства” — освящения стягов реакционного Союза Русского народа. На кончину Иоанна Кронш тадтского откликнулись многие печатные издания. Михаил Меньшиков, 35 лет близко знав ший покойного, писал: "Сегод ня Петербург хоронит отца Иоанна Кронштадтского... Два великих сверстника — кронш тадтский и яснополянский стар цы, полярнопротивоположные по духу, составляют гордость России, ибо оба выражают с ис ключительной силой наш наци ональный гений. Толстой вопло тил в себе могущество оторвав шейся от народа аристократии: знатный, богатый, художествен но одаренный Толстой вместил в себя все утверждения и все отрицания мира... Не то отец Иоанн: подобно Ломоносову, он вышел из народа, из глухих се верных преданий, из той благо честивой старины, которая ос талась в полузабытом прозви ще "Святая Русь” ... Бурно мяту щийся и гневный Толстой — са мое великое, что создала ин теллигенция наша. Неподвиж ный и пламенный в своей вере отец Иоанн — самое великое, что создал простой народ за последние 80 лет... В России ро дился и умер последний христи анин, какого знает мир. Да бу дет мир его святой душе” . Иоанн Кронштадтский оста вил довольно значительное ли тературное наследие, среди ко торого выделяется сочинение "Моя жизнь во Христе” , три то ма проповедей. Сейчас Россия понемногу возвращается к православию, востанавливаются церкви, воз рос интерес к христианскому учению. Выходят из забвения праведники русской жизни. И среди них Иоанн Кронштадт ский. И. УШАКОВ. Краевед. ’’Святый праведный отец наш Иоанн, Кронштадтский чудотворец, родился 19 ок тября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда — на да леком Севере России, в се мье бедного сельского дьячка Илии Сергиева” , — так начинается Житие весьма известного в про шлом церковного деятеля Иоанна Кронштадтского, выходца из захолустного лесного селения. ’’Живя в суровых условиях край ней материальной нужды, отрок Иоанн, — отмечается в его биографии, — рано познакомился с безотрад ными картинами бедности, горя, слез и страданий” . Н АДО было обладать выда ющимися способностями и волей, чтобы подняться
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz